Начало романа
«Война и мир» в московском театре «Мастерская П. Фоменко»
Новость о готовящейся премьере, разнесясь по Москве, у многих вызвала недоумение: ставить Толстого на такой крошечной сцене, перед залом, вмещающим не более ста двадцати человек, разве это возможно? Между тем было понятно, что постановка толстовского романа, по всей видимости, давняя и любимая мечта Петра Фоменко, и откладывать ее он не захотел. А может быть, все дело в том, что ему нравится испытывать возможности камерного театра. Ведь поставил же он «Без вины виноватые» Островского в буфете вахтанговского театра┘ Успокаивала информация, что ставится не вся эпопея, а только первая часть первого тома. Это самое начало романа, еще до кампании 1805 года.
Оказалось, что играется спектакль не на сцене, а на площадке, окруженной зрительскими креслами. Вместо занавеса карта Европы 1805 года, очень подробная, с русскими названиями городов и местечек. Березиной она как бы разделена пополам. По обе стороны от занавеса на подставках известные портреты в рост двух императоров Александра I и Наполеона, нанесены контуры, кисть художника коснулась только лиц. Нам указывают дали романа и его исторические рамки, но зачем? Пьер Безухов (Андрей Казаков) почему-то забирается на стремянку и по книжке, но не всегда по книжке, читает мысли Толстого об истории. Едва ли кто-то в них вслушивается, зрители не готовы задуматься над ними. Напряжение спадает, когда занавес распахивается, и мы попадаем в салон Анны Павловны Шерер. И по мере того как разгоряченная Анна Павловна (Галина Тюнина) бранит Австрию и Англию и уверяет, что никому не верит, только одному Богу и нашему милому императору, а князь Курагин (Рустэм Юскаев) пытается выведать о дипломатических вакансиях для своего беспутного сына Анатоля; по мере того как гостиная наполняется и перед нами предстает блистательная Элен (Полина Агуреева), маленькая княгиня (Ксения Кутепова), Андрей Болконский (Илья Любимов), между актерами и залом устанавливается то особое взаимопонимание, которое так характерно для этого театра. Его можно определить как доверие. Вас включают в свой круг, потому что вам доверяют. Вас не стремятся развлекать, но не будут дразнить, не будут вам потакать, пытаться с вами заигрывать, но не дадут заскучать.
С первой сцены ясно, что нам хотят представить Толстого, а не нечто, имеющее к нему отношение, что называется, «по мотивам». Представить, не пугая купюрами и перестановками, подробно, неторопливо, смакуя диалоги, реплики, не изменяя гениально задуманной композиции первой сцены, в сущности, разговорной. Люди только говорят, вертится колесо разговорной машины, а в это время определяются их судьбы и начинают по-иному складываться их жизни. Не из этой ли сцены выросла чеховская драматургия?..
Ясно и то, что театр не стремится копировать, воспроизводить классика в его пластике что заранее было бы обречено на скуку и мертвечину. Поначалу нам намекают, что намерения у театра самые скромные: актеры выходят с томиками Толстого и первые фразы читают. Толстой будет всего-навсего «прочитан». Никаких декораций, париков, даже грима не заметно. Пьер Безухов появляется в серой крылатке, в ней же он в спальне умирающего отца, на именинах у Ростовых как будто так и надо, ведь Пьер такой рассеянный. Анна Шерер и княгиня Друбецкая в свободных одеждах, которые могут принадлежать разным эпохам возраст (сценический, конечно) их оправдывает. А вот маленькая княгиня, Соня, Элен в ампирных платьях; оказалось, что без них все же невозможно обойтись. Почти все актеры исполняют несколько ролей. Потому ли, что у Толстого героев больше, чем актеров в театре? Думается, решает другое желание заворожить зрителей чередой превращений, стихией игры, жадностью прикосновения к материалу. Такое впечатление, что актерам хотелось всех переиграть, и режиссер им уступил. Он как бы потакает актерской стихии и даже разрешает вольности. Тюниной удобнее играть Шерер с ортопедической ногой, и вот она уже захромала с тростью. Худенькой Арининой никак не сыграть дородную старуху Ахросимову, и вот в доме Ростовых появляется слепая старушка в простом платке и домашней кофте. Лицо ее светится такой добротой, что к ней хочется прикоснуться каждому. Да, это не толстовские образы и не толстовские краски. Но эту вольность прощаешь, потому что она служит целому, она поглощается им. Целое это не просто соединение каких-то характеров, душевных движений, поступков в одно действие, но и создание атмосферы. И вот здесь одно из самых замечательных приближений театра к толстовскому реализму, к его жизненной убедительности умении создать атмосферу, которая различна в разных слоях общества, вокруг каких-то лиц. Одна атмосфера в мрачном доме графа Безухова, где близкая смерть не может остановить поиски мозаикового портфеля с завещанием; другая в радушном доме Ростовых, атмосфера всеобщей детской влюбленности и семейного лада; третья в доме Болконских в Лысых горах, где все живут по законам сурового чудака князя. Действующее лицо, попадая в атмосферу другого дома, не может не испытывать на себе ее влияния и не меняться под этим влиянием.
