Начнем сначала?
«Сказка Арденнского леса» в «Мастерской Петра Фоменко»
В только что ушедшем году «Мастерская Фоменко» тихо, без победных фанфар и газетного шума отметила свое пятнадцатилетие. Для театра, студийностью рожденного, возраст солидный, некоторые пессимисты полагают, что срок этот для жизни коллектива критический. Изначальный общий сговор не может длиться вечно, артисты взрослеют, перестают верить в Деда Мороза, собственная судьба неизбежно начинает волновать их больше, чем самозабвенно затеянное когда-то совместное дело. Короче говоря, в игру вступает так называемый кризис среднего возраста, и он требует от руководства каких-то действий. Петр Наумович Фоменко в долговечность единомыслия, впрочем, никогда не верил. При этом страшно печалился, когда оно испарялось, тяжело вздыхал, ядовито шутил и, наконец, придумал набрать при театре стажерскую группу. Года полтора назад объявили конкурс, откликнулись молодые актеры, московские, питерские и даже иностранцы. Так в «Мастерской» образовалась новая студия, где можно было все начать сначала, о чем-то вновь договориться, увлечься общей работой и похулиганить, это Фоменко любил всегда, еще с юности. «Сказка Арденнского леса» итог совместного учебного творчества.
Начать сначала придется и критикам. Когда-то едва ли не в каждой рецензии на спектакли «Мастерской» можно было обнаружить одни и те же слова: легкое дыхание, плетение кружев, прелесть, игра. Однако в последние годы слова эти, как всякий штамп, изрядно надоели. Прежде всего самому Фоменко, который решительно спутал пресловутые «кружева» сначала в «Трех сестрах», а потом и в «Бесприданнице». Но, описывая «Сказку Арденнского леса», они опять будут в самый раз. Пьесу эту давным-давно написал Юлий Ким по мотивам шекспировской комедии «Как вам это понравится». В ней много песенок, с намеком и без, и, как это было принято в диссидентских кругах прошлого века, главенствует непременная игра слов и подтекстов. Можно, конечно, поудивляться, зачем ставить переделку, когда есть оригинал. А только Фоменко уже не в первый раз за этот материал берется, получается, зацепил он его чем-то, угадать бы чем.
Программка спектакля сразу предупреждает вы увидите открытую репетицию. Что означает: весь мир театр, и все мы в нем актеры. Принадлежащая Шекспиру (точнее, его персонажу) мысль эта хорошо известна, и самим Фоменко в самых разных спектаклях отыграна блистательно. Вот и тут молодые актеры со своей задачей чудесно справляются. Разыгрывают изрядно запутанную историю, почти вампуку с побегами, преследованиями, переодеваниями и внезапными влюбленностями, как по нотам чисто, артистично, изящно. Играют в театр азартно и простодушно, как дети, Дмитрий Рудков (шут Билли), Наджа Мэр (Розалинда), Иван Вакуленко (Орландо), да и все остальные. Не отстают и старики, так сказать, ветераны театра. Иван Поповски, например, в эпизодической роли Чарли очень хорош. Но главный тут, конечно, Жак-меланхолик (Кирилл Пирогов, прекрасно играющий), очень важный для режиссера персонаж, можно сказать, его alter ego. Похоже, вот он, крючок, столь цепко привязывающий Фоменко к игриво вязкому тексту Юлия Кима печальный философ в поисках свободы, которой нет нигде, даже в сказочном лесу. Он упрямо ищет независимости от надоевшего общества, от людских пороков, от любви, наконец. Поиски, конечно, безнадежны, но как это все же заманчиво начинать сначала.
«Итоги», 19.01.2009
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в ВоронежеНаталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- Пастернак для сценыГригорий Соловьев, «Zond-новости», 16.04.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Живой Доктор ЖивагоЕлизавета Маркова, «Musecube», 18.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- «Я ими всеми побежден, и только в том моя победа».Елена Шаина, «Театр To Go», 26.02.2021
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- О чем поют LosiKenguruЗалина Кантемирова, «Seasons Life», 28.03.2017
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Старые сказки о главномМарина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009