В одно касание
Недавняя премьера «Войны и мира» в «Мастерской П. Фоменко» вызвала у театральных журналистов приступ нежности. В разговоре об этом театре даже самые сдержанные критики становятся немножко сентиментальными. Такое ощущение, будто после лиричной и одновременно притчевой «Счастливой деревни» от «Мастерской П. Фоменко» все ожидают чуда.
Оправдывает ли эти ожидания новая премьера?
Весьма благополучный облик «Мастерской П. Фоменко» не лишен некоторого диссонанса. Легкого, но все же ощутимого. С одной стороны, эта труппа вызывает у своих поклонников чувство преданной и глубокой любви. «Мастерская П. Фоменко» одно из последних пристанищ тех, кто тоскует по доброму старому времени, когда театр был «нашим всем». Конечно, это пристанище не единственное в столице. Но если искания Анатолия Васильева доступны лишь избранным, а отчаянные, на грани физиологии опусы Камы Гинкаса зрелища, что называется, «на любителя», то у спектаклей «мастерской» есть все, чтобы запасть в душу каждому зрителю. Они исполнены благородства, изящества, теплоты. От них не ждешь провокаций, напротив, можно быть уверенным, что к авторскому тексту здесь отнесутся предельно бережно.
К тому же «Мастерская П. Фоменко» дает надежду на то, что время большого театра не ушло безвозвратно ведь основу одной из самых культурных трупп Москвы составляют молодые, которые с удовольствием перенимают традиции, любят и умеют учиться.
Тут-то, правда, и мелькает тень сомнения. Артисты мастерской прочно существуют в образе учеников. Они хотят так себя ощущать, они ценят это состояние. Это ученики, с трогательным почтением относящиеся к своему мэтру. Однако их вечно юный имидж иногда утомляет. Право, думаешь, слишком уж они хорошие, прямо какие-то ручные. Время от времени актеров мастерской упрекают в привычке кокетничать собственной юностью, которая, увы, не вечна, в том, что их актерская палитра состоит лишь из легких красок и на ней не находится места открытому темпераменту, зрелости, умению играть страдания и страсть. За годы самостоятельной жизни «Мастерская П. Фоменко» не утратила пленительного духа студенческой келейности. И сегодня артисты театра с особенным удовольствием изображают вчерашних детей в том числе и там, где их персонажи по идее уже вышли из детского возраста.
Впрочем, иногда «фоменки» прорываются на более «взрослый» уровень актерского существования. Когда-то подобное произошло на «Шуме и ярости» Сергея Женовача. Совсем недавно на «Одной абсолютно счастливой деревне». А вот в спектакле «Война и мир», на мой взгляд, этого не случилось.
Хотя, собственно, могло ли случиться? Очевидно, что сценическое воплощение великого романа подразумевает фрагментарность, что наиболее вероятный (и, возможно, самый естественный) здесь путь череда этюдов, своеобразная штудия классического текста, заведомо исключающая масштабность.
Петр Фоменко выбрал для своего спектакля первую часть романа: главы, где зарождаются конфликты, где появляются основные герои. Это начало своего рода молодость книги: персонажи еще не знают своей судьбы, они ее только предчувствуют, как предчувствует Лиза Болконская собственную смерть, а Наташа Ростова («Какой он смешной!») свою любовь к Пьеру (Андрей Казаков), случившуюся годы спустя.
Главные герои тут (снова!) совсем дети: Соня (Ксения Кутепова) с любопытством читает по книжке описание себя самой и сравнивает, отвечает ли оно действительности; Наташе (Полина Агуреева) всего тринадцать лет, и война их еще не коснулась, и все они пока что живы князь Андрей, его бедная женушка Лиза и даже старик Болконский.