Маленькая княгиня (К. Кутепова) в салоне Шерер обольстительна своими интонациями ребенка, всеми обласканного и любимого, ребенка, которому можно простить любой вздор. Непонятно, почему князь Андрей морщится, при его-то уме и душевной тонкости. Мы начинаем об этом догадываться, когда видим княгиню у нее дома, куда князь Андрей привез Пьера. Оказывается, ее ребячья обольстительность маска. Уставшая княгиня ее снимает, и мы понимаем, что она не так уж простодушна. А может быть, нам это только показалось просто злая минута, страх отъезда-ссылки в Лысые горы?.. Кутепова работает акварелью, она знает тайну оттенков, игры валёров, и смотреть, как она работает вот сегодня, сейчас, кажется великим наслаждением и чем-то, похожим на святотатство┘ Вот она в Лысых горах, как все, замирает за столом, когда старый князь, горячась в споре об ошибках Наполеона, поднимает голос до крика. В ее словах княжне Марье, когда все встают из-за стола: «Какой умный человек ваш батюшка┘» и отзвук светской любезности, и смирение женщины, которой придется жить в доме князя, и ощущение обреченности. Да, в ее улыбке этот свет и эта обреченность. И кажется, что Кутепова играет того ангела, которого князь Андрей поставил на могиле своей жены, поразительно похожего на нее, с тем же выражением кроткой укоризны и улыбкой, которая говорила: «Ах, зачем же вы это со мной сделали?..»
Можно рассказать о других примерах актерских превращений в одной роли, когда она высвечивается с разных сторон. Мадлен Джабраилова играет княгиню Друбецкую так, что мы, кажется, знаем о ней все, но вот княгиня появляется у Ростовых. С привычными интонациями, как бы по инерции, она рассказывает о безобразной сцене с мозаиковым портфелем, в которой принимала участие, и так же по инерции называет сумму, совершенно необходимую ей для экипировки сына. И когда графиня неловко, застенчиво, боясь обидеть подругу, предлагает ей эту сумму, она спохватывается, как-то оседает, весь светский лоск с нее сходит, она превращается просто в женщину, уставшую от обид и унижений, и горько рыдает, обнявшись со своей старой подругой.
Можно сказать, что психологическая стратегия и тактика Толстого разгадана театром и блестяще разыграна им. Именно психологические открытия составляют содержание спектакля и захватывают сильнее детектива. Такое впечатление, что актеры начали работу над текстом еще на студенческой скамье. Школа «фоменок» обнаруживает толстовскую прививку.
Спектакль упрекают в камерности звучания, в отсутствии эпической мощи, в отсутствии темы Истории. И у Толстого в начале романа История только фон, только разговоры и предчувствия. Песенка о Мальбруке, который в поход собрался, разыгранная актерами как маленькая интермедия, выражает это предчувствие и в то же время разрушает толстовскую стилистику своей пронзительностью и всеразрушающим скепсисом. Наш век не может не присутствовать в спектакле об Истории.
