Быть лишь красивой некрасиво
Драматическая актриса, считает Галина Тюнина это вам не фотомодель и не манекенщица
Широкому кругу зрителей актриса стала известна благодаря фильмам «Мания Жизели», «Дневник его жены», «Ночной дозор», «В круге первом»
Сейчас она снимается в новой ленте режиссера Алексея Учителя «Кавказский пленный». А еще раньше ее узнала и полюбила театральная Москва по спектаклям театра-студии Петра Фоменко. Эту утонченную, с аристократической внешностью актрису нельзя ни с кем перепутать. Ее длинная тонкая шея с гордо посаженной головкой как будто предназначена для ношения бриллиантов, а длинные руки для гранатовых браслетов. Но Тюнина отнюдь не тусовочный человек, она слишком серьезно относится к творчеству, никому не позволяет лезть в душу, отшучиваясь, что ее личная жизнь это жизнь с руководителем театра Петром Фоменко.
Галина, ваш театр уже давно считается культовым у москвичей. Пятнадцать лет назад он открылся дипломным спектаклем вашего курса «Волки и овцы», который до сих пор идет в театре. Вам не надоело его играть?
Об этом и речи быть не может. Как может надоесть Островский с его могучим русским языком, с глубоко прописанными русскими характерами? Островский такой глубокий колодец, который сколько ни копай, все равно дна не видно.
Пожалуй, ваш театр сегодня лучший в Москве. Тем не менее многих волнует, кто придет на смену 75-летнему Фоменко, как долго будет сохраняться студийный дух в театре, где премьерство выжигается каленым железом, а артистов с трудом отпускают на киносъемки. Вы были первой, кому Фоменко позволил сняться в фильме Алексея Учителя «Мания Жизели». Может, он вас всех ревнует к другим режиссерам?
В нашей Мастерской в отличие от других театров, где репертуар подстраивают под занятость артистов на стороне, мы свою работу в кино и на телевидении подчиняем графику репетиций в театре. Это было первое условие, которое поставил перед нами Петр Наумович. Ему до сих пор не безразлично, у кого и с кем мы снимаемся. А что будет с театром через пять-десять лет? Не знаю. Вон новое здание нашего театра начали строить еще в 2002 году и до сих пор строят. Вначале его собирались сдать в эксплуатацию в 2005 году, потом в 2006-м, но По этому поводу Петр Наумович часто шутит: «Вырытый котлован для театра может стать нашей братской могилой». Мы по-прежнему продолжаем ютиться в крохотном зальчике переоборудованного кинотеатра, за большие деньги арендуем площадки столичных театров. Наверное, другой коллектив давно бы развалился, но, как ни странно, трудности только сплачивают нас.
Я сидела рядом с вами на премьере спектакля «Венерин волос» по роману Шишкина и видела, как вы переживаете за своих коллег, приехав на премьеру со съемок фильма Эльдара Рязанова из Питера. Это так нетипично для нынешних артистов
Ничего странного в этом не вижу. У нас в театре существует неписаный закон: как бы мы ни были заняты, важно собираться вместе и поддерживать тех, кто на сцене. Особенно если это первый спектакль он ведь не встал еще на ноги и может от любого дуновения ветерка пошатнуться, пойти не туда
Обычно актрисы и на сцене, и на экране боятся выглядеть дурнушками. Вы же в спектакле «Носороги» так изуродовали себя, что вас не узнать. Не боитесь, что какой-нибудь режиссер предложит вам роль Бабы-яги?
Я никогда не думаю на эту тему: уродую я себя или нет. Быть постоянно красивой это удел манекенщиц и фотомоделей, я же драматическая актриса и, значит, должна перевоплощаться в каждом новом спектакле. И если вы не узнали меня в «Носорогах», то мне это только приятно.
