Праздник непослушания
Героини Галины Тюниной кажутся видениями из далеких эпох. Такие должны жить в роскошных замках. Но судьба заносит их то в дворянские усадьбы, то в бедняцкие каморки, то в странные пространстве между сном и явью
Е. Губайдулина. Со стороны кажется, что актеры странные люди. Не такие, как все. Именно поэтому к актеру такое пристальное внимание. Может быть, интуитивно зрители хотят повторить что-то из его жизни?
Г. Тюнина. Думаю, что у актеров, как и у всех творческих людей, более полное ощущение свободы. Оно-то и вызывает зависть у любителей подглядывать в щелочку. Театр, конечно, магичен. Но любопытных он не пускает. Театр привечает только тех, кто приходит с пониманием того, что здесь происходит.
В Москву, в Москву!
Е. Губайдулина. Любопытно, как вы стали актрисой?
Г. Тюнина. Я выросла в Подмосковье, в городе Троицке. Школьницей ходила в театральную студию. Там с нами, детьми, занимались настоящим театром: ставили древнегреческую драматургию. В двенадцать лет я играла Электру.
Е. Губайдулина. Видимо, стремление попасть на сцену оказалось настолько сильным, что вы решили оставить школу после восьмого класса?
Г. Тюнина. Да, я поехала поступать в Саратовское театральное училище. Как родители меня отпустили до сих пор не понимаю. Мало ли чего захотела четырнадцатилетняя девочка! Но папа посадил меня в машину, и мы поехали. Ехали день, сутки, может, двое Это было такое путешествие в жизнь вместе с отцом.
Е. Губайдулина. А как мама согласилась?
Г. Тюнина. В тот момент меня это мало интересовало. Сейчас я понимаю, что для нее это было огромным событием. Куда едет родная дочь? Туда, где нет ни родственников, ни знакомых. Учиться? Чему? У кого? Правда, у меня есть младший брат, и в тот момент он взял на себя удар родительской любви. Никита, кстати, тоже стал актером.
Е. Губайдулина. В Саратове вы учились на одном курсе с Евгением Мироновым?
Г. Тюнина. Мы с Женей были самыми младшими среди студентов. Еще доучивались в средней школе. Почему-то посещали занятия по математике, сидели за партами. Это было очень смешно. Окончив училище, Миронов уехал в Москву, поступил в Школу-студию МХАТ. А меня взяли в труппу Саратовского драматического театра. Это было почетно. В свои семнадцать лет я еще многого не умела, но играла довольно много. А через два года поняла, что хочу учиться снова. Мне посоветовали поступать к Петру Наумовичу Фоменко. Так я оказалась в Москве, в ГИТИСе.
Е. Губайдулина. Что значит быть актрисой театра Петра Фоменко?
Г. Тюнина. Мы не просто вместе играем. Праздники, не праздники, беды, радости, победы, провалы, репетиции, нежелание репетировать все это переживаем вместе. Живем семьей. А что касается творчества, то самое главное не увериться в том, что все найдено раз и навсегда, и изменить ничего нельзя. Слово «премьера» в нашем театре не любят. Первый спектакль называется «прогон со зрителем». Это не окончание работы, а начало следующего этапа. Есть возможность менять, пробовать, от чего-то отказываться
Не играть себя
Е. Губайдулина. Какая из героинь Галины Тюниной больше всего похожа на нее саму?
Г. Тюнина. Таких нет. Играть себя? Или то, что тебе близко и понятно? Зачем? Все роли неожиданные. Не знаю, как произошло, что я сыграла Орели в «Безумной из Шайо». Не говоря уже про «Войну и мир», где я играю и Анну Павловну Шерер, и графиню Ростову, и княжну Марью. И уж совсем не предполагала, что моей первой чеховской ролью станет Ольга в «Трех сестрах». Если бы меня спросили: «Что ты хочешь сыграть?», то я бы ответила: «Раневскую, Аркадину и все». Но сейчас мне интереснее всего именно Ольга. Немногословный человек. Такая старшая сестра. Сильные ли сестры? Не знаю, не уверена. Сила в слабости, наверное. Чем слабее, тем сильнее. Чем сильнее их одиночество, тем очевиднее необходимость быть сильными: все-таки они генеральские дочки.