Спектакль Фоменко провоцирует зрителя на заманчивую, но почти мучительную игру воображения. Он бередит фантазию, заставляя домысливать эпизоды, продолжать их и развивать. Ведь хочется на маленьком пространстве сцены уловить хотя бы отголосок силы, «которая движет народами». Очень хочется воочию увидеть, что будет дальше с этими людьми, как пройдут они через душевную смуту, кризисы и испытания. Однако мучительные внутренние поиски князя Андрея, Наташи, Пьера эту, возможно, самую, увлекательную из линий романа на спектакле Мастерской нам пережить не удастся. Режиссер четко определяет правила игры он дает нам только намеки, только расстановку фигур, только обещания. Действие обрывается отъездом князя Андрея из Лысых Гор на войну, и одна лишь песенка «Мальбрук в поход собрался вернется ли, Бог весть», да еще сходство Болконского с Дон-Кихотом (на голову ему надевают медный таз) укажут на то, что случится с ним потом.
Как на незавершенных портретах Бонапарта и императора Александра, расположенных по двум сторонам сцены, где выписаны лица, но нет фигур, в этом спектакле некоторые персонажи подаются более объемно, а иные обозначены в одно касание. Существуют здесь совсем бесплотные тени, которые, однако, особенно заманчиво было бы увидеть во плоти. Вот, скажем, Элен молчаливая и печальная звезда салона Анны Шерер, надменная и одновременно трогательная в этой своей надменности девочка. Девочка, глядя на которую можно предположить (довообразить), чем Элен увлекла Пьера. Тем более что та же пленительно непосредственная Полина Агуреева чуть позже предстанет перед нами и в облике Наташи Ростовой.
«Старшие фоменки» демонстрируют в этом спектакле всю отточенность своей техники. Их игра по-своему совершенна, но при этом не выходит за границы ожидаемого это виртуозность существования в ранее уже освоенном пространстве. Когда видишь, как Лиза Болконская (Ксения Кутепова) с деликатной укоризной в голосе произносит «Андрэ┘», предостерегая мужа от излишней резкости суждений; как смешно и устрашающе точно Мадлен Джабраилова играет мастера демагогии княгиню Друбецкую; как горек и одновременно комичен образ старика Болконского в исполнении Карэна Бадалова, к чувству восхищения примешивается разочарование. Ведь именно так ты все себе и представляла!
Хотя странное дело! Мари Болконская Галины Тюниной вроде столь же ожидаема, но здесь легкая манера игры отчего-то не отменяет драматизма. И сердце вдруг по-настоящему сжимается, когда княжна, опустив полные любви и покорности глаза, выслушивает, как распекает ее желчный отец. Да и не менее эскизно намеченный князь Андрей Ильи Любимова почему-то выглядит на редкость современным молодым человеком, а за его сдержанностью угадывается личность и характер.
Как и большинство постановок мастерской, этот спектакль подкупающе уютен. Поклонники театра наверняка будут очарованы тем, с каким нежным юмором Петр Фоменко решает эпизод именин в доме Ростовых, где веселая чехарда детей сменяется трогательно-фальшивым хоровым пением и воркованием родителей. Эти теплые сцены заслоняют все и гротескный холодок петербургского салона, и беспощадную борьбу за наследство умирающего графа Безухова, и пари Долохова.
Глядя на эти сцены, в конце концов поддаешься «фирменному» фоменковскому обаянию и думаешь: а стоит ли ожидать большего? Разве перед нами не отлично слаженный актерский ансамбль? Может, в этой способности артистов мастерской не проживать настоящие чувства, а лишь намекать на них, и кроется индивидуальная интонация театра? И кто, собственно, сказал, что если в «Войне и мире» актеры играют примерно так же, как Ксения Кутепова в «Семейном счастии» напевает романс обозначая неподвластные ей верхние ноты грациозным движением руки, то этого недостаточно?
Оправдывает ли эти ожидания новая премьера?
Весьма благополучный облик «Мастерской П. Фоменко» не лишен некоторого диссонанса. Легкого, но все же ощутимого. С одной стороны, эта труппа вызывает у своих поклонников чувство преданной и глубокой любви. «Мастерская П. Фоменко» одно из последних пристанищ тех, кто тоскует по доброму старому времени, когда театр был «нашим всем». Конечно, это пристанище не единственное в столице. Но если искания Анатолия Васильева доступны лишь избранным, а отчаянные, на грани физиологии опусы Камы Гинкаса зрелища, что называется, «на любителя», то у спектаклей «мастерской» есть все, чтобы запасть в душу каждому зрителю. Они исполнены благородства, изящества, теплоты. От них не ждешь провокаций, напротив, можно быть уверенным, что к авторскому тексту здесь отнесутся предельно бережно.