Зато в кино вам нередко предлагают роли красавиц: то великой балерины, то жены Бунина, ваши героини часто окружены мужским обожанием
Взаимоотношения мужчины и женщины это самое интересное, что может быть в искусстве. Я не понимаю истории про однополую любовь, ибо искажение человеческой природы всегда выглядит чудовищно, дико, неестественно. Когда мне по роли надо погружаться в мир чувств, то я вспоминаю свои собственные ощущения от прикосновений, замирания сердца. Ведь любовь это своего рода высокая болезнь. Я много слез пролила, когда играла жену Бунина в фильме Леши Учителя. Я преклоняюсь перед творчеством Бунина, могу перечитывать «Темные аллеи» десятки раз, а тут надо было сыграть жену Ивана Алексеевича, ее великое терпение и мудрое отношение к капризам гения, к его увлечению другими женщинами.
Кстати, что больше всего вы цените в женщине и в мужчине?
Мужчина должен обладать большой внутренней силой и обязательно владеть самим собой, тогда ему будет подвластен весь мир. А женщина с ее тонкой интуицией никогда не должна превращаться в мужчину, а тем более подавлять его. Наш мудрый Петр Наумович никогда не спорит с актрисами и даже в чем-то им уступает, а потом ставит их перед выбором: если ты такая смелая, то и за результат отвечай сама.
Но ведь режиссеры по своей природе диктаторы, особенно в кино
Мне, наверное, в этом смысле повезло. Кроме благодарности и большой признательности, я ничего другого не могу испытывать к Алексею Учителю, Сергею Соловьеву, Эльдару Рязанову, Глебу Панфилову, у которых мне посчастливилось сниматься. Этих мастеров я называю растратчиками, потому что на съемочной площадке они тратят себя без остатка. Для каждого из них в работе нет мелочей. Помню, в «Круге первом» мы снимали сцену, и на столе должен был стоять стакан в серебряном подстаканнике, а его не оказалось. Так вот, Панфилов не начал съемки до тех пор, пока стакан не нашли. И это, поверьте, не выглядело каким-то капризом
С партнерами в кино мне тоже везло. На съемках в том же «В круге первом» я подружилась с Инной Чуриковой. Инна Михайловна не только удивительная актриса и мудрая женщина, которая не боится своего возраста, она еще и удивительный человек, очень заботливый. Если у тебя болит голова, она и таблетку раздобудет, и горячего чаю принесет. Никакого премьерства, а уж тем более зазнайства. Эта старая гвардия настоящих артистов может сто очков вперед дать любому зарвавшемуся «медийному лицу», потому что за ними стоит мастерство и культура.
С удовольствием работала я и с Женей Мироновым, моим однокурсником по Саратовскому театральному училищу, который уже 25 лет назад поражал всех своим трудолюбием. Однажды, когда мы с ним случайно встретились в Москве, то прошли пол-Тверской улицы, останавливаясь у каждого столба. Женя тогда готовился играть Треплева в чеховской «Чайке» и проверял на мне свою роль, а я ему подыгрывала. Наверное, прохожие думали: вот сумасшедшие.
Вы сейчас назвали фильмы, которыми можете гордиться. Но ведь были в вашей биографии и другие ленты, например, пресловутые «Дозоры», обруганные всеми, кому не лень. Как вы со своей творческой взыскательностью могли согласиться играть в них?
Вы так говорите, будто актеры могут предвидеть результат. Знаете, в театре существует неписаное правило: если спектакль получается, то это заслуга актеров, если проваливается, то виноват режиссер значит, не сумел вложить в исполнителей то, без чего на сцене нет живой жизни. А в кино Мне кажется, актер там только модель, типаж, многое решает сценарий, режиссер, оператор. Наверное, я говорю прописные истины, но вы, журналисты, должны об этом знать и не бросать нам таких необдуманных упреков. И потом, о фильме « В круге первом» я тоже читала нелицеприятные статьи, хотя они абсолютно несправедливы, мы с Женей Мироновым много говорили об этом.
Кстати, вы оба с ним приехали из Саратова. Уж не затем ли, чтобы завоевать Москву?
Да ничего подобного. Мы здесь начали учиться по новой. Он в Школе-студии МХТ, я в -ГИТИСе у Петра Фоменко. Хорошо, что мы сразу нашли свою компанию единомышленников и со временем настолько срослись с ней, что по-другому свою жизнь сегодня и не представляем. Ведь, по сути, никогда ни с кем не надо бороться, а тем более побеждать, надо одерживать победу над собой, то есть над своими недостатками.