Е. Губайдулина. Орели из «Безумной из Шайо», пожалуй, самая парадоксальная из ваших героинь. Что это за дамочка?
Г. Тюнина. В Париже я была в том самом кафе, что описал в своей пьесе Жироду. Увидела напротив Эйфелеву башню и подумала: «Ах, вот в чем все дело! Орели приходит в кафе смотреть на эту башню и с ней разговаривать». Это как детские игры. Помню, приехали мы как-то в Париж, Петр Наумович работал в «Комеди Франсез». Он встретил нас словами: «Осторожно, в Париже эпидемия безумства». Там очень много таких, как Орели. Вот идет немолодая женщина, на ней боа, какие-то невозможные юбки, сумасшедшая шляпка, белое лицо с красными щеками абсолютное безумие. Но это часть Франции, часть Парижа. Пьеса Жироду только кажется фантастической, на самом деле это реалистическая, глубоко психологическая история. А кто из нас более нормальный, кто менее не разберешь. Что у них там за этими боа? Какие мысли? Женщины из прошлой, далекой жизни. Они случайно задержались в нашем времени и потерялись.
Творческий азарт
Е. Губайдулина. Вы много играете в театре. В кино появляетесь реже, но всегда в заметных фильмах и достойных ролях.
Г. Тюнина. Помню, что от первого в своей жизни сценария я хотела отказаться. Никогда не снималась в кино, боялась рисковать. Да и роль русской балерины Ольги Спесивцевой в «Мании Жизели» казалась мне сложно написанной. Но реальная судьба Спесивцевой взволновала. Меня захватила глубина ее страданий, масштаб ее личности. Я даже почувствовала в ней что-то родственное. Поехала на пробы к Алексею Учителю. Меня утвердили. У фильма есть предыстория: сначала Учитель хотел снимать документальную картину про Ольгу Александровну Спесивцеву. Тогда ей было уже за девяносто, она жила в Америке, в доме для престарелых. Но пока шла подготовка к съемкам, балерина умерла. Режиссера не отпустила ее история, и он стал делать художественный фильм.
Е. Губайдулина. А роль Веры Буниной?
Г. Тюнина. Это своего рода подарок Дуни Смирновой. Она писала сценарий «Дневника его жены» для своего отца, Андрея Сергеевича, и представляла нас в будущем фильме партнерами. Мне было тридцать лет. Коллеги говорили: «Конечно, ты еще молодая для Муромцевой-Буниной, но пока Дуня напишет, пройдет много лет». Дуня написала быстро. Я понимала, что по возрасту не соответствую роли, но в то же время никаких внутренних стопоров у меня не было.
Е. Губайдулина. А как вы попали в нашумевшие «Дозоры» «Ночной» и «Дневной»?
Г. Тюнина. Позвали на кастинг, пришла. Сценарий прочитала: какие-то вампиры Вообще ничего не поняла. Заинтересовал только сюжет про обмен телами с главным героем. Мне предложили пробы, а я, как и многие артисты, их не люблю. Сообщила режиссеру, что уезжаю с театром на гастроли на два месяца. Тимур Бекмамбетов развел руками снимать фильм собирались безотлагательно. И я с большим облегчением попрощалась со съемочной группой, думая, что мы никогда больше не увидимся. А когда вернулась с гастролей, мне позвонили: оказывается, съемки отложили. Меня позвали опять. Втянулась, словно какая-то воронка меня закрутила. Хотя по-прежнему ничего не понимала. Какая-то клиповая манера съемок. Какие-то молодые люди нового поколения, сумасшедшие абсолютно. Безумная ночь, какой-то ресторан, драконы. Что я играю? Конечно, в первый момент испугалась, потому что привыкла к другому. Мне надо, чтобы все было чинно и понятно. Но адаптировалась. Бекмамбетов оказался человеком молчаливым и спокойным, художником по сути. И я успокоилась.
Е. Губайдулина. Наверное, и приключений на этих съемках было немало?
