Кайф по-булгаковски
Рано или поздно едва ли не каждый крупный мастер обращается к Булгакову, чтобы с его помощью исповедаться, отрефлектировать собственную жизнь в искусстве.
Берутся чаще за «Мольера» («Кабалу святош»), за «Театральный роман» в меньшей степени, но и то и другое написано об авторе и театре, о голгофе творчества, о взаимоотношениях творца с обществом, властью и всем миром.
Пришел черед Петра Фоменко, который вместе с актером «Мастерской» Кириллом Пироговым оживил на сцене булгаковские «Записки покойника». Таково было первое название романа, однако Фоменко выбирает второе и ставит спектакль именно о театре, в том числе, разумеется, и собственном. Драматурга Максудова играет Кирилл Пирогов, что тоже логично, ибо здесь он не просто актер, но один из создателей постановки.
Спектакль прилежно идет вслед за автором, и само это обстоятельство в нынешнем театральном контексте скорее радует, нежели огорчает. Молодые люди делового вида кричат по окончании действия в мобильники, что словили кайф, что текст оказался классный. Не стоит по этому поводу произносить высоколобых «фи», уж лучше возрадоваться, что люди обнаружили, какие есть на свете замечательные писатели и чудесные книжки.
«Театральный роман» между тем готовит постановщикам не меньше коварных ловушек, чем любое булгаковское сочинение. Блистательный текст, чуть зазеваешься, скатывает спектакль в литературщину. Глубочайшая авторская ирония провоцирует на сценическую карикатуру, социальная злость на памфлет, а очевидная мистика на всяческие малопонятные фантазии. Но спектакль «фоменок» лавирует между этими рифами, как интеллигент в третьем поколении, которому чужды императивы и крайности.
По большому счету перед нами объяснение в любви милому чудовищу, коим театр является по своей природе. Уж «Независимый-то театр», прототипом которого явился сталинский МХАТ, с его непомерно раздутой «конторой», с двумя основателями, один из которых на грани маразма, а другой руководит процессом из экзотической «Индии», с должностями типа «заведующий поворотным кругом», с ареопагом народных артистов-небожителей и т.п. мог бы стать объектом откровенных издевательств. Однако становится предметом изящной актерской иронии.
Хотя, в принципе, здесь считывается новейшая история отечествен╛ой сцены. Вот ходит и все бочком, все мимо молодой, брутальный режиссер Фома Стриж Иван Вакуленко, которому явно не дождаться постановки в Независимом. Вот невозмутимо загадочные Менажраки Мадлен Джабраилова и Торопецкая Галина Тюнина сидят по углам сцены, и ясно, что эти жрицы директората знают много гитик, неведомых самому Господу Богу. Вот и Максудов вечно прижимает к груди папку с рукописью. Ему бы - в какую-нибудь новодрамовскую лабораторию, но он, бедняга, влюбленный в колонны и поворотные круги, явно ошибся адресом.
Сцена посещения Максудовым Сивцева Вражка, где обитает гуру Иван Васильевич, истинно фоменковское фирменное блюдо, главный «продукт» которого тончайшие наблюдения за человеческой природой. Артист Максим Литовченко в чуть намеченном портретном гриме К. С. Станиславского вкусно разыгрывает это величие немочи, этот вдохновенный склероз. В декорациях Владимира Максимова деликатно намечены и оливковый цвет стен альма-матер, что в Камергерском переулке, и соответствующий шрифт в названии «Независимый театр», и не имеющая отношения к прототипу, но победно бутафорская лошадка, венчающая колонну.
Эпизод, где актеры-основоположники окончательно топят пьесу Максудова «Черный снег», пожалуй, единственно претендует на некую фантасмагорию. Народные и заслуженные небожители превращаются в манекены, идет затяжная немая сцена, отсылающая прямиком к Гоголю, с инсценировками которого Булгаков изрядно намучился в Московском Художественном театре. После этого молодому автору остается только наложить на себя руки. Но Фоменко и Пирогов решают иначе, и Максудов читает у рампы бессмертные строки про тьму, накрывшую город Ершалайм. Для тех, кто, как говорится, в материале, утешение слабое. А все же утешение, ибо «Черным снегом» дело не закончится, автор, по крайней мере, еще подарит человечеству «Мастера и Маргариту».
Берутся чаще за «Мольера» («Кабалу святош»), за «Театральный роман» в меньшей степени, но и то и другое написано об авторе и театре, о голгофе творчества, о взаимоотношениях творца с обществом, властью и всем миром.