А они у вас есть?
Конечно, я очень нетерпелива, вспыльчива, и поэтому моим товарищам приходится многое прощать мне.
В день Прощеного воскресенья я видела, как вы и ваши коллеги просили друг у друга прощения. Наверное, церковные посты вы тоже соблюдаете?
Фактически я пощусь уже много лет, потому что в нашей семье из-за болезни папы никогда не готовили мясо. Я к этому так привыкла, что даже не представляю, как это можно есть мясо. Зато люблю морепродукты, разные заморские фрукты типа киви. Ем мало, все на ходу, ущипнула кусочек и побежала, что-то проглотила и вперед. Откуда у меня берется столько энергии, я даже не знаю, как будто во мне вечный двигатель сидит. ..
Признайтесь, готовить не любите?
Люблю, но, если честно, то у меня, кроме работы, ни на что больше нет времени. Я уже не помню, когда отдыхала, а если неожиданно повезет и выдастся свободный денек, то сажусь за руль и еду на своей машине к маме в Подмосковье, чтобы поговорить с ней по душам, понежиться у родного плеча. Мне даже не хватает времени для общения с моей любимой племянницей, к которой я отношусь как к дочери. Если же мне в ежедневной московской суете повезет побывать на интересном спектакле другого театра, то это праздник, а нежданное общение с близкими друзьями просто роскошь. Но я ни о чем не жалею и другой жизни себе не желаю, ибо всегда выбирала и выбираю то, к чему лежит сердце.
Галина, ваш театр уже давно считается культовым у москвичей. Пятнадцать лет назад он открылся дипломным спектаклем вашего курса «Волки и овцы», который до сих пор идет в театре. Вам не надоело его играть?
Об этом и речи быть не может. Как может надоесть Островский с его могучим русским языком, с глубоко прописанными русскими характерами? Островский такой глубокий колодец, который сколько ни копай, все равно дна не видно.
Пожалуй, ваш театр сегодня лучший в Москве. Тем не менее многих волнует, кто придет на смену 75-летнему Фоменко, как долго будет сохраняться студийный дух в театре, где премьерство выжигается каленым железом, а артистов с трудом отпускают на киносъемки. Вы были первой, кому Фоменко позволил сняться в фильме Алексея Учителя «Мания Жизели». Может, он вас всех ревнует к другим режиссерам?
В нашей Мастерской в отличие от других театров, где репертуар подстраивают под занятость артистов на стороне, мы свою работу в кино и на телевидении подчиняем графику репетиций в театре. Это было первое условие, которое поставил перед нами Петр Наумович. Ему до сих пор не безразлично, у кого и с кем мы снимаемся. А что будет с театром через пять-десять лет? Не знаю. Вон новое здание нашего театра начали строить еще в 2002 году и до сих пор строят. Вначале его собирались сдать в эксплуатацию в 2005 году, потом в 2006-м, но По этому поводу Петр Наумович часто шутит: «Вырытый котлован для театра может стать нашей братской могилой». Мы по-прежнему продолжаем ютиться в крохотном зальчике переоборудованного кинотеатра, за большие деньги арендуем площадки столичных театров. Наверное, другой коллектив давно бы развалился, но, как ни странно, трудности только сплачивают нас.
Я сидела рядом с вами на премьере спектакля «Венерин волос» по роману Шишкина и видела, как вы переживаете за своих коллег, приехав на премьеру со съемок фильма Эльдара Рязанова из Питера. Это так нетипично для нынешних артистов
Ничего странного в этом не вижу. У нас в театре существует неписаный закон: как бы мы ни были заняты, важно собираться вместе и поддерживать тех, кто на сцене. Особенно если это первый спектакль он ведь не встал еще на ноги и может от любого дуновения ветерка пошатнуться, пойти не туда
Обычно актрисы и на сцене, и на экране боятся выглядеть дурнушками. Вы же в спектакле «Носороги» так изуродовали себя, что вас не узнать. Не боитесь, что какой-нибудь режиссер предложит вам роль Бабы-яги?
