Разговор об эпохе
Стажерская группа «Мастерской Петра Фоменко», вдохновляемая режиссером Евгением Каменьковичем, сделала попытку возрождения жанра поэтического представления, выпустив на Малой сцене спектакль «Рыжий». Трагическая судьба поэта-современника стала поводом для театрального разговора о восьмидесятых-девяностых годах прошлого века.
Екатеринбургский поэт Борис Рыжий покончил с собой в 2001 в возрасте Лермонтова. В биографии Рыжего не разглядеть ничего, что объяснило бы неодолимую тягу молодого человека, чемпиона города по боксу, к смерти: «…я в этот мир пришел, чтоб навсегда проститься». Ничего, что приоткрыло бы истоки зачарованности ею, вытоптавшей в его творчестве назойливый лейтмотив («Смерть на цыпочках ходит за мною, / окровавленный бант теребя»). Ни намека, откуда эти прогулки «со смертью-одноклассницей под ручку», увенчанные петлей на собственном балконе и запиской с пронзительным финалом: «Я всех любил. Без дураков».
Между тем, именно тогда литературный успех вплотную приблизился к младшему научному сотруднику института геофизики Уральского отделения Академии наук, автору диссертации «Глобальная проблематика сейсмичности России». Он публиковал стихи в журналах «Звезда», «Урал», «Знамя», успел стать лауреатом двух премий «Антибукер» (номинация «Незнакомка») и «Северная Пальмира». Вел рубрику «Актуальная поэзия с Борисом Рыжим» в екатеринбургской газете «Книжный клуб». На международном поэтическом фестивале в Роттердаме Рыжий стал несомненным открытием: «Молодой уральский поэт с большими серыми глазами, шрамом на щеке произвел фурор на европейском Парнасе», изрек корреспондент ВВС. В 2000 году «Пушкинским фондом» был выпущен сборник стихов Рыжего «И всё такое…». Следующий «На холодном ветру» вышел уже посмертно.
…Актеры-стажеры «Мастерской Фоменко» вознамерились предпринять музыкально-поэтическое путешествие по местам юности Бориса Рыжего и даже создали по весне специальный «железнодорожный маршрут» в прошлое: Екатеринбург-Свердловск-Екатеринбург. Зрителей сопровождает лихо накрашенная проводница (Наджа Мэр), дежурным безликим голосом предлагающая чай, бутерброды, шашки, нарды и объявляющая остановки: Общежитие, Промзона (Вторчермет), Парк культуры и отдыха имени Маяковского, Крыша, «Санта-Барбара». Зрительские ряды плавно вращаются, доставляя немногочисленную публику к месту очередного фрагмента провинциальной жизни девяностых. А там зачуханные девушки в бигудях и халатах перед стареньким телевизором, парни в обвислых трениках, позвякивающие бутылками в авоськах, очереди неведомо за чем, алкаши на лавочках в парке, столк-новения с ментами, объяснения в любви на крыше под проливным дождем и тому подобная романтика.
У Бориса Рыжего в спектакле несколько ипостасей влюбленный поэт, неуправ-ляемый поэт, неприкаянный поэт, человек дна. Воплощают их, и обаятельно, и залихватски, сразу четыре исполнителя Юрий Буторин, Дмитрий Рудков, Василий Фирсов и Иван Вакуленко. Так некогда множили героя знаменитые поэтические представления Таганки «Послушайте!» (пять Маяковских) или «Товарищ, верь » (пять Пушкиных). Многие стихи Рыжего положены на музыку за музыкальную сторону постановки отвечал Сергей Никитин, собственно, сама идея создания этого спектакля принадлежала ему.
И все-таки спектакль «Рыжий» получился не о поэте Рыжем и не о поэзии. Актеры вместе с режиссером Юрием Буториным, а вслед за ними и руководитель постановки Евгений Каменькович, оказались несомненными заложниками оксюморона Бориса Рыжего «Как хорошо мы плохо жили» строки, сделанной подзаголовком спектакля. Это причудливое ностальгическое высказывание и стало сверхсюжетом нынешних «путевых наб-людений» театра. Вглядываясь в короткую поэтическую судьбу и недоумевая по поводу добровольно прерванного полета, актеры почти ровесники Рыжего невольно идеализируют разгульные и нищие девяностые годы. Вместо поэта в герои спектакля выходит эпоха и не вполне по заслугам.
У зрителя, однако, остается программка, в которой напечатано с десяток стихов Бориса Рыжего. Они придают вечеру, проведенному в «Мастерской Фоменко», и, кстати сказать, чувствам той эпохи, несколько иные объем и измерение.
«…Жалуйтесь, читайте и жалейте,
греясь у огня,
вслух читайте, смейтесь, слезы лейте.
Только без меня.
Ничего действительно не надо,
что ни назови:
ни чужого яблоневого сада,
ни чужой любви,
что тебя поддерживает нежно,
уронить боясь.
Лучше страшно, лучше безнадежно,
лучше рылом в грязь».