Оказалось, что играется спектакль не на сцене, а на площадке, окруженной зрительскими креслами. Вместо занавеса карта Европы 1805 года, очень подробная, с русскими названиями городов и местечек. Березиной она как бы разделена пополам. По обе стороны от занавеса на подставках известные портреты в рост двух императоров Александра I и Наполеона, нанесены контуры, кисть художника коснулась только лиц. Нам указывают дали романа и его исторические рамки, но зачем? Пьер Безухов (Андрей Казаков) почему-то забирается на стремянку и по книжке, но не всегда по книжке, читает мысли Толстого об истории. Едва ли кто-то в них вслушивается, зрители не готовы задуматься над ними. Напряжение спадает, когда занавес распахивается, и мы попадаем в салон Анны Павловны Шерер. И по мере того как разгоряченная Анна Павловна (Галина Тюнина) бранит Австрию и Англию и уверяет, что никому не верит, только одному Богу и нашему милому императору, а князь Курагин (Рустэм Юскаев) пытается выведать о дипломатических вакансиях для своего беспутного сына Анатоля; по мере того как гостиная наполняется и перед нами предстает блистательная Элен (Полина Агуреева), маленькая княгиня (Ксения Кутепова), Андрей Болконский (Илья Любимов), между актерами и залом устанавливается то особое взаимопонимание, которое так характерно для этого театра. Его можно определить как доверие. Вас включают в свой круг, потому что вам доверяют. Вас не стремятся развлекать, но не будут дразнить, не будут вам потакать, пытаться с вами заигрывать, но не дадут заскучать.
С первой сцены ясно, что нам хотят представить Толстого, а не нечто, имеющее к нему отношение, что называется, «по мотивам». Представить, не пугая купюрами и перестановками, подробно, неторопливо, смакуя диалоги, реплики, не изменяя гениально задуманной композиции первой сцены, в сущности, разговорной. Люди только говорят, вертится колесо разговорной машины, а в это время определяются их судьбы и начинают по-иному складываться их жизни. Не из этой ли сцены выросла чеховская драматургия?..
Ясно и то, что театр не стремится копировать, воспроизводить классика в его пластике что заранее было бы обречено на скуку и мертвечину. Поначалу нам намекают, что намерения у театра самые скромные: актеры выходят с томиками Толстого и первые фразы читают. Толстой будет всего-навсего «прочитан». Никаких декораций, париков, даже грима не заметно. Пьер Безухов появляется в серой крылатке, в ней же он в спальне умирающего отца, на именинах у Ростовых как будто так и надо, ведь Пьер такой рассеянный. Анна Шерер и княгиня Друбецкая в свободных одеждах, которые могут принадлежать разным эпохам возраст (сценический, конечно) их оправдывает. А вот маленькая княгиня, Соня, Элен в ампирных платьях; оказалось, что без них все же невозможно обойтись. Почти все актеры исполняют несколько ролей. Потому ли, что у Толстого героев больше, чем актеров в театре? Думается, решает другое желание заворожить зрителей чередой превращений, стихией игры, жадностью прикосновения к материалу. Такое впечатление, что актерам хотелось всех переиграть, и режиссер им уступил. Он как бы потакает актерской стихии и даже разрешает вольности. Тюниной удобнее играть Шерер с ортопедической ногой, и вот она уже захромала с тростью. Худенькой Арининой никак не сыграть дородную старуху Ахросимову, и вот в доме Ростовых появляется слепая старушка в простом платке и домашней кофте. Лицо ее светится такой добротой, что к ней хочется прикоснуться каждому. Да, это не толстовские образы и не толстовские краски. Но эту вольность прощаешь, потому что она служит целому, она поглощается им. Целое это не просто соединение каких-то характеров, душевных движений, поступков в одно действие, но и создание атмосферы. И вот здесь одно из самых замечательных приближений театра к толстовскому реализму, к его жизненной убедительности умении создать атмосферу, которая различна в разных слоях общества, вокруг каких-то лиц. Одна атмосфера в мрачном доме графа Безухова, где близкая смерть не может остановить поиски мозаикового портфеля с завещанием; другая в радушном доме Ростовых, атмосфера всеобщей детской влюбленности и семейного лада; третья в доме Болконских в Лысых горах, где все живут по законам сурового чудака князя. Действующее лицо, попадая в атмосферу другого дома, не может не испытывать на себе ее влияния и не меняться под этим влиянием.