Я никогда не думаю на эту тему: уродую я себя или нет. Быть постоянно красивой это удел манекенщиц и фотомоделей, я же драматическая актриса и, значит, должна перевоплощаться в каждом новом спектакле. И если вы не узнали меня в «Носорогах», то мне это только приятно.
Зато в кино вам нередко предлагают роли красавиц: то великой балерины, то жены Бунина, ваши героини часто окружены мужским обожанием
Взаимоотношения мужчины и женщины это самое интересное, что может быть в искусстве. Я не понимаю истории про однополую любовь, ибо искажение человеческой природы всегда выглядит чудовищно, дико, неестественно. Когда мне по роли надо погружаться в мир чувств, то я вспоминаю свои собственные ощущения от прикосновений, замирания сердца. Ведь любовь это своего рода высокая болезнь. Я много слез пролила, когда играла жену Бунина в фильме Леши Учителя. Я преклоняюсь перед творчеством Бунина, могу перечитывать «Темные аллеи» десятки раз, а тут надо было сыграть жену Ивана Алексеевича, ее великое терпение и мудрое отношение к капризам гения, к его увлечению другими женщинами.
Кстати, что больше всего вы цените в женщине и в мужчине?
Мужчина должен обладать большой внутренней силой и обязательно владеть самим собой, тогда ему будет подвластен весь мир. А женщина с ее тонкой интуицией никогда не должна превращаться в мужчину, а тем более подавлять его. Наш мудрый Петр Наумович никогда не спорит с актрисами и даже в чем-то им уступает, а потом ставит их перед выбором: если ты такая смелая, то и за результат отвечай сама.
Но ведь режиссеры по своей природе диктаторы, особенно в кино
Мне, наверное, в этом смысле повезло. Кроме благодарности и большой признательности, я ничего другого не могу испытывать к Алексею Учителю, Сергею Соловьеву, Эльдару Рязанову, Глебу Панфилову, у которых мне посчастливилось сниматься. Этих мастеров я называю растратчиками, потому что на съемочной площадке они тратят себя без остатка. Для каждого из них в работе нет мелочей. Помню, в «Круге первом» мы снимали сцену, и на столе должен был стоять стакан в серебряном подстаканнике, а его не оказалось. Так вот, Панфилов не начал съемки до тех пор, пока стакан не нашли. И это, поверьте, не выглядело каким-то капризом
С партнерами в кино мне тоже везло. На съемках в том же «В круге первом» я подружилась с Инной Чуриковой. Инна Михайловна не только удивительная актриса и мудрая женщина, которая не боится своего возраста, она еще и удивительный человек, очень заботливый. Если у тебя болит голова, она и таблетку раздобудет, и горячего чаю принесет. Никакого премьерства, а уж тем более зазнайства. Эта старая гвардия настоящих артистов может сто очков вперед дать любому зарвавшемуся «медийному лицу», потому что за ними стоит мастерство и культура.
С удовольствием работала я и с Женей Мироновым, моим однокурсником по Саратовскому театральному училищу, который уже 25 лет назад поражал всех своим трудолюбием. Однажды, когда мы с ним случайно встретились в Москве, то прошли пол-Тверской улицы, останавливаясь у каждого столба. Женя тогда готовился играть Треплева в чеховской «Чайке» и проверял на мне свою роль, а я ему подыгрывала. Наверное, прохожие думали: вот сумасшедшие.
Вы сейчас назвали фильмы, которыми можете гордиться. Но ведь были в вашей биографии и другие ленты, например, пресловутые «Дозоры», обруганные всеми, кому не лень. Как вы со своей творческой взыскательностью могли согласиться играть в них?
Вы так говорите, будто актеры могут предвидеть результат. Знаете, в театре существует неписаное правило: если спектакль получается, то это заслуга актеров, если проваливается, то виноват режиссер значит, не сумел вложить в исполнителей то, без чего на сцене нет живой жизни. А в кино Мне кажется, актер там только модель, типаж, многое решает сценарий, режиссер, оператор. Наверное, я говорю прописные истины, но вы, журналисты, должны об этом знать и не бросать нам таких необдуманных упреков. И потом, о фильме « В круге первом» я тоже читала нелицеприятные статьи, хотя они абсолютно несправедливы, мы с Женей Мироновым много говорили об этом.