К тому же «Мастерская П. Фоменко» дает надежду на то, что время большого театра не ушло безвозвратно ведь основу одной из самых культурных трупп Москвы составляют молодые, которые с удовольствием перенимают традиции, любят и умеют учиться.
Тут-то, правда, и мелькает тень сомнения. Артисты мастерской прочно существуют в образе учеников. Они хотят так себя ощущать, они ценят это состояние. Это ученики, с трогательным почтением относящиеся к своему мэтру. Однако их вечно юный имидж иногда утомляет. Право, думаешь, слишком уж они хорошие, прямо какие-то ручные. Время от времени актеров мастерской упрекают в привычке кокетничать собственной юностью, которая, увы, не вечна, в том, что их актерская палитра состоит лишь из легких красок и на ней не находится места открытому темпераменту, зрелости, умению играть страдания и страсть. За годы самостоятельной жизни «Мастерская П. Фоменко» не утратила пленительного духа студенческой келейности. И сегодня артисты театра с особенным удовольствием изображают вчерашних детей в том числе и там, где их персонажи по идее уже вышли из детского возраста.
Впрочем, иногда «фоменки» прорываются на более «взрослый» уровень актерского существования. Когда-то подобное произошло на «Шуме и ярости» Сергея Женовача. Совсем недавно на «Одной абсолютно счастливой деревне». А вот в спектакле «Война и мир», на мой взгляд, этого не случилось.
Хотя, собственно, могло ли случиться? Очевидно, что сценическое воплощение великого романа подразумевает фрагментарность, что наиболее вероятный (и, возможно, самый естественный) здесь путь череда этюдов, своеобразная штудия классического текста, заведомо исключающая масштабность.
Петр Фоменко выбрал для своего спектакля первую часть романа: главы, где зарождаются конфликты, где появляются основные герои. Это начало своего рода молодость книги: персонажи еще не знают своей судьбы, они ее только предчувствуют, как предчувствует Лиза Болконская собственную смерть, а Наташа Ростова («Какой он смешной!») свою любовь к Пьеру (Андрей Казаков), случившуюся годы спустя.
Главные герои тут (снова!) совсем дети: Соня (Ксения Кутепова) с любопытством читает по книжке описание себя самой и сравнивает, отвечает ли оно действительности; Наташе (Полина Агуреева) всего тринадцать лет, и война их еще не коснулась, и все они пока что живы князь Андрей, его бедная женушка Лиза и даже старик Болконский.
Спектакль Фоменко провоцирует зрителя на заманчивую, но почти мучительную игру воображения. Он бередит фантазию, заставляя домысливать эпизоды, продолжать их и развивать. Ведь хочется на маленьком пространстве сцены уловить хотя бы отголосок силы, «которая движет народами». Очень хочется воочию увидеть, что будет дальше с этими людьми, как пройдут они через душевную смуту, кризисы и испытания. Однако мучительные внутренние поиски князя Андрея, Наташи, Пьера эту, возможно, самую, увлекательную из линий романа на спектакле Мастерской нам пережить не удастся. Режиссер четко определяет правила игры он дает нам только намеки, только расстановку фигур, только обещания. Действие обрывается отъездом князя Андрея из Лысых Гор на войну, и одна лишь песенка «Мальбрук в поход собрался вернется ли, Бог весть», да еще сходство Болконского с Дон-Кихотом (на голову ему надевают медный таз) укажут на то, что случится с ним потом.
Как на незавершенных портретах Бонапарта и императора Александра, расположенных по двум сторонам сцены, где выписаны лица, но нет фигур, в этом спектакле некоторые персонажи подаются более объемно, а иные обозначены в одно касание. Существуют здесь совсем бесплотные тени, которые, однако, особенно заманчиво было бы увидеть во плоти. Вот, скажем, Элен молчаливая и печальная звезда салона Анны Шерер, надменная и одновременно трогательная в этой своей надменности девочка. Девочка, глядя на которую можно предположить (довообразить), чем Элен увлекла Пьера. Тем более что та же пленительно непосредственная Полина Агуреева чуть позже предстанет перед нами и в облике Наташи Ростовой.
