Спектакль «Аркадия» в Мастерской Петра Фоменко
Спор «физиков» и «лириков» по-английски
Чем дальше развивается театр, тем менее уместно рассуждать, а что такое «идеальная постановка»? Современный театр позволяет играть мужчинам женские роли, и, наоборот, есть спектакли, поставленные в форме танца, спектакли, сыгранные без слов и на языке жестов. Меняются времена, эпохи, костюмы, мотивы персонажей, но, тем не менее, хочется иметь в театральном анамнезе и спектакль, который передаст сюжет пьесы максимально близко к оригиналу с учётом исторического и культурного контекста. Таким спектаклем можно назвать постановку Евгения Каменьковича в Мастерской Петра Фоменко по пьесе Тома Стоппарда «Аркадия» – первую премьеру 2025 года в этом театре.
Et in Arcadia ego…
Аркадия – страна идиллического счастья, наиболее известным выражение стало благодаря картинам Никола Пуссена из жизни аркадских пастухов. Лейтмотив пьесы Стоппарда — тоска о потерянном рае, что особенно остро ощущается в контексте времени создания пьесы, когда человечество увидело ужасы мировых войн и в какой-то степени разочаровалось в идеях гуманизма.
Текст предваряется авторской ремаркой – «воспоминания о будущем в двух актах», что проявляется в том, что действие разворачивается одновременно в двух временных пластах – в начале XIX века и в условно наши дни. Сценограф Андрей Трегубов (для которого это первый опыт работы с Мастерской) погружает зрителя в уютный и предсказуемый мир комнаты большого загородного дома в графстве Дербишир, чем-то напоминающей кукольный домик. При этом в спектакле нашлось место и современным видеопроекциям, отсылающим к альбомам ландшафтного архитектора Хамфри Рептона, упоминаемого в пьесе. И это как раз знакомая нам Англия – Англия готическая, Англия романтическая, Англия пасторальная. Но хорошую пьесу отличает универсальность затрагиваемых ей проблем, и потому уже становятся не таким важным и локации, и имена. Главное – люди всегда и везде одинаковы.
Тринадцатилетняя девочка-подросток Томасина Каверли (Екатерина Новокрещенова) изучает математику и жизнь. К математике у неё явные способности – Томасина формулирует второй закон термодинамики задолго до его открытия. К жизни тоже – у Томасины есть отличный наставник и друг Септимус Ходж (Фёдор Малышев), она не боится шутить и высказывать собственное мнение и с удовольствием познает взрослый мир. Отдельно стоит отметить, насколько удачно вместе смотрятся в паре Томасина вместе с ее матерью леди Крум (Екатерина Смирнова). В девочке уже проявляется очарование и свежесть ее чувственной и обаятельной матушки, и в целом, уже и этой части было бы достаточно для хорошего вечера в театре, но спектакль по воле авторов 20 и 21 столетий оказался гораздо сложнее и интереснее. Параллельно мы наблюдаем исследования увлеченных своей работой филологов Ханны Джарвис (Полина Айрапетова) и Бернарда Солоуэя (Юрий Буторин), и в случайно оброненных фразах понимаем, что история, которая развивается перед нами, глубже и трагичнее.
Несмотря на практически дословную передачу текста и духа пьесы Стоппарда, постановка позволяет себе вступать со зрителем в изящную игру. Ломается четвертая стена, звучат на сцене стихи Пушкина и Байрона (который является незримым участником некоторых конфликтов пьесы), в определенные моменты включается песня Rolling Stones, тонкие образцы английского юмора чередуются со сленговыми словечками – и все это играет на то, что 4 часа спектакля пролетают на одном дыхании.
Отдельное удовольствие – разглядывать костюмы персонажей. Все связи между героями пьесы проявляются в парных цветах и элементах одежды, которая отражает лучшее, что представляет из себя английский стиль – удобство, скромность, изящество и комфорт.
Актерский состав, как всегда, гармоничен и слажен, труппу Мастерской в целом отличает особенный контакт со своим зрителем, но невозможно не отметить отдельно игру Екатерины Новокрещеновой. Это первая роль актрисы в театре с момента присоединения к труппе, и ее энергия и задор охватывают весь зрительный зал, от первого до последнего ряда. Прекрасные актерские работы демонстрируют Павел Яковлев в роли дворецкого Джелаби (или все же автора?Вопрос!), Иван Верховых (поэт Эзра Чейтер), София Лукиных (Хлоя Каверли) и Дмитрий Рудков в роди влюбленного в Ханну скромного математика с аристократическими корнями.
Возвращаясь к названию пьесы и постановки, спектакль тоже получился немного «Аркадией» для театра. Пусть и не потерянным раем – и это прекрасно, что рай где-то рядом, что есть театр, который развлекает и радует глаз, но при этом дает пищу для ума и сердца.