Г. Тюнина. В двадцатиградусный мороз меня возили в открытом такси. Синий артист, какие-то безумные операторы, камеры Что они снимают? Зачем? Но появляется азарт. Внутри возникает что-то детское: устроить нечто, не имеющее отношения к реальной жизни. Фэнтези, сказки, превращения всю эту ерунду актерская братия очень любит.
Е. Губайдулина. А в детстве вы были послушной?
Г. Тюнина. Я всегда была послушной девочкой. Может, от ощущения того, что всем будет удобнее, если я послушна. Мне так проще договориться с людьми. Проще создать такую форму, при которой можно что-то делать самой, не особенно обращая на себя внимания и не вызывая людей на конфликты. Некая самостоятельность во мне всегда была. Я к ней стремилась, ее оберегала. Для этого мне нужно было, чтобы все вокруг было достаточно спокойно. Во мне и сейчас есть такой пункт быть дисциплинированной. Не могу сказать, что это хорошее качество для актера. Потому что актеры, наверное, должны конфликтовать с общепринятыми нормами. Им хочется что-то нарушать, изменять, рисковать. Даже если все вокруг категорически против. Актер должен жить с ощущением праздника непослушания.
Е. Губайдулина. Со стороны кажется, что актеры странные люди. Не такие, как все. Именно поэтому к актеру такое пристальное внимание. Может быть, интуитивно зрители хотят повторить что-то из его жизни?
Г. Тюнина. Думаю, что у актеров, как и у всех творческих людей, более полное ощущение свободы. Оно-то и вызывает зависть у любителей подглядывать в щелочку. Театр, конечно, магичен. Но любопытных он не пускает. Театр привечает только тех, кто приходит с пониманием того, что здесь происходит.
В Москву, в Москву!
Е. Губайдулина. Любопытно, как вы стали актрисой?
Г. Тюнина. Я выросла в Подмосковье, в городе Троицке. Школьницей ходила в театральную студию. Там с нами, детьми, занимались настоящим театром: ставили древнегреческую драматургию. В двенадцать лет я играла Электру.
Е. Губайдулина. Видимо, стремление попасть на сцену оказалось настолько сильным, что вы решили оставить школу после восьмого класса?
Г. Тюнина. Да, я поехала поступать в Саратовское театральное училище. Как родители меня отпустили до сих пор не понимаю. Мало ли чего захотела четырнадцатилетняя девочка! Но папа посадил меня в машину, и мы поехали. Ехали день, сутки, может, двое Это было такое путешествие в жизнь вместе с отцом.
Е. Губайдулина. А как мама согласилась?
Г. Тюнина. В тот момент меня это мало интересовало. Сейчас я понимаю, что для нее это было огромным событием. Куда едет родная дочь? Туда, где нет ни родственников, ни знакомых. Учиться? Чему? У кого? Правда, у меня есть младший брат, и в тот момент он взял на себя удар родительской любви. Никита, кстати, тоже стал актером.
Е. Губайдулина. В Саратове вы учились на одном курсе с Евгением Мироновым?
Г. Тюнина. Мы с Женей были самыми младшими среди студентов. Еще доучивались в средней школе. Почему-то посещали занятия по математике, сидели за партами. Это было очень смешно. Окончив училище, Миронов уехал в Москву, поступил в Школу-студию МХАТ. А меня взяли в труппу Саратовского драматического театра. Это было почетно. В свои семнадцать лет я еще многого не умела, но играла довольно много. А через два года поняла, что хочу учиться снова. Мне посоветовали поступать к Петру Наумовичу Фоменко. Так я оказалась в Москве, в ГИТИСе.
Е. Губайдулина. Что значит быть актрисой театра Петра Фоменко?
Г. Тюнина. Мы не просто вместе играем. Праздники, не праздники, беды, радости, победы, провалы, репетиции, нежелание репетировать все это переживаем вместе. Живем семьей. А что касается творчества, то самое главное не увериться в том, что все найдено раз и навсегда, и изменить ничего нельзя. Слово «премьера» в нашем театре не любят. Первый спектакль называется «прогон со зрителем». Это не окончание работы, а начало следующего этапа. Есть возможность менять, пробовать, от чего-то отказываться
Не играть себя
Е. Губайдулина. Какая из героинь Галины Тюниной больше всего похожа на нее саму?