Екатеринбургский поэт Борис Рыжий покончил с собой в 2001 в возрасте Лермонтова. В биографии Рыжего не разглядеть ничего, что объяснило бы неодолимую тягу молодого человека, чемпиона города по боксу, к смерти: «…я в этот мир пришел, чтоб навсегда проститься». Ничего, что приоткрыло бы истоки зачарованности ею, вытоптавшей в его творчестве назойливый лейтмотив («Смерть на цыпочках ходит за мною, / окровавленный бант теребя»). Ни намека, откуда эти прогулки «со смертью-одноклассницей под ручку», увенчанные петлей на собственном балконе и запиской с пронзительным финалом: «Я всех любил. Без дураков».
Между тем, именно тогда литературный успех вплотную приблизился к младшему научному сотруднику института геофизики Уральского отделения Академии наук, автору диссертации «Глобальная проблематика сейсмичности России». Он публиковал стихи в журналах «Звезда», «Урал», «Знамя», успел стать лауреатом двух премий «Антибукер» (номинация «Незнакомка») и «Северная Пальмира». Вел рубрику «Актуальная поэзия с Борисом Рыжим» в екатеринбургской газете «Книжный клуб». На международном поэтическом фестивале в Роттердаме Рыжий стал несомненным открытием: «Молодой уральский поэт с большими серыми глазами, шрамом на щеке произвел фурор на европейском Парнасе», изрек корреспондент ВВС. В 2000 году «Пушкинским фондом» был выпущен сборник стихов Рыжего «И всё такое…». Следующий «На холодном ветру» вышел уже посмертно.
…Актеры-стажеры «Мастерской Фоменко» вознамерились предпринять музыкально-поэтическое путешествие по местам юности Бориса Рыжего и даже создали по весне специальный «железнодорожный маршрут» в прошлое: Екатеринбург-Свердловск-Екатеринбург. Зрителей сопровождает лихо накрашенная проводница (Наджа Мэр), дежурным безликим голосом предлагающая чай, бутерброды, шашки, нарды и объявляющая остановки: Общежитие, Промзона (Вторчермет), Парк культуры и отдыха имени Маяковского, Крыша, «Санта-Барбара». Зрительские ряды плавно вращаются, доставляя немногочисленную публику к месту очередного фрагмента провинциальной жизни девяностых. А там зачуханные девушки в бигудях и халатах перед стареньким телевизором, парни в обвислых трениках, позвякивающие бутылками в авоськах, очереди неведомо за чем, алкаши на лавочках в парке, столк-новения с ментами, объяснения в любви на крыше под проливным дождем и тому подобная романтика.
У Бориса Рыжего в спектакле несколько ипостасей влюбленный поэт, неуправ-ляемый поэт, неприкаянный поэт, человек дна. Воплощают их, и обаятельно, и залихватски, сразу четыре исполнителя Юрий Буторин, Дмитрий Рудков, Василий Фирсов и Иван Вакуленко. Так некогда множили героя знаменитые поэтические представления Таганки «Послушайте!» (пять Маяковских) или «Товарищ, верь » (пять Пушкиных). Многие стихи Рыжего положены на музыку за музыкальную сторону постановки отвечал Сергей Никитин, собственно, сама идея создания этого спектакля принадлежала ему.
И все-таки спектакль «Рыжий» получился не о поэте Рыжем и не о поэзии. Актеры вместе с режиссером Юрием Буториным, а вслед за ними и руководитель постановки Евгений Каменькович, оказались несомненными заложниками оксюморона Бориса Рыжего «Как хорошо мы плохо жили» строки, сделанной подзаголовком спектакля. Это причудливое ностальгическое высказывание и стало сверхсюжетом нынешних «путевых наб-людений» театра. Вглядываясь в короткую поэтическую судьбу и недоумевая по поводу добровольно прерванного полета, актеры почти ровесники Рыжего невольно идеализируют разгульные и нищие девяностые годы. Вместо поэта в герои спектакля выходит эпоха и не вполне по заслугам.
У зрителя, однако, остается программка, в которой напечатано с десяток стихов Бориса Рыжего. Они придают вечеру, проведенному в «Мастерской Фоменко», и, кстати сказать, чувствам той эпохи, несколько иные объем и измерение.
«…Жалуйтесь, читайте и жалейте,
греясь у огня,
вслух читайте, смейтесь, слезы лейте.
Только без меня.
Ничего действительно не надо,
что ни назови:
ни чужого яблоневого сада,
ни чужой любви,
что тебя поддерживает нежно,
уронить боясь.
Лучше страшно, лучше безнадежно,
лучше рылом в грязь».
Мария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в ВоронежеНаталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- Пастернак для сценыГригорий Соловьев, «Zond-новости», 16.04.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Живой Доктор ЖивагоЕлизавета Маркова, «Musecube», 18.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- «Я ими всеми побежден, и только в том моя победа».Елена Шаина, «Театр To Go», 26.02.2021
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- О чем поют LosiKenguruЗалина Кантемирова, «Seasons Life», 28.03.2017
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Старые сказки о главномМарина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009