Пришел черед Петра Фоменко, который вместе с актером «Мастерской» Кириллом Пироговым оживил на сцене булгаковские «Записки покойника». Таково было первое название романа, однако Фоменко выбирает второе и ставит спектакль именно о театре, в том числе, разумеется, и собственном. Драматурга Максудова играет Кирилл Пирогов, что тоже логично, ибо здесь он не просто актер, но один из создателей постановки.
Спектакль прилежно идет вслед за автором, и само это обстоятельство в нынешнем театральном контексте скорее радует, нежели огорчает. Молодые люди делового вида кричат по окончании действия в мобильники, что словили кайф, что текст оказался классный. Не стоит по этому поводу произносить высоколобых «фи», уж лучше возрадоваться, что люди обнаружили, какие есть на свете замечательные писатели и чудесные книжки.
«Театральный роман» между тем готовит постановщикам не меньше коварных ловушек, чем любое булгаковское сочинение. Блистательный текст, чуть зазеваешься, скатывает спектакль в литературщину. Глубочайшая авторская ирония провоцирует на сценическую карикатуру, социальная злость на памфлет, а очевидная мистика на всяческие малопонятные фантазии. Но спектакль «фоменок» лавирует между этими рифами, как интеллигент в третьем поколении, которому чужды императивы и крайности.
По большому счету перед нами объяснение в любви милому чудовищу, коим театр является по своей природе. Уж «Независимый-то театр», прототипом которого явился сталинский МХАТ, с его непомерно раздутой «конторой», с двумя основателями, один из которых на грани маразма, а другой руководит процессом из экзотической «Индии», с должностями типа «заведующий поворотным кругом», с ареопагом народных артистов-небожителей и т.п. мог бы стать объектом откровенных издевательств. Однако становится предметом изящной актерской иронии.
Хотя, в принципе, здесь считывается новейшая история отечествен╛ой сцены. Вот ходит и все бочком, все мимо молодой, брутальный режиссер Фома Стриж Иван Вакуленко, которому явно не дождаться постановки в Независимом. Вот невозмутимо загадочные Менажраки Мадлен Джабраилова и Торопецкая Галина Тюнина сидят по углам сцены, и ясно, что эти жрицы директората знают много гитик, неведомых самому Господу Богу. Вот и Максудов вечно прижимает к груди папку с рукописью. Ему бы - в какую-нибудь новодрамовскую лабораторию, но он, бедняга, влюбленный в колонны и поворотные круги, явно ошибся адресом.
Сцена посещения Максудовым Сивцева Вражка, где обитает гуру Иван Васильевич, истинно фоменковское фирменное блюдо, главный «продукт» которого тончайшие наблюдения за человеческой природой. Артист Максим Литовченко в чуть намеченном портретном гриме К. С. Станиславского вкусно разыгрывает это величие немочи, этот вдохновенный склероз. В декорациях Владимира Максимова деликатно намечены и оливковый цвет стен альма-матер, что в Камергерском переулке, и соответствующий шрифт в названии «Независимый театр», и не имеющая отношения к прототипу, но победно бутафорская лошадка, венчающая колонну.
Эпизод, где актеры-основоположники окончательно топят пьесу Максудова «Черный снег», пожалуй, единственно претендует на некую фантасмагорию. Народные и заслуженные небожители превращаются в манекены, идет затяжная немая сцена, отсылающая прямиком к Гоголю, с инсценировками которого Булгаков изрядно намучился в Московском Художественном театре. После этого молодому автору остается только наложить на себя руки. Но Фоменко и Пирогов решают иначе, и Максудов читает у рампы бессмертные строки про тьму, накрывшую город Ершалайм. Для тех, кто, как говорится, в материале, утешение слабое. А все же утешение, ибо «Черным снегом» дело не закончится, автор, по крайней мере, еще подарит человечеству «Мастера и Маргариту».
Наталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в ВоронежеНаталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- Пастернак для сценыГригорий Соловьев, «Zond-новости», 16.04.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Живой Доктор ЖивагоЕлизавета Маркова, «Musecube», 18.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- «Я ими всеми побежден, и только в том моя победа».Елена Шаина, «Театр To Go», 26.02.2021
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- О чем поют LosiKenguruЗалина Кантемирова, «Seasons Life», 28.03.2017
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Старые сказки о главномМарина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009