Кстати, вы оба с ним приехали из Саратова. Уж не затем ли, чтобы завоевать Москву?
Да ничего подобного. Мы здесь начали учиться по новой. Он в Школе-студии МХТ, я в -ГИТИСе у Петра Фоменко. Хорошо, что мы сразу нашли свою компанию единомышленников и со временем настолько срослись с ней, что по-другому свою жизнь сегодня и не представляем. Ведь, по сути, никогда ни с кем не надо бороться, а тем более побеждать, надо одерживать победу над собой, то есть над своими недостатками.
А они у вас есть?
Конечно, я очень нетерпелива, вспыльчива, и поэтому моим товарищам приходится многое прощать мне.
В день Прощеного воскресенья я видела, как вы и ваши коллеги просили друг у друга прощения. Наверное, церковные посты вы тоже соблюдаете?
Фактически я пощусь уже много лет, потому что в нашей семье из-за болезни папы никогда не готовили мясо. Я к этому так привыкла, что даже не представляю, как это можно есть мясо. Зато люблю морепродукты, разные заморские фрукты типа киви. Ем мало, все на ходу, ущипнула кусочек и побежала, что-то проглотила и вперед. Откуда у меня берется столько энергии, я даже не знаю, как будто во мне вечный двигатель сидит. ..
Признайтесь, готовить не любите?
Люблю, но, если честно, то у меня, кроме работы, ни на что больше нет времени. Я уже не помню, когда отдыхала, а если неожиданно повезет и выдастся свободный денек, то сажусь за руль и еду на своей машине к маме в Подмосковье, чтобы поговорить с ней по душам, понежиться у родного плеча. Мне даже не хватает времени для общения с моей любимой племянницей, к которой я отношусь как к дочери. Если же мне в ежедневной московской суете повезет побывать на интересном спектакле другого театра, то это праздник, а нежданное общение с близкими друзьями просто роскошь. Но я ни о чем не жалею и другой жизни себе не желаю, ибо всегда выбирала и выбираю то, к чему лежит сердце.
Любовь Лебедина, «Труд», 11.04.2007
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 12.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Премьерный спектакль «Вишнёвый сад»«The Vanderlust», 29.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Съемки для своихПолина Сурнина, «Аэрофлот», 11.2021
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- НелюбовьПавел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- Галина Тюнина: в реальность телесериалов я не верюНиколай Караев, «Postimees», 26.10.2017
- Галина Тюнина: «Шекспир подал нам руку»Надежда Сикорская, «Наша газета», 13.09.2017
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Война и мир Петра ФоменкоИлья Камышев, «Ульяновская правда», 15.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Не бороться, не сдаватьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Галина Тюнина: «Надо иметь мужество принимать свою судьбу»Анжелика Заозерская, «Москвичка», 29.08.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Все краски акварелиВалерий Выжутович, «Российская газета», 6.03.2012
- В театре нужен бойцовский характерЕлена Коновалова, «Страстной бульвар, № 2 (142)», 2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Галина Тюнина: Переписываю роли от рукиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 25.10.2007
- Мучительно прекрасная жизньЕлена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- Быть лишь красивой некрасивоЛюбовь Лебедина, «Труд», 11.04.2007
- Галина Тюнина: «Актерам вредно быть здоровыми»Григорий Заславский, «Станиславский», 01.2007
- Галина Тюнина: «Слава пройдет и забудется»Зоя Кошелева, «Искусство кино, № 5 за 2006 год», 05.2006
- Праздник непослушанияЕлена Губайдуллина, «Арбат Престиж», 04.2006
- Движение это позитивОльга Романцова, «Культпоход», 04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина«Афиша», 9.07.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангардаЛариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Героиня Серебряного века любит сказкиАнастасия Сергеева, «Разгуляй», 07.1998
- Лики Прекрасной ДамыЕкатерина Сальникова, «Театр, № 1», 01.1997
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993