Зрителей возвращают в старину
В «Мастерской Петра Фоменко» и Театре Моссовета невест выдают замуж
В театрах, видимо, решили ударно начать Год семьи, объявленный на 2024 год в России. Сразу две столичные премьеры вышли по старинным русским комедиям о женитьбе – деле для отечества необходимом, как писал Гоголь. В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую комедию играют как водевиль, а в Театре Моссовета настоящий водевиль Александра Шаховского разыгрывают как современную пьесу о споре поколений.
«Женитьбу» не случайно атрибутируешь на спектакле «фоменок» как водевиль. Ведь уникальность комедии Николая Васильевича в том и была: абсолютно водевильный сюжет, как уже не слишком юная невеста выбирает себе женихов (один другого проблемнее), неожиданно заканчивается драматической коллизией, уже не внешней, а внутренней. Виновник торжества, незадачливый жених Подколесин, заручившись приязнью избранницы, разлакомившись будущим подле красивой жены, через минуту прыгает в окно и – был таков. Почему? Отчего? Непознаваема русская душа!
Открытый финал, оставленный Гоголем, трактуется каждый раз заново, то более мрачно, то курьезно. «Совершенно невероятное событие» сыграно в фирменном акварельном стиле «Мастерской…». Спектакль сосредоточен на комической интриге и выводит на водевильный оборот – можно вволю насладиться балаганными перипетиями и милыми репризами.
В постановке есть шанс для каждого актера провести свою линию. И для «Женитьбы» это немаловажно. Помимо того, что у автора все персонажи выписаны в ярчайших характерах и колоритных типажах, в спектакле заняты те актеры труппы, кто в последнее время не избалован новыми ролями. Да еще совсем новое поколение труппы здесь впервые вступает на подмостки – и отлично показывает себя. И купеческая дочь на выданье, дебелая красавица Агафья – Ольга Бодрова, и мужиковатая ее тетка – Елизавета Бойко, и большеглазая, быстрая, как ветерок, Дуняша (Екатерина Новокрещенова – актриса с редким амплуа травести).
В режиссерах значится не только Евгений Каменькович, но и главное «трио» – Мадлен Джабраилова (сваха), Иван Вакуленко (надворный советник Подколесин) и Юрий Буторин (друг его Кочкарев, решивший взять на себя роль свахи-тамады). У Мадлен Джабраиловой, наверное, тут самая удивительная роль: в ее исполнении сваха предстает не старорусским персонажем, закутанным в платок, а ультрасовременным свадебным агентом в элегантном брючном костюме терракотового цвета с необъятной дамской сумкой, где прячутся разные женские хитрости. Костюмы Марии Боровской подчеркивают «русскость», но и включают диалог с современностью, особенно в женских платьях, и – подчас превосходят находки сценографии (художник – Ирина Корина), которая тут скорее сообщает пространственно-временную характеристику, чем метафоризует действие. Раз уж на свадьбу принято делать фотосессии, то эту традицию (даром что при Гоголе фотография в России только зарождалась) решили сделать всеобъемлющей. Купеческий дом Купердягиных превращается в Торговый дом с фотоателье и свадебным салоном, а над всем возвышается вывеска в форме кулака в память о суровом батюшке. Так что женихи все будут запечатлены еще до смотрин – посетителей сразу на фоне репродукций с итальянскими видами фотографирует Дуняша.
И только в конце белоснежный свадебный стол так печально красив оттого, что за него так никто и не сядет праздновать рождение новой семьи, что становится аллегорией несбывшихся надежд.
Сватовство, ключевая часть комедии, решена вполне традиционно в образах каждого жениха, составляющих всю соль гоголевской сатиры: одному невесту высокообразованную подавай, хотя сам по-французски ни бельмеса; другому – характером посмирней; третьему – приданое побогаче. И только бывший моряк Жевакин, как настоящий романтик, готов ценить исключительно женскую красоту. Его играет Степан Пьянков, и это совершенно особая роль, сделанная с большим чувством. Артист и сам имеет насыщенную удивительными поворотами судьбы биографию, и своего нелепого героя – потертого, но душевного пьянчужку, помотавшегося по свету, – представляет в высокой трагикомедии. Говорить знаменитую фразу, что уже в 17 раз получает отказ, Жевакин выходит на авансцену, и это щемящая минута его признания, одиночества становится зеркальной по отношению к монологу Подколесина, когда тот размышляет: а что его собственно держит в комнате в ожидании невесты? Один бежит любви, другой стремится к ней и – не находит.
