Старые «Варвары» и новое варварство
Премьера Мастерской Петра Фоменко
Побывав на «Варварах», вышедших в Мастерской Петра Фоменко (режиссер Евгений Каменькович), удивляешься тому, как живо звучит еще недавно казавшаяся мертвой пьеса: вчера Горький был кошмаром студентов-гуманитариев, сегодня его герои живее всех живых. И дело даже не в том, что теперешняя действительность богата на горьковские типы: современным кажется само отношение автора к жизни, те чувства, которые вызывала у него Россия. Народ зверье, интеллигенция слаба и корыстна, обыватель пошл, просвещенный хищник страшен: людей Горький не любит, судьба отечества оптимизма ему не внушает, но к спектаклю «фоменок» все это имеет отдаленное отношение.
«Фоменки» по-прежнему очаровательны, и то, что их лица растиражировало кино, лишь придает им прелесть. Спектакль напоминает прошлые работы Мастерской: слаженный, как дорогие часы, ансамбль, море коллективного обаяния, точно и крепко сделанные роли все как прежде и все немножко не так.
Дело в пьесе: если бы первый акт был отдельным спектаклем, «Варвары» «фоменок» оставляли бы самые светлые чувства такой милой, изящной, полной интересных режиссерских задумок и удачных актерских работ постановки в Москве, пожалуй, и не найдешь. В сонный провинциальный городок приезжают столичные инженеры, и обыватели высыпают им навстречу каждая роль, на свой лад, почти совершенство. Тот, кто знает и любит театральные работы сестер Кутеповых, Юрия Степанова, Мадлен Джабраиловой, Карэна Бадалова, Галины Тюниной, Кирилла Пирогова и других актеров Фоменко, представляет, о чем идет речь. Увидев, как над забором появляется заспанная, безмятежная, невыразимо добродушная физиономия степановского Гриши, зритель испытывает почти физическое наслаждение. Как всегда очаровательны сестры Кутеповы (здесь они играют соперниц: Полина недалекую и простенькую жену приезжего инженера Анну, неспособную и дня прожить без мужа, Ксения ее соперницу, дворянку Лидию Павловну, женщину умную и абсолютно свободную); неожиданна молоденькая Ольга Левитина ее героиня, сорокалетняя купчиха Притыкина, кажется карикатурой на всех молодящихся женщин. Евгений Каменькович выстроил первый акт тонко и умно: инженеры проводят время на открытой веранде, а вокруг, за забором, расположился город обыватели рассматривают приезжих во все глаза, затаив дыхание, используя заранее припасенные бинокли. К концу действия зал почти растроган «фоменки» прибавили в мастерстве, но сохранили обаяние своей студенческой молодости, когда на спектакли их курса ломилась вся театральная Москва. Во втором акте они играют тот же самый спектакль но тут их обаяния уже не хватает.
Горький очень сложный автор. В «Варварах» Мастерской действуют маски, которые так к лицу ее актерам: милые, доброжелательные, интеллигентные люди, не варвары, не хищники, и земля под их ногами не разверзнется. Во втором акте дело у Горького идет всерьез: обыватели обирают жен и грабят казначейство, прогрессист-инженер собирается бросить жену, инженер-бонвиван развращает местных собутыльников а фоном всему этому служит возникающая в рассказах героев озлобленная и бессмысленная деревня, где человеческая жизнь и гроша не стоит. Катаклизмы и перевороты, которые предчувствовал Горький, куда как актуальны в наше время равно как и взгляд буревестника на интеллигенцию и народ. Но грязь и кровь, которые чувствуются в его пьесе, не в природе «фоменок» они завершают спектакль так же, как начали, и их герои уже кажутся чересчур легковесными по сравнению с тем, как их написал Горький.
Артистам Мастерской тяжело играть большую страсть, неразумную темную силу и черную кость: это слишком интеллигентный и московский, воспитанный на совсем иной литературе театр. Галина Тюнина тонкая, умная, необычная актриса. Но в роли Надежды Монаховой, олицетворяющей мощное, всепобеждающее женское начало, она напоминает декадентствующую светскую даму, и я никогда не поверю, что это рафинированное существо не читало ничего, кроме скверных любовных романов. Героиня Тюниной не колдунья, не влюбленная в любовь ворожея, сама того не желая доводящая мужчин до беды; неспособный на сильное чувство, вялый инженер Черкун Сергея Тарамаева не герой ее романа. В пьесе Горького «фоменки» играют Чехова: их персонажи смеются и разговаривают, а между тем разбиваются их жизни но Алексей Максимович справлялся и не с такими, как они.
Теперь его будут ставить: пройдет немного времени, и зациклившаяся на собственном преуспеянии, презирающая толпу интеллигенция вновь, как и в начале века, заболеет народолюбием. Снова заиграет всеми красками противоречивая фигура русского купца, приобретателя и расточителя, созидателя и самодура лучше Горького о «новых русских» пока не написал никто. Но даже тогда он навряд ли станет козырной картой «фоменок». Для этого у них чересчур легкий и светлый дар честь нового открытия горьковской драматургии достанется какому-нибудь другому театру.
«Фоменки» по-прежнему очаровательны, и то, что их лица растиражировало кино, лишь придает им прелесть. Спектакль напоминает прошлые работы Мастерской: слаженный, как дорогие часы, ансамбль, море коллективного обаяния, точно и крепко сделанные роли все как прежде и все немножко не так.
