Довели до абсурда
13 декабря на малой сцене мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Счастливые дни» по одноименной пьесе Сэмюэля Бэккета. Эта абсурдистская драма 1960 года не утратила своей актуальности и по нынешний день. Постановка Веры Камышниковой приобрела лишь несколько осовремененных и ярких деталей.
Первое, что привлекает внимание – это минимализм в декорациях. На мизансцене – груда запыленных картонных коробок. Гаснет свет, и действие начинается с пронзительного звонка, который будит главную героиню – женщину лет пятидесяти по имени Винни (Ксения Кутепова). Рассеянно оглядываясь и чихая от поднявшейся пыли, она начинает свой день с привычных рутинных действий. Винни обездвижена, и посреди коробок видна зрителям только по пояс (это ремарка самого Бэккета, в его пьесе она увязла в земле).
Из каждодневных радостей главной героини – общение с молчаливым мужем Вилли (Иван Верховых), который редко отвечает супруге и еще реже предстает перед зрителями. Иногда он читает новости вслух или напевает мелодии, но в основном спит.
Еще Винни очень любит свою большую сумку, из которой подчас достает самые неожиданные предметы. Например, «Браунинг» или пояс для чулок. Несмотря на свою обездвиженность и однообразное течение времени, Винни не унывает. Каждое утро она встречает с улыбкой, благодарственной молитвой и неизменным возгласом: «Какой сегодня счастливый день!» В течение спектакля она то цитирует классиков, то заразительно рассмеется, то горько расплачется, делясь с мужем и зрителем своими мечтами и воспоминаниями. Но при этом отчаянно боится однажды сойти с ума или не услышать Вилли. Так и проходит ее жизнь, от звонка к пробуждению до вечернего звонка ко сну.
Следует отметить изумительную игру Ксении Кутеповой. Практически все время на сцене она проводит в одиночестве, мастерски удерживая динамику. Может, в пьесе и указан возраст Винни, но в исполнении Ксении она помолодела лет на десять. Она ярче, смешливее, в чем-то легкомысленнее. И хотя героиня по сюжету обращается к благоверному супругу, на самом деле это единоличное взаимодействие со зрителем через монолог.
Сэмюэль Беккет считается основоположником театра абсурда, поэтому не стоит пытаться уследить за логикой повествования, она сама проявится в канве действия.
В финальных сценах спектакля из-за коробок выглядывает уже одна голова Винни, но при этом героиня по-прежнему полна энергии и жизнерадостности. Почему в спектакле задействованы именно коробки? По мнению режиссера Веры Камышниковой, именно они лучше всего символизируют человеческую память. Они могут хранить прекрасные воспоминания, но чем больше их становится, тем меньше остается пространства для событий в настоящем времени. Так, у одиноких героев пьесы, чья жизнь приближается к закату, каждый день ничем не отличается от предыдущего. И все чаще они обращаются к своим пыльным антресолям, чтобы перебрать в коробках драгоценные моменты из прошлого. Но даже умирая, они наполнены счастьем и благодарностью за каждый прожитый день.
Источник: Musecube
Первое, что привлекает внимание – это минимализм в декорациях. На мизансцене – груда запыленных картонных коробок. Гаснет свет, и действие начинается с пронзительного звонка, который будит главную героиню – женщину лет пятидесяти по имени Винни (Ксения Кутепова). Рассеянно оглядываясь и чихая от поднявшейся пыли, она начинает свой день с привычных рутинных действий. Винни обездвижена, и посреди коробок видна зрителям только по пояс (это ремарка самого Бэккета, в его пьесе она увязла в земле).
Из каждодневных радостей главной героини – общение с молчаливым мужем Вилли (Иван Верховых), который редко отвечает супруге и еще реже предстает перед зрителями. Иногда он читает новости вслух или напевает мелодии, но в основном спит.
Еще Винни очень любит свою большую сумку, из которой подчас достает самые неожиданные предметы. Например, «Браунинг» или пояс для чулок. Несмотря на свою обездвиженность и однообразное течение времени, Винни не унывает. Каждое утро она встречает с улыбкой, благодарственной молитвой и неизменным возгласом: «Какой сегодня счастливый день!» В течение спектакля она то цитирует классиков, то заразительно рассмеется, то горько расплачется, делясь с мужем и зрителем своими мечтами и воспоминаниями. Но при этом отчаянно боится однажды сойти с ума или не услышать Вилли. Так и проходит ее жизнь, от звонка к пробуждению до вечернего звонка ко сну.
Следует отметить изумительную игру Ксении Кутеповой. Практически все время на сцене она проводит в одиночестве, мастерски удерживая динамику. Может, в пьесе и указан возраст Винни, но в исполнении Ксении она помолодела лет на десять. Она ярче, смешливее, в чем-то легкомысленнее. И хотя героиня по сюжету обращается к благоверному супругу, на самом деле это единоличное взаимодействие со зрителем через монолог.
Сэмюэль Беккет считается основоположником театра абсурда, поэтому не стоит пытаться уследить за логикой повествования, она сама проявится в канве действия.
В финальных сценах спектакля из-за коробок выглядывает уже одна голова Винни, но при этом героиня по-прежнему полна энергии и жизнерадостности. Почему в спектакле задействованы именно коробки? По мнению режиссера Веры Камышниковой, именно они лучше всего символизируют человеческую память. Они могут хранить прекрасные воспоминания, но чем больше их становится, тем меньше остается пространства для событий в настоящем времени. Так, у одиноких героев пьесы, чья жизнь приближается к закату, каждый день ничем не отличается от предыдущего. И все чаще они обращаются к своим пыльным антресолям, чтобы перебрать в коробках драгоценные моменты из прошлого. Но даже умирая, они наполнены счастьем и благодарностью за каждый прожитый день.
Источник: Musecube
Лилия Акимова , «Musecube.org», 21.12.2019
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- «Есть ощущение тряски под ногами, я ее чувствую»Денис Мережковский, «Коммерсант-стиль», 24.02.2020
- ТРАГИЧЕСКИЙ ГИМН БЫТИЮНаталья Шаинян, «Петербургский театральный журнал (блог)», 8.01.2020
- Довели до абсурдаЛилия Акимова , «Musecube.org», 21.12.2019
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Серьезная комедияЛариса Каневская, «Театральный мир (№ 4, 2016)», 04.2016
- Жил да был за углом Волемир«Культура», 15.03.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математикиАлексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва»Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,