Живой Доктор Живаго
«Доктор Живаго» – это один из программных романов, по которым иностранцы пытаются понять загадочную русскую душу. Для нас же это книга об одном из самых тяжелых этапов нашей истории – о первой половине XX века. Но, несмотря на все ужасы того времени, роман Пастернака наполнен счастьем и теплотой – и это ощущение тонко передано в новом спектакле театра Мастерская Петра Фоменко «Доктор Живаго».
«Игра в людей по мотивам одноименного романа в трех частях, состоящая из прозы, стихов и всякой всячины, внушенная сознанием, что половина людей перестала быть собой и неизвестно что разыгрывает», – так многословно представлен спектакль в программке. Три части – это три действия, два антракта и почти пять часов. В Мастерской уже давняя традиция превращения многостраничных романов в театральную постановку: «Война и мир», «Улисс», теперь «Живаго», поэтому зрителю нечего бояться. Если в первом действии события, возможно, и текут немного тягуче и неспешно, то это потому, что жизнь героев проходит то в имении друзей, летом, то в гостеприимном доме знакомых. А все исторические потрясения кажутся своеобразной декорацией: их слышно и видно только частями – то камень влетит в гостиную дома, где живет у друзей дяди Юра Живаго; то гремят ведрами ребята, строящие баррикады, где знакомятся Лара и Павел Антипов. И чем дальше мы двигаемся по временной шкале, годы которой проецируются по краям сцены, тем быстрее сменяют друг друга места и события, превращаясь в калейдоскоп.
В этом калейдоскопе своеобразными константами остаются только несколько главных персонажей. Остальные актеры примеряют на себя по нескольку ролей. Так, например, Полина Кутепова перевоплощается из экзальтированной мамы Лары в степенную маму Тони, подруги, а потом жены Юрия Живаго. А в промежутке становится молчаливой смертью в вуали, мягко зовущей за собой то одного, то другого. И суть этих изменений не в смене костюма или парика, а в чем-то более неуловимом и глубоком. Так меняются и главные герои, абсолютно незаметно для зрителя за 5 часов превращаясь из подростков в проживших жизнь мужчину и женщину. Неизменными остаются только восклицание «мама» Юры (Иван Вакуленко), произносимое с протяжным первым слогом, и порывистые движения Лары (Ольга Богданова). Для актрисы это дебют – и какой! Найти подход к героине, которую представляют то femme fatale, то эпатажной жертвой, непросто. Тут запросто можно забрести и в драму, а то и в трагедию. Но Евгений Каменькович решил сделать спектакль в стиле романтической трагикомедии, что ни в коем случае не роняет величия романа. Скорее он становится еще теплее и уютнее, и больше похож на разглядывание семейного фотоальбома под льющимся из-под абажура светом.
Здесь есть место и грусти, и смеху, и замечательному Карэну Бадалову в роли Комаровского, никуда не выходящему без свежего арбуза. И можно, конечно, поговорить о символике, о раскрытой книге, висящей над всем происходящим на сцене, о практически полном отказе от массивных декораций, но главное, что остается после спектакля – это ощущение хрупкости счастья, грустной улыбки и наворачивающихся на глаза слез.
Источник: Musecube
«Игра в людей по мотивам одноименного романа в трех частях, состоящая из прозы, стихов и всякой всячины, внушенная сознанием, что половина людей перестала быть собой и неизвестно что разыгрывает», – так многословно представлен спектакль в программке. Три части – это три действия, два антракта и почти пять часов. В Мастерской уже давняя традиция превращения многостраничных романов в театральную постановку: «Война и мир», «Улисс», теперь «Живаго», поэтому зрителю нечего бояться. Если в первом действии события, возможно, и текут немного тягуче и неспешно, то это потому, что жизнь героев проходит то в имении друзей, летом, то в гостеприимном доме знакомых. А все исторические потрясения кажутся своеобразной декорацией: их слышно и видно только частями – то камень влетит в гостиную дома, где живет у друзей дяди Юра Живаго; то гремят ведрами ребята, строящие баррикады, где знакомятся Лара и Павел Антипов. И чем дальше мы двигаемся по временной шкале, годы которой проецируются по краям сцены, тем быстрее сменяют друг друга места и события, превращаясь в калейдоскоп.
В этом калейдоскопе своеобразными константами остаются только несколько главных персонажей. Остальные актеры примеряют на себя по нескольку ролей. Так, например, Полина Кутепова перевоплощается из экзальтированной мамы Лары в степенную маму Тони, подруги, а потом жены Юрия Живаго. А в промежутке становится молчаливой смертью в вуали, мягко зовущей за собой то одного, то другого. И суть этих изменений не в смене костюма или парика, а в чем-то более неуловимом и глубоком. Так меняются и главные герои, абсолютно незаметно для зрителя за 5 часов превращаясь из подростков в проживших жизнь мужчину и женщину. Неизменными остаются только восклицание «мама» Юры (Иван Вакуленко), произносимое с протяжным первым слогом, и порывистые движения Лары (Ольга Богданова). Для актрисы это дебют – и какой! Найти подход к героине, которую представляют то femme fatale, то эпатажной жертвой, непросто. Тут запросто можно забрести и в драму, а то и в трагедию. Но Евгений Каменькович решил сделать спектакль в стиле романтической трагикомедии, что ни в коем случае не роняет величия романа. Скорее он становится еще теплее и уютнее, и больше похож на разглядывание семейного фотоальбома под льющимся из-под абажура светом.
Здесь есть место и грусти, и смеху, и замечательному Карэну Бадалову в роли Комаровского, никуда не выходящему без свежего арбуза. И можно, конечно, поговорить о символике, о раскрытой книге, висящей над всем происходящим на сцене, о практически полном отказе от массивных декораций, но главное, что остается после спектакля – это ощущение хрупкости счастья, грустной улыбки и наворачивающихся на глаза слез.
Источник: Musecube
Елизавета Маркова, «Musecube», 18.03.2021
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в ВоронежеНаталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- Пастернак для сценыГригорий Соловьев, «Zond-новости», 16.04.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Живой Доктор ЖивагоЕлизавета Маркова, «Musecube», 18.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- «Я ими всеми побежден, и только в том моя победа».Елена Шаина, «Театр To Go», 26.02.2021
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- О чем поют LosiKenguruЗалина Кантемирова, «Seasons Life», 28.03.2017
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Старые сказки о главномМарина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009