Героиня Серебряного века любит сказки
Галина Тюнина актриса театра «Мастерская П. Фоменко» в представлении не нуждается. Ее называют восходящей звездой, сравнивают с молодой Маргаритой Тереховой. Дебют в кино роль блистательной балерины начала века Ольги Спесивцевой в фильме Алексея Учителя «Мания Жизели» принес ей широкую известность.
Сейчас Галина Тюнина снимается в новом фильме Учителя. Последняя ее работа в театре роль Сочинителя в спектакле «Чичиков», поставленном Петром Фоменко по сохранившимся отрывкам второго тома гоголевских «Мертвых душ». С актрисой беседует корреспондент «Разгуляя» Анастасия Сергеева.
Несколько слов о новом фильме.
Это история о последних годах жизни Бунина. Я играю его жену женщину удивительную, хотя на первый взгляд ничем не примечательную. У нее не было никаких особых талантов, она просто всю жизнь была рядом с Буниным, самоотверженно терпя его непростой характер. Ее любовь к этому человеку просто уникальна. Чего стоит хотя бы то, что она мирилась с весьма странным образом жизни, который в последние годы вела семья, образуя треугольник: Иван Алексеевич, его любовница и она, жена.
Вас часто сравнивают с женщинами Серебряного века. Вот и ваша теперешняя героиня родом из того времени. Вы не боитесь стать заложницей навязываемого вам образа?
Мне действительно интересно все, что связано с началом века, интересны люди того времени. Так получилось, что я не раз сталкивалась с этой темой. В театре играю в спектакле, поставленном по пьесе Цветаевой поэтессы Серебряного века; в кино Ольгу Спесивцеву. Если режиссеры и дальше будут мне предлагать что-нибудь из эпохи декаданса, я не буду отказываться. Раз люди видят меня героиней этого времени пожалуйста. Но сама-то я знаю, что могу не только это.
А что-нибудь смешное, нелепое, гротесковое вы хотели бы сыграть?
Я бы не отказалась попробовать. Хотя, подозреваю, мне было бы очень непросто уж очень это не мое.
Вы как-то говорили, что актера к новой работе должна приводить закономерная случайность. Роль Сочинителя в «Чичикове» для вас случайна или закономерна?
И то и другое. Мне кажется, я шла к этой роли давно. Некоторая надломленность, болезненность были свойственны моим героиням и раньше. Вспомнить хотя бы миссис Компсон, которую я играла в спектакле Сергея Женовача «Шум и ярость» по роману У. Фолкнера. Очень обидно, что спектакль сошел тогда, когда мы, кажется, только-только начали понимать, как его играть. Сейчас, когда я вспоминаю этот спектакль, то мечтаю, как сегодня сделала бы ту или иную сцену. Но увы┘ В «Чичикове» материал не менее сложный, чем у Фолкнера. Этот спектакль я отчасти воспринимаю как подаренную мне возможность воплотить то, что не смогла сделать в «Шуме и ярости». Роль у меня здесь очень неожиданная, странная. В период репетиций я читала поздние произведения Гоголя письма, дневники, автобиографическую прозу. Не только для того, чтобы умом понять, каким был Гоголь важнее было сердцем, кожей почувствовать этого человека. Физически ощутить, что значит быть больным, надломленным, мучающимся человеком.
Как вы относитесь к расхожему мнению о том, что актер это пустой сосуд, готовый принять в себя все, что предложит режиссер?
В этом есть доля правды. Хотя, конечно, это не означает, что актер должен быть глуп. Он должен быть предельно открытым, восприимчивым, ничем не загруженным. И к своему герою он должен подходить совершенно непредвзято, принимая его целиком, не отбирая вот эта черта мне нравится, а эта нет. Только так можно понять человека, которого играешь. Хотя, с другой стороны, существует опасность полного слияния с персонажем. Что тоже неверно. Для того, чтобы сыграть, например, современницу, мне не обязательно пропадать на тусовках. Я смотрю на своего героя всегда чуть-чуть со стороны. Иначе не передать этого на сцене. Совершенно отказываться от себя, от своего «я» нельзя (да это и вряд ли возможно). Такая двойственность стать другим, оставаясь собой, наверное, и называется перевоплощением.
Вы производите впечатление очень спокойного, сдержанного человека. Это характер или маска?
Пожалуй, это черта характера, которую я в себе всячески культивирую. Потому что во взвинченном, нервном состоянии работать не могу. Чтобы быть на репетиции «белым листом», мне необходимо быть душевно спокойной. Спектакль не рождается в конфликте. Когда режиссер чего-то хочет, а актер сопротивляется ничего не получится. Мне необходимо полное доверие и человеческое взаимопонимание с теми людьми, с которыми я работаю. Помимо этого очень важна дисциплина. Актер это профессия жесткая, не терпящая сентиментальностей. Потому на площадке я люблю деловую обстановку без лишних нежностей, но и без крика.
