Мечтать вредно
В «Мастерской Фоменко» поставили спектакль о поколении 40-летних.
Звезда сериала «Оттепель» и один из лучших актеров фоменковской труппы Евгений Цыганов решился на режиссерский дебют. В родном театре он поставил новую пьесу Ольги Мухиной — о людях, чье детство пришлось на эпоху брежневского застоя, а зрелость совпала с путинским режимом. Безупречным хитом спектакль назвать нельзя, но и аплодировать из вежливости вам тоже не придется. Всем, кто ищет в театре личных историй и щемящей лирики, настоятельно рекомендуем.
Политические выпады никогда не были коньком фоменок, другое дело — реальные судьбы и взаимоотношения. Так и в «Олимпии» Евгений Цыганов попытался на примере жизни главного героя поговорить о судьбе своего поколения. В Алеше Стечкине (Иван Вакуленко) любой зритель, рожденный в 70-х, узнает сам себя. Советское детство, открытие Макдональдса на Пушкинской, путч, первая любовь, Перестройка, лихие 90-е, новорусский гламур… Впрочем, на сцене разыгрываются не исторические хроники, а скорее этюды на «заданные» темы. Какие-то из них более удачны, какие-то менее, самые лучшие — те, в которых чувствуются фоменковское «легкое дыхание» и обаятельный светлый юмор. Всего один пример — родители маленького Алеши бурно ссорятся, он спрашивает у бабушки, в чем причина скандала. И получает ответ: «Мама любит Джо Дассена больше папы». Бабушку в спектакле совершенно бесподобно играет Екатерина Васильева, крайне редко выходящая на сцену. Ей удался образ женщины, повидавшей многое, но не переставшей верить в Бога и коммунистов одновременно.
Актерский состав нового спектакля очень сильный. Бывшие стажеры — Иван Вакуленко, Серафима Огарева и Мария Андреева — убедительны в ролях молодых ребят, чья юность пришлась на перестройку. Отчаянные мечтатели, они меняют увлечения и кумиров на раз-два: сегодня — пионеры, завтра — скейтеры, послезавтра — клубные тусовщики. На политику им глубоко наплевать, их пьянит свобода. Вынырнув из перестроечной эйфории и разгула нулевых, герои остаются ни с чем: неосуществленная любовь, разбитые мечты и сломанные судьбы.
Жаль, что этот очень честный и, в общем-то, жесткий финал фоменки превратили в сентиментальные причитания на тему «главное в жизни — любовь». Спектакль в принципе очень неровный, но если буксующий второй акт, посвященный клубным тусовкам и наркотическим снам главного героя, простить можно, то последняя сцена, в которой Алеша забирается вместе с бабушкой на снежную гору (у каждого своя вершина) — фальшивая и откровенно морализаторская.
Еще один досадный недостаток — сценография. За нее отвечали Владимир Максимов и Егор Федоричев — в итоге на сцене одновременно находится «все и сразу»: интерьер старой советской квартиры, здесь же — спортзал, Александровский сад, гараж в Чертаново, бандитский ресторан и ночной клуб. Сценографы сделали акцент на мелких деталях вроде советского сервиза на столе или dj-оборудования для дискотеки. Но визуальная перегруженность пошла во вред и без того сложному спектаклю, со множеством сюжетных перипетий и действующих лиц. Действию заметно не хватает воздуха.
Если верить анонсам, фоменки мечтали поставить эпос о крахе целого поколения россиян. Идея прекрасная, но решить ее в рамках исключительной лирики и светлой грусти у них, увы, не получилось. Впрочем, сильные впечатления все равно гарантированы. Никогда еще «Мастерская» не делала такую серьезную ставку на современную драматургию и не пыталась через личную историю говорить с залом об истории страны.
Политические выпады никогда не были коньком фоменок, другое дело — реальные судьбы и взаимоотношения. Так и в «Олимпии» Евгений Цыганов попытался на примере жизни главного героя поговорить о судьбе своего поколения. В Алеше Стечкине (Иван Вакуленко) любой зритель, рожденный в 70-х, узнает сам себя. Советское детство, открытие Макдональдса на Пушкинской, путч, первая любовь, Перестройка, лихие 90-е, новорусский гламур… Впрочем, на сцене разыгрываются не исторические хроники, а скорее этюды на «заданные» темы. Какие-то из них более удачны, какие-то менее, самые лучшие — те, в которых чувствуются фоменковское «легкое дыхание» и обаятельный светлый юмор. Всего один пример — родители маленького Алеши бурно ссорятся, он спрашивает у бабушки, в чем причина скандала. И получает ответ: «Мама любит Джо Дассена больше папы». Бабушку в спектакле совершенно бесподобно играет Екатерина Васильева, крайне редко выходящая на сцену. Ей удался образ женщины, повидавшей многое, но не переставшей верить в Бога и коммунистов одновременно.
Актерский состав нового спектакля очень сильный. Бывшие стажеры — Иван Вакуленко, Серафима Огарева и Мария Андреева — убедительны в ролях молодых ребят, чья юность пришлась на перестройку. Отчаянные мечтатели, они меняют увлечения и кумиров на раз-два: сегодня — пионеры, завтра — скейтеры, послезавтра — клубные тусовщики. На политику им глубоко наплевать, их пьянит свобода. Вынырнув из перестроечной эйфории и разгула нулевых, герои остаются ни с чем: неосуществленная любовь, разбитые мечты и сломанные судьбы.
Жаль, что этот очень честный и, в общем-то, жесткий финал фоменки превратили в сентиментальные причитания на тему «главное в жизни — любовь». Спектакль в принципе очень неровный, но если буксующий второй акт, посвященный клубным тусовкам и наркотическим снам главного героя, простить можно, то последняя сцена, в которой Алеша забирается вместе с бабушкой на снежную гору (у каждого своя вершина) — фальшивая и откровенно морализаторская.
Еще один досадный недостаток — сценография. За нее отвечали Владимир Максимов и Егор Федоричев — в итоге на сцене одновременно находится «все и сразу»: интерьер старой советской квартиры, здесь же — спортзал, Александровский сад, гараж в Чертаново, бандитский ресторан и ночной клуб. Сценографы сделали акцент на мелких деталях вроде советского сервиза на столе или dj-оборудования для дискотеки. Но визуальная перегруженность пошла во вред и без того сложному спектаклю, со множеством сюжетных перипетий и действующих лиц. Действию заметно не хватает воздуха.
Если верить анонсам, фоменки мечтали поставить эпос о крахе целого поколения россиян. Идея прекрасная, но решить ее в рамках исключительной лирики и светлой грусти у них, увы, не получилось. Впрочем, сильные впечатления все равно гарантированы. Никогда еще «Мастерская» не делала такую серьезную ставку на современную драматургию и не пыталась через личную историю говорить с залом об истории страны.
Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в ВоронежеНаталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- Пастернак для сценыГригорий Соловьев, «Zond-новости», 16.04.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Живой Доктор ЖивагоЕлизавета Маркова, «Musecube», 18.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- «Я ими всеми побежден, и только в том моя победа».Елена Шаина, «Театр To Go», 26.02.2021
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- О чем поют LosiKenguruЗалина Кантемирова, «Seasons Life», 28.03.2017
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Старые сказки о главномМарина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009