Дело в пьесе: если бы первый акт был отдельным спектаклем, «Варвары» «фоменок» оставляли бы самые светлые чувства такой милой, изящной, полной интересных режиссерских задумок и удачных актерских работ постановки в Москве, пожалуй, и не найдешь. В сонный провинциальный городок приезжают столичные инженеры, и обыватели высыпают им навстречу каждая роль, на свой лад, почти совершенство. Тот, кто знает и любит театральные работы сестер Кутеповых, Юрия Степанова, Мадлен Джабраиловой, Карэна Бадалова, Галины Тюниной, Кирилла Пирогова и других актеров Фоменко, представляет, о чем идет речь. Увидев, как над забором появляется заспанная, безмятежная, невыразимо добродушная физиономия степановского Гриши, зритель испытывает почти физическое наслаждение. Как всегда очаровательны сестры Кутеповы (здесь они играют соперниц: Полина недалекую и простенькую жену приезжего инженера Анну, неспособную и дня прожить без мужа, Ксения ее соперницу, дворянку Лидию Павловну, женщину умную и абсолютно свободную); неожиданна молоденькая Ольга Левитина ее героиня, сорокалетняя купчиха Притыкина, кажется карикатурой на всех молодящихся женщин. Евгений Каменькович выстроил первый акт тонко и умно: инженеры проводят время на открытой веранде, а вокруг, за забором, расположился город обыватели рассматривают приезжих во все глаза, затаив дыхание, используя заранее припасенные бинокли. К концу действия зал почти растроган «фоменки» прибавили в мастерстве, но сохранили обаяние своей студенческой молодости, когда на спектакли их курса ломилась вся театральная Москва. Во втором акте они играют тот же самый спектакль но тут их обаяния уже не хватает.
Горький очень сложный автор. В «Варварах» Мастерской действуют маски, которые так к лицу ее актерам: милые, доброжелательные, интеллигентные люди, не варвары, не хищники, и земля под их ногами не разверзнется. Во втором акте дело у Горького идет всерьез: обыватели обирают жен и грабят казначейство, прогрессист-инженер собирается бросить жену, инженер-бонвиван развращает местных собутыльников а фоном всему этому служит возникающая в рассказах героев озлобленная и бессмысленная деревня, где человеческая жизнь и гроша не стоит. Катаклизмы и перевороты, которые предчувствовал Горький, куда как актуальны в наше время равно как и взгляд буревестника на интеллигенцию и народ. Но грязь и кровь, которые чувствуются в его пьесе, не в природе «фоменок» они завершают спектакль так же, как начали, и их герои уже кажутся чересчур легковесными по сравнению с тем, как их написал Горький.
Артистам Мастерской тяжело играть большую страсть, неразумную темную силу и черную кость: это слишком интеллигентный и московский, воспитанный на совсем иной литературе театр. Галина Тюнина тонкая, умная, необычная актриса. Но в роли Надежды Монаховой, олицетворяющей мощное, всепобеждающее женское начало, она напоминает декадентствующую светскую даму, и я никогда не поверю, что это рафинированное существо не читало ничего, кроме скверных любовных романов. Героиня Тюниной не колдунья, не влюбленная в любовь ворожея, сама того не желая доводящая мужчин до беды; неспособный на сильное чувство, вялый инженер Черкун Сергея Тарамаева не герой ее романа. В пьесе Горького «фоменки» играют Чехова: их персонажи смеются и разговаривают, а между тем разбиваются их жизни но Алексей Максимович справлялся и не с такими, как они.
Теперь его будут ставить: пройдет немного времени, и зациклившаяся на собственном преуспеянии, презирающая толпу интеллигенция вновь, как и в начале века, заболеет народолюбием. Снова заиграет всеми красками противоречивая фигура русского купца, приобретателя и расточителя, созидателя и самодура лучше Горького о «новых русских» пока не написал никто. Но даже тогда он навряд ли станет козырной картой «фоменок». Для этого у них чересчур легкий и светлый дар честь нового открытия горьковской драматургии достанется какому-нибудь другому театру.
Алексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 12.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Премьерный спектакль «Вишнёвый сад»«The Vanderlust», 29.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Съемки для своихПолина Сурнина, «Аэрофлот», 11.2021
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- НелюбовьПавел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- Галина Тюнина: в реальность телесериалов я не верюНиколай Караев, «Postimees», 26.10.2017
- Галина Тюнина: «Шекспир подал нам руку»Надежда Сикорская, «Наша газета», 13.09.2017
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Война и мир Петра ФоменкоИлья Камышев, «Ульяновская правда», 15.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Не бороться, не сдаватьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Галина Тюнина: «Надо иметь мужество принимать свою судьбу»Анжелика Заозерская, «Москвичка», 29.08.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Все краски акварелиВалерий Выжутович, «Российская газета», 6.03.2012
- В театре нужен бойцовский характерЕлена Коновалова, «Страстной бульвар, № 2 (142)», 2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Галина Тюнина: Переписываю роли от рукиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 25.10.2007
- Мучительно прекрасная жизньЕлена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- Быть лишь красивой некрасивоЛюбовь Лебедина, «Труд», 11.04.2007
- Галина Тюнина: «Актерам вредно быть здоровыми»Григорий Заславский, «Станиславский», 01.2007
- Галина Тюнина: «Слава пройдет и забудется»Зоя Кошелева, «Искусство кино, № 5 за 2006 год», 05.2006
- Праздник непослушанияЕлена Губайдуллина, «Арбат Престиж», 04.2006
- Движение это позитивОльга Романцова, «Культпоход», 04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина«Афиша», 9.07.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангардаЛариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Героиня Серебряного века любит сказкиАнастасия Сергеева, «Разгуляй», 07.1998
- Лики Прекрасной ДамыЕкатерина Сальникова, «Театр, № 1», 01.1997
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993