Источник: «Независимая газета»
«Женитьбу» не случайно атрибутируешь на спектакле «фоменок» как водевиль. Ведь уникальность комедии Николая Васильевича в том и была: абсолютно водевильный сюжет, как уже не слишком юная невеста выбирает себе женихов (один другого проблемнее), неожиданно заканчивается драматической коллизией, уже не внешней, а внутренней. Виновник торжества, незадачливый жених Подколесин, заручившись приязнью избранницы, разлакомившись будущим подле красивой жены, через минуту прыгает в окно и – был таков. Почему? Отчего? Непознаваема русская душа!
Открытый финал, оставленный Гоголем, трактуется каждый раз заново, то более мрачно, то курьезно. «Совершенно невероятное событие» сыграно в фирменном акварельном стиле «Мастерской…». Спектакль сосредоточен на комической интриге и выводит на водевильный оборот – можно вволю насладиться балаганными перипетиями и милыми репризами.
В постановке есть шанс для каждого актера провести свою линию. И для «Женитьбы» это немаловажно. Помимо того, что у автора все персонажи выписаны в ярчайших характерах и колоритных типажах, в спектакле заняты те актеры труппы, кто в последнее время не избалован новыми ролями. Да еще совсем новое поколение труппы здесь впервые вступает на подмостки – и отлично показывает себя. И купеческая дочь на выданье, дебелая красавица Агафья – Ольга Бодрова, и мужиковатая ее тетка – Елизавета Бойко, и большеглазая, быстрая, как ветерок, Дуняша (Екатерина Новокрещенова – актриса с редким амплуа травести).
В режиссерах значится не только Евгений Каменькович, но и главное «трио» – Мадлен Джабраилова (сваха), Иван Вакуленко (надворный советник Подколесин) и Юрий Буторин (друг его Кочкарев, решивший взять на себя роль свахи-тамады). У Мадлен Джабраиловой, наверное, тут самая удивительная роль: в ее исполнении сваха предстает не старорусским персонажем, закутанным в платок, а ультрасовременным свадебным агентом в элегантном брючном костюме терракотового цвета с необъятной дамской сумкой, где прячутся разные женские хитрости. Костюмы Марии Боровской подчеркивают «русскость», но и включают диалог с современностью, особенно в женских платьях, и – подчас превосходят находки сценографии (художник – Ирина Корина), которая тут скорее сообщает пространственно-временную характеристику, чем метафоризует действие. Раз уж на свадьбу принято делать фотосессии, то эту традицию (даром что при Гоголе фотография в России только зарождалась) решили сделать всеобъемлющей. Купеческий дом Купердягиных превращается в Торговый дом с фотоателье и свадебным салоном, а над всем возвышается вывеска в форме кулака в память о суровом батюшке. Так что женихи все будут запечатлены еще до смотрин – посетителей сразу на фоне репродукций с итальянскими видами фотографирует Дуняша.
И только в конце белоснежный свадебный стол так печально красив оттого, что за него так никто и не сядет праздновать рождение новой семьи, что становится аллегорией несбывшихся надежд.
Сватовство, ключевая часть комедии, решена вполне традиционно в образах каждого жениха, составляющих всю соль гоголевской сатиры: одному невесту высокообразованную подавай, хотя сам по-французски ни бельмеса; другому – характером посмирней; третьему – приданое побогаче. И только бывший моряк Жевакин, как настоящий романтик, готов ценить исключительно женскую красоту. Его играет Степан Пьянков, и это совершенно особая роль, сделанная с большим чувством. Артист и сам имеет насыщенную удивительными поворотами судьбы биографию, и своего нелепого героя – потертого, но душевного пьянчужку, помотавшегося по свету, – представляет в высокой трагикомедии. Говорить знаменитую фразу, что уже в 17 раз получает отказ, Жевакин выходит на авансцену, и это щемящая минута его признания, одиночества становится зеркальной по отношению к монологу Подколесина, когда тот размышляет: а что его собственно держит в комнате в ожидании невесты? Один бежит любви, другой стремится к ней и – не находит.
Источник: «Независимая газета»
Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в ВоронежеНаталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- Пастернак для сценыГригорий Соловьев, «Zond-новости», 16.04.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Живой Доктор ЖивагоЕлизавета Маркова, «Musecube», 18.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- «Я ими всеми побежден, и только в том моя победа».Елена Шаина, «Театр To Go», 26.02.2021
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- О чем поют LosiKenguruЗалина Кантемирова, «Seasons Life», 28.03.2017
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Старые сказки о главномМарина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009