Г. Тюнина. Таких нет. Играть себя? Или то, что тебе близко и понятно? Зачем? Все роли неожиданные. Не знаю, как произошло, что я сыграла Орели в «Безумной из Шайо». Не говоря уже про «Войну и мир», где я играю и Анну Павловну Шерер, и графиню Ростову, и княжну Марью. И уж совсем не предполагала, что моей первой чеховской ролью станет Ольга в «Трех сестрах». Если бы меня спросили: «Что ты хочешь сыграть?», то я бы ответила: «Раневскую, Аркадину и все». Но сейчас мне интереснее всего именно Ольга. Немногословный человек. Такая старшая сестра. Сильные ли сестры? Не знаю, не уверена. Сила в слабости, наверное. Чем слабее, тем сильнее. Чем сильнее их одиночество, тем очевиднее необходимость быть сильными: все-таки они генеральские дочки.
Е. Губайдулина. Орели из «Безумной из Шайо», пожалуй, самая парадоксальная из ваших героинь. Что это за дамочка?
Г. Тюнина. В Париже я была в том самом кафе, что описал в своей пьесе Жироду. Увидела напротив Эйфелеву башню и подумала: «Ах, вот в чем все дело! Орели приходит в кафе смотреть на эту башню и с ней разговаривать». Это как детские игры. Помню, приехали мы как-то в Париж, Петр Наумович работал в «Комеди Франсез». Он встретил нас словами: «Осторожно, в Париже эпидемия безумства». Там очень много таких, как Орели. Вот идет немолодая женщина, на ней боа, какие-то невозможные юбки, сумасшедшая шляпка, белое лицо с красными щеками абсолютное безумие. Но это часть Франции, часть Парижа. Пьеса Жироду только кажется фантастической, на самом деле это реалистическая, глубоко психологическая история. А кто из нас более нормальный, кто менее не разберешь. Что у них там за этими боа? Какие мысли? Женщины из прошлой, далекой жизни. Они случайно задержались в нашем времени и потерялись.
Творческий азарт
Е. Губайдулина. Вы много играете в театре. В кино появляетесь реже, но всегда в заметных фильмах и достойных ролях.
Г. Тюнина. Помню, что от первого в своей жизни сценария я хотела отказаться. Никогда не снималась в кино, боялась рисковать. Да и роль русской балерины Ольги Спесивцевой в «Мании Жизели» казалась мне сложно написанной. Но реальная судьба Спесивцевой взволновала. Меня захватила глубина ее страданий, масштаб ее личности. Я даже почувствовала в ней что-то родственное. Поехала на пробы к Алексею Учителю. Меня утвердили. У фильма есть предыстория: сначала Учитель хотел снимать документальную картину про Ольгу Александровну Спесивцеву. Тогда ей было уже за девяносто, она жила в Америке, в доме для престарелых. Но пока шла подготовка к съемкам, балерина умерла. Режиссера не отпустила ее история, и он стал делать художественный фильм.
Е. Губайдулина. А роль Веры Буниной?
Г. Тюнина. Это своего рода подарок Дуни Смирновой. Она писала сценарий «Дневника его жены» для своего отца, Андрея Сергеевича, и представляла нас в будущем фильме партнерами. Мне было тридцать лет. Коллеги говорили: «Конечно, ты еще молодая для Муромцевой-Буниной, но пока Дуня напишет, пройдет много лет». Дуня написала быстро. Я понимала, что по возрасту не соответствую роли, но в то же время никаких внутренних стопоров у меня не было.
Е. Губайдулина. А как вы попали в нашумевшие «Дозоры» «Ночной» и «Дневной»?