Все ваши разговоры только о театре. Складывается впечатление, что вся жизнь начинается и заканчивается в театре.
Так оно и есть. Я всегда знала, что буду актрисой. У меня никогда не было сомнений в выборе профессии. Поэтому после восьмого класса я решила хватит учиться, И поехала поступать в саратовское театральное училище. После окончания два года проработала в Саратовском театре драмы и, поняв, что здесь ничему больше научиться не смогу (театр много забирал, но очень мало давал взамен), решила продолжить образование. Поехала в Москву, поступать в ГИТИС.
Биография целеустремленного авантюриста┘
В том, что касается профессии, я действительно авантюрист. В жизни нет.
Но что-нибудь помимо театра вас интересует?
Люблю читать, слушать музыку и┘ ходить в театр. Мне очень нравится чувствовать себя зрителем, нравится атмосфера в зале. Этот момент, когда садишься на место, листаешь программку и вместе со всеми ждешь начала спектакля. Так интересно оказаться в театре в непривычном качестве. И еще я всегда переживаю за коллег, наблюдая за тем, как они нервничают на сцене.
У многих актеров есть любимые приметы. Вы суеверный человек?
Нет, нисколько, Я верю в судьбу, в то, что она дает шанс нужно только суметь им воспользоваться, не прозевать. А в приметы я хоть и не верю, но люблю они иногда бывают красивыми, как сказка.
Сейчас Галина Тюнина снимается в новом фильме Учителя. Последняя ее работа в театре роль Сочинителя в спектакле «Чичиков», поставленном Петром Фоменко по сохранившимся отрывкам второго тома гоголевских «Мертвых душ». С актрисой беседует корреспондент «Разгуляя» Анастасия Сергеева.
Несколько слов о новом фильме.
Это история о последних годах жизни Бунина. Я играю его жену женщину удивительную, хотя на первый взгляд ничем не примечательную. У нее не было никаких особых талантов, она просто всю жизнь была рядом с Буниным, самоотверженно терпя его непростой характер. Ее любовь к этому человеку просто уникальна. Чего стоит хотя бы то, что она мирилась с весьма странным образом жизни, который в последние годы вела семья, образуя треугольник: Иван Алексеевич, его любовница и она, жена.
Вас часто сравнивают с женщинами Серебряного века. Вот и ваша теперешняя героиня родом из того времени. Вы не боитесь стать заложницей навязываемого вам образа?
Мне действительно интересно все, что связано с началом века, интересны люди того времени. Так получилось, что я не раз сталкивалась с этой темой. В театре играю в спектакле, поставленном по пьесе Цветаевой поэтессы Серебряного века; в кино Ольгу Спесивцеву. Если режиссеры и дальше будут мне предлагать что-нибудь из эпохи декаданса, я не буду отказываться. Раз люди видят меня героиней этого времени пожалуйста. Но сама-то я знаю, что могу не только это.
А что-нибудь смешное, нелепое, гротесковое вы хотели бы сыграть?
Я бы не отказалась попробовать. Хотя, подозреваю, мне было бы очень непросто уж очень это не мое.
Вы как-то говорили, что актера к новой работе должна приводить закономерная случайность. Роль Сочинителя в «Чичикове» для вас случайна или закономерна?
И то и другое. Мне кажется, я шла к этой роли давно. Некоторая надломленность, болезненность были свойственны моим героиням и раньше. Вспомнить хотя бы миссис Компсон, которую я играла в спектакле Сергея Женовача «Шум и ярость» по роману У. Фолкнера. Очень обидно, что спектакль сошел тогда, когда мы, кажется, только-только начали понимать, как его играть. Сейчас, когда я вспоминаю этот спектакль, то мечтаю, как сегодня сделала бы ту или иную сцену. Но увы┘ В «Чичикове» материал не менее сложный, чем у Фолкнера. Этот спектакль я отчасти воспринимаю как подаренную мне возможность воплотить то, что не смогла сделать в «Шуме и ярости». Роль у меня здесь очень неожиданная, странная. В период репетиций я читала поздние произведения Гоголя письма, дневники, автобиографическую прозу. Не только для того, чтобы умом понять, каким был Гоголь важнее было сердцем, кожей почувствовать этого человека. Физически ощутить, что значит быть больным, надломленным, мучающимся человеком.
Как вы относитесь к расхожему мнению о том, что актер это пустой сосуд, готовый принять в себя все, что предложит режиссер?
