Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьера
Если вспомнить два известных утверждения, касающихся театра, — о том, что в нём следует удивлять и что всё в нём хорошо, кроме скуки, то Мастерская Петра Фоменко вполне соответствует обоим. Здесь не устают удивлять
Что бы ни говорили новоявленные классики и проповедники современной пьесы, на мой взгляд, за последние годы ярких произведений тут, мягко говоря, немного. «Таня-Таня» Ольги Мухиной, поставленная некогда Петром Наумовичем Фоменко, стала именно таким явлением. И вот теперь — новая её пьеса, написанная за семь месяцев, специально для «Мастерской», «Олимпия», режиссёрский дебют одного из лучших актёров этого театра Евгения Цыганова (известного ещё и по кино, и особенно по телесериалу «Оттепель» не только театральной, но и широкой публике). Драматургический этот опыт Мухиной (из «Оли» времён «Тани-Тани», не на афише, правда, но во внутреннем ощущении превратившейся, по-моему, в Ольгу, мастера зрелых лет), без преувеличения, уникален. Эта пьеса — первая, пожалуй, попытка осмысления в драматургической форме нашей истории за последние сорок лет, этакий «краткий курс» от брежневски-“олимпиадных“ 70-начала 80-х до нынешнего времени. Причём осмысления на удивление беспафосного, неполитизированного, неидеологизированного: всё, что нам рассказывается со сцены за три с лишним часа, — очень личное. И даже трудно с точностью определить, на какую возрастную аудиторию рассчитан спектакль. Драматург и режиссёр — родом из 70-х. В зрительном зале, заметила, и те, кто моложе, и те, кто старше. Общее одно — это рождённые в СССР. Те, для кого известное у нас была великая эпоха“ — не гремучий лозунг, а, опять же, что-то очень личное. И спектакль этот невероятно обаятелен именно потому, что обладает меткостью попадания в некие общие болевые“ точки, будит общие сердечные токи. И поэтому ещё он сегодня, когда пресловутая ностальгия по советскому“ стала уже модой, трендом, а порой даже приравнивается к политическим веяниям, радует своей свежестью, живостью, теплом, добрым юмором и нежностью к человеку. В пьесе и, соответственно, в спектакле, как и в самой истории нашей, особенно 90-х и нулевых“, немало горького и трагического, и всё же печаль здесь светла, и в помине нету ни надрыва, ни указующего перста, ни опостылевшей уже сегодня чернухи“. История страны через историю семьи — ход знакомый, но от этого не менее ёмкий и впечатляющий. Семейный мир за кремовыми шторами“ здесь распахнут в эпоху.
Поначалу впечатляет узнавание: на сцене типовая московская квартира коренных, в нескольких поколениях, жителей столицы, семейства Стечкиных (сценография Владимира Максимова и Егора Федоричева выразительна, многообразна и изобильна). Сервант с кубками (глава семьи — спортсмен-лыжник), телек на тонких ножках, кресло, помнится, югославское (точно такое же было у нас в доме, сосланное“ нынче на дачу!). И гимн, и Ротару, и вечный звуковой фон эпохи — косноязычная речь орденоносного бровеносца“. И лыжи, те, с полужёсткими креплениями, у стенки (не у печки, правда) стоят. Рудиментом в нынешних мирах“, как пел Визбор. Да и сами мама с папой, тоже типовые“ и тоже рудименты“, — ссорятся из-за того, что мама Джо Дассена любит больше, чем папу. Звучит с затёртой плёнки Высоцкий, идёт Олимпиада-80, и как манна небесная — бутылочки Пепси“ и сок в коробочках с трубочками… Больно и счастливо толкнётся сердце, и чувственная память очнётся точно спросонок. Как хорошо мы плохо жили“, — сказано гениально. Но действие не зависает ностальгически в 80-х. Голос Леонида Ильича по ТВ сменяется голосом Михаила Сергеича. Лыжи — роликами. Пепси“ — наркотой. События стремительно сменяют друг друга, как в каком-то безумном калейдоскопе, и нет смысла здесь перечислять их, напоминать, сколько их наслоилось в 90-х и нулевых“ и как круто менял их быстрый промельк маховой“ жизнь каждого. И жизнь главного героя Алёши Стечкина (Иван Вакуленко) с его первой любовью“ Ларисой (Серафима Огарёва) — тоже. Молодые актёры, ничуть не тушуясь рядом со старшими коллегами, не только лихо катаются на роликах по сцене (пьеса, кстати, посвящена тем, кто катался на роликах в Александровском саду в 91-м“), но работают с безупречным артистизмом.
Действие перенасыщено переменами, которых так требовали, по Цою, наши сердца и глаза, и порой даже невозможно уже представить, что всё это так и было совсем недавно в нашей с вами стране, в нашей с вами истории, и всё это пережито. В спектакле, как в песне, только наоборот — года спрессованы в мгновения, напоминающие кадры-вспышки: Афган, Берлинская стена, путч, ГКЧП, штурм Белого дома, всевластие бандитов… Всё — точно росчерком пера подано в зарисовках, где трагедия чаще предстаёт в виде фарса, где с прошлым пытаются расстаться-поквитаться, если не смеясь, так, по крайней мере, улыбаясь.