Г. Тюнина. Позвали на кастинг, пришла. Сценарий прочитала: какие-то вампиры Вообще ничего не поняла. Заинтересовал только сюжет про обмен телами с главным героем. Мне предложили пробы, а я, как и многие артисты, их не люблю. Сообщила режиссеру, что уезжаю с театром на гастроли на два месяца. Тимур Бекмамбетов развел руками снимать фильм собирались безотлагательно. И я с большим облегчением попрощалась со съемочной группой, думая, что мы никогда больше не увидимся. А когда вернулась с гастролей, мне позвонили: оказывается, съемки отложили. Меня позвали опять. Втянулась, словно какая-то воронка меня закрутила. Хотя по-прежнему ничего не понимала. Какая-то клиповая манера съемок. Какие-то молодые люди нового поколения, сумасшедшие абсолютно. Безумная ночь, какой-то ресторан, драконы. Что я играю? Конечно, в первый момент испугалась, потому что привыкла к другому. Мне надо, чтобы все было чинно и понятно. Но адаптировалась. Бекмамбетов оказался человеком молчаливым и спокойным, художником по сути. И я успокоилась.
Е. Губайдулина. Наверное, и приключений на этих съемках было немало?
Г. Тюнина. В двадцатиградусный мороз меня возили в открытом такси. Синий артист, какие-то безумные операторы, камеры Что они снимают? Зачем? Но появляется азарт. Внутри возникает что-то детское: устроить нечто, не имеющее отношения к реальной жизни. Фэнтези, сказки, превращения всю эту ерунду актерская братия очень любит.
Е. Губайдулина. А в детстве вы были послушной?
Г. Тюнина. Я всегда была послушной девочкой. Может, от ощущения того, что всем будет удобнее, если я послушна. Мне так проще договориться с людьми. Проще создать такую форму, при которой можно что-то делать самой, не особенно обращая на себя внимания и не вызывая людей на конфликты. Некая самостоятельность во мне всегда была. Я к ней стремилась, ее оберегала. Для этого мне нужно было, чтобы все вокруг было достаточно спокойно. Во мне и сейчас есть такой пункт быть дисциплинированной. Не могу сказать, что это хорошее качество для актера. Потому что актеры, наверное, должны конфликтовать с общепринятыми нормами. Им хочется что-то нарушать, изменять, рисковать. Даже если все вокруг категорически против. Актер должен жить с ощущением праздника непослушания.
Елена Губайдуллина, «Арбат Престиж», 04.2006
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 12.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Премьерный спектакль «Вишнёвый сад»«The Vanderlust», 29.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Съемки для своихПолина Сурнина, «Аэрофлот», 11.2021
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- НелюбовьПавел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- Галина Тюнина: в реальность телесериалов я не верюНиколай Караев, «Postimees», 26.10.2017
- Галина Тюнина: «Шекспир подал нам руку»Надежда Сикорская, «Наша газета», 13.09.2017
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Война и мир Петра ФоменкоИлья Камышев, «Ульяновская правда», 15.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Не бороться, не сдаватьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Галина Тюнина: «Надо иметь мужество принимать свою судьбу»Анжелика Заозерская, «Москвичка», 29.08.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Все краски акварелиВалерий Выжутович, «Российская газета», 6.03.2012
- В театре нужен бойцовский характерЕлена Коновалова, «Страстной бульвар, № 2 (142)», 2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Галина Тюнина: Переписываю роли от рукиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 25.10.2007
- Мучительно прекрасная жизньЕлена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- Быть лишь красивой некрасивоЛюбовь Лебедина, «Труд», 11.04.2007
- Галина Тюнина: «Актерам вредно быть здоровыми»Григорий Заславский, «Станиславский», 01.2007
- Галина Тюнина: «Слава пройдет и забудется»Зоя Кошелева, «Искусство кино, № 5 за 2006 год», 05.2006
- Праздник непослушанияЕлена Губайдуллина, «Арбат Престиж», 04.2006
- Движение это позитивОльга Романцова, «Культпоход», 04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина«Афиша», 9.07.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангардаЛариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Героиня Серебряного века любит сказкиАнастасия Сергеева, «Разгуляй», 07.1998
- Лики Прекрасной ДамыЕкатерина Сальникова, «Театр, № 1», 01.1997
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993