«Старшие фоменки» демонстрируют в этом спектакле всю отточенность своей техники. Их игра по-своему совершенна, но при этом не выходит за границы ожидаемого это виртуозность существования в ранее уже освоенном пространстве. Когда видишь, как Лиза Болконская (Ксения Кутепова) с деликатной укоризной в голосе произносит «Андрэ┘», предостерегая мужа от излишней резкости суждений; как смешно и устрашающе точно Мадлен Джабраилова играет мастера демагогии княгиню Друбецкую; как горек и одновременно комичен образ старика Болконского в исполнении Карэна Бадалова, к чувству восхищения примешивается разочарование. Ведь именно так ты все себе и представляла!
Хотя странное дело! Мари Болконская Галины Тюниной вроде столь же ожидаема, но здесь легкая манера игры отчего-то не отменяет драматизма. И сердце вдруг по-настоящему сжимается, когда княжна, опустив полные любви и покорности глаза, выслушивает, как распекает ее желчный отец. Да и не менее эскизно намеченный князь Андрей Ильи Любимова почему-то выглядит на редкость современным молодым человеком, а за его сдержанностью угадывается личность и характер.
Как и большинство постановок мастерской, этот спектакль подкупающе уютен. Поклонники театра наверняка будут очарованы тем, с каким нежным юмором Петр Фоменко решает эпизод именин в доме Ростовых, где веселая чехарда детей сменяется трогательно-фальшивым хоровым пением и воркованием родителей. Эти теплые сцены заслоняют все и гротескный холодок петербургского салона, и беспощадную борьбу за наследство умирающего графа Безухова, и пари Долохова.
Глядя на эти сцены, в конце концов поддаешься «фирменному» фоменковскому обаянию и думаешь: а стоит ли ожидать большего? Разве перед нами не отлично слаженный актерский ансамбль? Может, в этой способности артистов мастерской не проживать настоящие чувства, а лишь намекать на них, и кроется индивидуальная интонация театра? И кто, собственно, сказал, что если в «Войне и мире» актеры играют примерно так же, как Ксения Кутепова в «Семейном счастии» напевает романс обозначая неподвластные ей верхние ноты грациозным движением руки, то этого недостаточно?
Александра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 12.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Премьерный спектакль «Вишнёвый сад»«The Vanderlust», 29.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Съемки для своихПолина Сурнина, «Аэрофлот», 11.2021
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- НелюбовьПавел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- Галина Тюнина: в реальность телесериалов я не верюНиколай Караев, «Postimees», 26.10.2017
- Галина Тюнина: «Шекспир подал нам руку»Надежда Сикорская, «Наша газета», 13.09.2017
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Война и мир Петра ФоменкоИлья Камышев, «Ульяновская правда», 15.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Не бороться, не сдаватьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Галина Тюнина: «Надо иметь мужество принимать свою судьбу»Анжелика Заозерская, «Москвичка», 29.08.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Все краски акварелиВалерий Выжутович, «Российская газета», 6.03.2012
- В театре нужен бойцовский характерЕлена Коновалова, «Страстной бульвар, № 2 (142)», 2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Галина Тюнина: Переписываю роли от рукиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 25.10.2007
- Мучительно прекрасная жизньЕлена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- Быть лишь красивой некрасивоЛюбовь Лебедина, «Труд», 11.04.2007
- Галина Тюнина: «Актерам вредно быть здоровыми»Григорий Заславский, «Станиславский», 01.2007
- Галина Тюнина: «Слава пройдет и забудется»Зоя Кошелева, «Искусство кино, № 5 за 2006 год», 05.2006
- Праздник непослушанияЕлена Губайдуллина, «Арбат Престиж», 04.2006
- Движение это позитивОльга Романцова, «Культпоход», 04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина«Афиша», 9.07.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангардаЛариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Героиня Серебряного века любит сказкиАнастасия Сергеева, «Разгуляй», 07.1998
- Лики Прекрасной ДамыЕкатерина Сальникова, «Театр, № 1», 01.1997
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993