Не дай Бог жить в эпоху перемен? Точнее и мудрее не скажешь. А мы вот жили. Как и герои этого, да, совершенно несовершенного, сумбурного, порой несколько громоздкого, но такого живого и очевидно талантливого спектакля, ни на что не похожего на сегодняшних сценах. Спектакля о безнадёге и надеждах, где так просто и естественно звучат слова: Я так люблю свою Родину, я так люблю свою маму, папу и бабушку“. Где, опять же по Визбору, пока хватает силы смеяться над бедой“. Вот только людей жалко, очень людей жалко“ — это говорит Бабушка (в виртуозно-бесхитростном исполнении Екатерины Васильевой), своеобразный камертон спектакля, голос веры, по-детски наивный и по-стариковски мудрый, утверждающий, что в 2017-м в России будет царь, из Романовых, по материнской линии“. Ну что ж, царь так царь — ждать недолго. И, глядишь, все мы будем счастливы, когда-нибудь, Бог даст“.
Поначалу впечатляет узнавание: на сцене типовая московская квартира коренных, в нескольких поколениях, жителей столицы, семейства Стечкиных (сценография Владимира Максимова и Егора Федоричева выразительна, многообразна и изобильна). Сервант с кубками (глава семьи — спортсмен-лыжник), телек на тонких ножках, кресло, помнится, югославское (точно такое же было у нас в доме, сосланное“ нынче на дачу!). И гимн, и Ротару, и вечный звуковой фон эпохи — косноязычная речь орденоносного бровеносца“. И лыжи, те, с полужёсткими креплениями, у стенки (не у печки, правда) стоят. Рудиментом в нынешних мирах“, как пел Визбор. Да и сами мама с папой, тоже типовые“ и тоже рудименты“, — ссорятся из-за того, что мама Джо Дассена любит больше, чем папу. Звучит с затёртой плёнки Высоцкий, идёт Олимпиада-80, и как манна небесная — бутылочки Пепси“ и сок в коробочках с трубочками… Больно и счастливо толкнётся сердце, и чувственная память очнётся точно спросонок. Как хорошо мы плохо жили“, — сказано гениально. Но действие не зависает ностальгически в 80-х. Голос Леонида Ильича по ТВ сменяется голосом Михаила Сергеича. Лыжи — роликами. Пепси“ — наркотой. События стремительно сменяют друг друга, как в каком-то безумном калейдоскопе, и нет смысла здесь перечислять их, напоминать, сколько их наслоилось в 90-х и нулевых“ и как круто менял их быстрый промельк маховой“ жизнь каждого. И жизнь главного героя Алёши Стечкина (Иван Вакуленко) с его первой любовью“ Ларисой (Серафима Огарёва) — тоже. Молодые актёры, ничуть не тушуясь рядом со старшими коллегами, не только лихо катаются на роликах по сцене (пьеса, кстати, посвящена тем, кто катался на роликах в Александровском саду в 91-м“), но работают с безупречным артистизмом.
Действие перенасыщено переменами, которых так требовали, по Цою, наши сердца и глаза, и порой даже невозможно уже представить, что всё это так и было совсем недавно в нашей с вами стране, в нашей с вами истории, и всё это пережито. В спектакле, как в песне, только наоборот — года спрессованы в мгновения, напоминающие кадры-вспышки: Афган, Берлинская стена, путч, ГКЧП, штурм Белого дома, всевластие бандитов… Всё — точно росчерком пера подано в зарисовках, где трагедия чаще предстаёт в виде фарса, где с прошлым пытаются расстаться-поквитаться, если не смеясь, так, по крайней мере, улыбаясь.
Не дай Бог жить в эпоху перемен? Точнее и мудрее не скажешь. А мы вот жили. Как и герои этого, да, совершенно несовершенного, сумбурного, порой несколько громоздкого, но такого живого и очевидно талантливого спектакля, ни на что не похожего на сегодняшних сценах. Спектакля о безнадёге и надеждах, где так просто и естественно звучат слова: Я так люблю свою Родину, я так люблю свою маму, папу и бабушку“. Где, опять же по Визбору, пока хватает силы смеяться над бедой“. Вот только людей жалко, очень людей жалко“ — это говорит Бабушка (в виртуозно-бесхитростном исполнении Екатерины Васильевой), своеобразный камертон спектакля, голос веры, по-детски наивный и по-стариковски мудрый, утверждающий, что в 2017-м в России будет царь, из Романовых, по материнской линии“. Ну что ж, царь так царь — ждать недолго. И, глядишь, все мы будем счастливы, когда-нибудь, Бог даст“.
Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в ВоронежеНаталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- Пастернак для сценыГригорий Соловьев, «Zond-новости», 16.04.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Живой Доктор ЖивагоЕлизавета Маркова, «Musecube», 18.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- «Я ими всеми побежден, и только в том моя победа».Елена Шаина, «Театр To Go», 26.02.2021
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- О чем поют LosiKenguruЗалина Кантемирова, «Seasons Life», 28.03.2017
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Старые сказки о главномМарина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009