В этом есть доля правды. Хотя, конечно, это не означает, что актер должен быть глуп. Он должен быть предельно открытым, восприимчивым, ничем не загруженным. И к своему герою он должен подходить совершенно непредвзято, принимая его целиком, не отбирая вот эта черта мне нравится, а эта нет. Только так можно понять человека, которого играешь. Хотя, с другой стороны, существует опасность полного слияния с персонажем. Что тоже неверно. Для того, чтобы сыграть, например, современницу, мне не обязательно пропадать на тусовках. Я смотрю на своего героя всегда чуть-чуть со стороны. Иначе не передать этого на сцене. Совершенно отказываться от себя, от своего «я» нельзя (да это и вряд ли возможно). Такая двойственность стать другим, оставаясь собой, наверное, и называется перевоплощением.
Вы производите впечатление очень спокойного, сдержанного человека. Это характер или маска?
Пожалуй, это черта характера, которую я в себе всячески культивирую. Потому что во взвинченном, нервном состоянии работать не могу. Чтобы быть на репетиции «белым листом», мне необходимо быть душевно спокойной. Спектакль не рождается в конфликте. Когда режиссер чего-то хочет, а актер сопротивляется ничего не получится. Мне необходимо полное доверие и человеческое взаимопонимание с теми людьми, с которыми я работаю. Помимо этого очень важна дисциплина. Актер это профессия жесткая, не терпящая сентиментальностей. Потому на площадке я люблю деловую обстановку без лишних нежностей, но и без крика.
Все ваши разговоры только о театре. Складывается впечатление, что вся жизнь начинается и заканчивается в театре.
Так оно и есть. Я всегда знала, что буду актрисой. У меня никогда не было сомнений в выборе профессии. Поэтому после восьмого класса я решила хватит учиться, И поехала поступать в саратовское театральное училище. После окончания два года проработала в Саратовском театре драмы и, поняв, что здесь ничему больше научиться не смогу (театр много забирал, но очень мало давал взамен), решила продолжить образование. Поехала в Москву, поступать в ГИТИС.
Биография целеустремленного авантюриста┘
В том, что касается профессии, я действительно авантюрист. В жизни нет.
Но что-нибудь помимо театра вас интересует?
Люблю читать, слушать музыку и┘ ходить в театр. Мне очень нравится чувствовать себя зрителем, нравится атмосфера в зале. Этот момент, когда садишься на место, листаешь программку и вместе со всеми ждешь начала спектакля. Так интересно оказаться в театре в непривычном качестве. И еще я всегда переживаю за коллег, наблюдая за тем, как они нервничают на сцене.
У многих актеров есть любимые приметы. Вы суеверный человек?
Нет, нисколько, Я верю в судьбу, в то, что она дает шанс нужно только суметь им воспользоваться, не прозевать. А в приметы я хоть и не верю, но люблю они иногда бывают красивыми, как сказка.
Анастасия Сергеева, «Разгуляй», 07.1998
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 12.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Премьерный спектакль «Вишнёвый сад»«The Vanderlust», 29.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Съемки для своихПолина Сурнина, «Аэрофлот», 11.2021
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- НелюбовьПавел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- Галина Тюнина: в реальность телесериалов я не верюНиколай Караев, «Postimees», 26.10.2017
- Галина Тюнина: «Шекспир подал нам руку»Надежда Сикорская, «Наша газета», 13.09.2017
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Война и мир Петра ФоменкоИлья Камышев, «Ульяновская правда», 15.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Не бороться, не сдаватьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Галина Тюнина: «Надо иметь мужество принимать свою судьбу»Анжелика Заозерская, «Москвичка», 29.08.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Все краски акварелиВалерий Выжутович, «Российская газета», 6.03.2012
- В театре нужен бойцовский характерЕлена Коновалова, «Страстной бульвар, № 2 (142)», 2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Галина Тюнина: Переписываю роли от рукиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 25.10.2007
- Мучительно прекрасная жизньЕлена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- Быть лишь красивой некрасивоЛюбовь Лебедина, «Труд», 11.04.2007
- Галина Тюнина: «Актерам вредно быть здоровыми»Григорий Заславский, «Станиславский», 01.2007
- Галина Тюнина: «Слава пройдет и забудется»Зоя Кошелева, «Искусство кино, № 5 за 2006 год», 05.2006
- Праздник непослушанияЕлена Губайдуллина, «Арбат Престиж», 04.2006
- Движение это позитивОльга Романцова, «Культпоход», 04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина«Афиша», 9.07.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангардаЛариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Героиня Серебряного века любит сказкиАнастасия Сергеева, «Разгуляй», 07.1998
- Лики Прекрасной ДамыЕкатерина Сальникова, «Театр, № 1», 01.1997
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993