Маленькая княгиня (К. Кутепова) в салоне Шерер обольстительна своими интонациями ребенка, всеми обласканного и любимого, ребенка, которому можно простить любой вздор. Непонятно, почему князь Андрей морщится, при его-то уме и душевной тонкости. Мы начинаем об этом догадываться, когда видим княгиню у нее дома, куда князь Андрей привез Пьера. Оказывается, ее ребячья обольстительность маска. Уставшая княгиня ее снимает, и мы понимаем, что она не так уж простодушна. А может быть, нам это только показалось просто злая минута, страх отъезда-ссылки в Лысые горы?.. Кутепова работает акварелью, она знает тайну оттенков, игры валёров, и смотреть, как она работает вот сегодня, сейчас, кажется великим наслаждением и чем-то, похожим на святотатство┘ Вот она в Лысых горах, как все, замирает за столом, когда старый князь, горячась в споре об ошибках Наполеона, поднимает голос до крика. В ее словах княжне Марье, когда все встают из-за стола: «Какой умный человек ваш батюшка┘» и отзвук светской любезности, и смирение женщины, которой придется жить в доме князя, и ощущение обреченности. Да, в ее улыбке этот свет и эта обреченность. И кажется, что Кутепова играет того ангела, которого князь Андрей поставил на могиле своей жены, поразительно похожего на нее, с тем же выражением кроткой укоризны и улыбкой, которая говорила: «Ах, зачем же вы это со мной сделали?..»
Можно рассказать о других примерах актерских превращений в одной роли, когда она высвечивается с разных сторон. Мадлен Джабраилова играет княгиню Друбецкую так, что мы, кажется, знаем о ней все, но вот княгиня появляется у Ростовых. С привычными интонациями, как бы по инерции, она рассказывает о безобразной сцене с мозаиковым портфелем, в которой принимала участие, и так же по инерции называет сумму, совершенно необходимую ей для экипировки сына. И когда графиня неловко, застенчиво, боясь обидеть подругу, предлагает ей эту сумму, она спохватывается, как-то оседает, весь светский лоск с нее сходит, она превращается просто в женщину, уставшую от обид и унижений, и горько рыдает, обнявшись со своей старой подругой.
Можно сказать, что психологическая стратегия и тактика Толстого разгадана театром и блестяще разыграна им. Именно психологические открытия составляют содержание спектакля и захватывают сильнее детектива. Такое впечатление, что актеры начали работу над текстом еще на студенческой скамье. Школа «фоменок» обнаруживает толстовскую прививку.
Спектакль упрекают в камерности звучания, в отсутствии эпической мощи, в отсутствии темы Истории. И у Толстого в начале романа История только фон, только разговоры и предчувствия. Песенка о Мальбруке, который в поход собрался, разыгранная актерами как маленькая интермедия, выражает это предчувствие и в то же время разрушает толстовскую стилистику своей пронзительностью и всеразрушающим скепсисом. Наш век не может не присутствовать в спектакле об Истории.
Л. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 12.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Премьерный спектакль «Вишнёвый сад»«The Vanderlust», 29.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Съемки для своихПолина Сурнина, «Аэрофлот», 11.2021
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- НелюбовьПавел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- Галина Тюнина: в реальность телесериалов я не верюНиколай Караев, «Postimees», 26.10.2017
- Галина Тюнина: «Шекспир подал нам руку»Надежда Сикорская, «Наша газета», 13.09.2017
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Война и мир Петра ФоменкоИлья Камышев, «Ульяновская правда», 15.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Не бороться, не сдаватьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Галина Тюнина: «Надо иметь мужество принимать свою судьбу»Анжелика Заозерская, «Москвичка», 29.08.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Все краски акварелиВалерий Выжутович, «Российская газета», 6.03.2012
- В театре нужен бойцовский характерЕлена Коновалова, «Страстной бульвар, № 2 (142)», 2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Галина Тюнина: Переписываю роли от рукиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 25.10.2007
- Мучительно прекрасная жизньЕлена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- Быть лишь красивой некрасивоЛюбовь Лебедина, «Труд», 11.04.2007
- Галина Тюнина: «Актерам вредно быть здоровыми»Григорий Заславский, «Станиславский», 01.2007
- Галина Тюнина: «Слава пройдет и забудется»Зоя Кошелева, «Искусство кино, № 5 за 2006 год», 05.2006
- Праздник непослушанияЕлена Губайдуллина, «Арбат Престиж», 04.2006
- Движение это позитивОльга Романцова, «Культпоход», 04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина«Афиша», 9.07.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангардаЛариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Героиня Серебряного века любит сказкиАнастасия Сергеева, «Разгуляй», 07.1998
- Лики Прекрасной ДамыЕкатерина Сальникова, «Театр, № 1», 01.1997
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993