Источник: Porusski.me
Et in Arcadia ego…
Аркадия – страна идиллического счастья, наиболее известным выражение стало благодаря картинам Никола Пуссена из жизни аркадских пастухов. Лейтмотив пьесы Стоппарда — тоска о потерянном рае, что особенно остро ощущается в контексте времени создания пьесы, когда человечество увидело ужасы мировых войн и в какой-то степени разочаровалось в идеях гуманизма.
Текст предваряется авторской ремаркой – «воспоминания о будущем в двух актах», что проявляется в том, что действие разворачивается одновременно в двух временных пластах – в начале XIX века и в условно наши дни. Сценограф Андрей Трегубов (для которого это первый опыт работы с Мастерской) погружает зрителя в уютный и предсказуемый мир комнаты большого загородного дома в графстве Дербишир, чем-то напоминающей кукольный домик. При этом в спектакле нашлось место и современным видеопроекциям, отсылающим к альбомам ландшафтного архитектора Хамфри Рептона, упоминаемого в пьесе. И это как раз знакомая нам Англия – Англия готическая, Англия романтическая, Англия пасторальная. Но хорошую пьесу отличает универсальность затрагиваемых ей проблем, и потому уже становятся не таким важным и локации, и имена. Главное – люди всегда и везде одинаковы.
Тринадцатилетняя девочка-подросток Томасина Каверли (Екатерина Новокрещенова) изучает математику и жизнь. К математике у неё явные способности – Томасина формулирует второй закон термодинамики задолго до его открытия. К жизни тоже – у Томасины есть отличный наставник и друг Септимус Ходж (Фёдор Малышев), она не боится шутить и высказывать собственное мнение и с удовольствием познает взрослый мир. Отдельно стоит отметить, насколько удачно вместе смотрятся в паре Томасина вместе с ее матерью леди Крум (Екатерина Смирнова). В девочке уже проявляется очарование и свежесть ее чувственной и обаятельной матушки, и в целом, уже и этой части было бы достаточно для хорошего вечера в театре, но спектакль по воле авторов 20 и 21 столетий оказался гораздо сложнее и интереснее. Параллельно мы наблюдаем исследования увлеченных своей работой филологов Ханны Джарвис (Полина Айрапетова) и Бернарда Солоуэя (Юрий Буторин), и в случайно оброненных фразах понимаем, что история, которая развивается перед нами, глубже и трагичнее.
Несмотря на практически дословную передачу текста и духа пьесы Стоппарда, постановка позволяет себе вступать со зрителем в изящную игру. Ломается четвертая стена, звучат на сцене стихи Пушкина и Байрона (который является незримым участником некоторых конфликтов пьесы), в определенные моменты включается песня Rolling Stones, тонкие образцы английского юмора чередуются со сленговыми словечками – и все это играет на то, что 4 часа спектакля пролетают на одном дыхании.
Отдельное удовольствие – разглядывать костюмы персонажей. Все связи между героями пьесы проявляются в парных цветах и элементах одежды, которая отражает лучшее, что представляет из себя английский стиль – удобство, скромность, изящество и комфорт.
Актерский состав, как всегда, гармоничен и слажен, труппу Мастерской в целом отличает особенный контакт со своим зрителем, но невозможно не отметить отдельно игру Екатерины Новокрещеновой. Это первая роль актрисы в театре с момента присоединения к труппе, и ее энергия и задор охватывают весь зрительный зал, от первого до последнего ряда. Прекрасные актерские работы демонстрируют Павел Яковлев в роли дворецкого Джелаби (или все же автора?Вопрос!), Иван Верховых (поэт Эзра Чейтер), София Лукиных (Хлоя Каверли) и Дмитрий Рудков в роди влюбленного в Ханну скромного математика с аристократическими корнями.
Возвращаясь к названию пьесы и постановки, спектакль тоже получился немного «Аркадией» для театра. Пусть и не потерянным раем – и это прекрасно, что рай где-то рядом, что есть театр, который развлекает и радует глаз, но при этом дает пищу для ума и сердца.
Источник: Porusski.me
Анна Богатырева, «Porusski.me», 3.03.2025
- Суть вещейМария Хализева, «Экран и сцена», 12.03.2025
- Спектакль «Аркадия» в Мастерской Петра ФоменкоАнна Богатырева, «Porusski.me», 3.03.2025
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- «Есть ощущение тряски под ногами, я ее чувствую»Денис Мережковский, «Коммерсант-стиль», 24.02.2020
- ТРАГИЧЕСКИЙ ГИМН БЫТИЮНаталья Шаинян, «Петербургский театральный журнал (блог)», 8.01.2020
- Довели до абсурдаЛилия Акимова , «Musecube.org», 21.12.2019
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Серьезная комедияЛариса Каневская, «Театральный мир (№ 4, 2016)», 04.2016
- Жил да был за углом Волемир«Культура», 15.03.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математикиАлексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва»Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,