Фоменко почти без «фоменок»
«Сказка Арденнского леса» переделка шекспировской комедии «Как вам это понравится». Юлий Ким сделал ее для Петра Фоменко еще сорок лет назад. В одном из интервью Фоменко вспоминает, как летом 1968 года они с Кимом лежали на берегу Днепра и кромсали Шекспира, расчищая место для кимовских зонгов. А рядом лежал Эфрос с книжечкой «Ромео и Джульетты» и удивлялся им — ему не удавалось выкинуть ни строки. Фоменко поставил кимовскую «Сказку» в Театре на Малой Бронной, которой тогда руководил Анатолий Эфрос. Розалинду играла Ольга Яковлева, одновременно репетировавшая Джульетту в эфросовской постановке. Но спектакль очень скоро запретили с формулировкой «хулиганство», да и само имя Кима, сына репрессированных родителей, женатого на дочери Якира, было запрещено. В бесчисленных фильмах с песнями Гладкова, Рыбникова или Дашкевича на его стихи в титрах значился Ю. Михайлов. В 1981-м Фоменко снова поставил «Сказку» в Ленинградском театре комедии Гильома, к примеру, играл Виктор Сухоруков. Нынешняя постановка третья по счету, и можно предположить, что она мало напоминает первые две, потому что рождалась не в фантазии режиссера, а прямо на площадке, в актерских импровизациях. Зато третья версия «Сказки» напоминает другие спектакли Петра Фоменко: фирменные пробежки актеров за кулисами, когда реплики доносятся откуда-то из коридора, и лесенки за спинами зрителей, куда актеры забираются время от времени, публика все время чувствует себя в центре событий.
С музыкальной и поэтической точки зрения «Сказка» ностальгическое ретро в духе музыкальных комедий семидесятых, с содержательной вариация на тему «весь мир театр», сборник афоризмов вроде «актеры все артистов единицы» и оговорок, работающих на ту же идею («герцог, вы в своем репертуаре»). Как и все, что писал и пишет Юлий Ким, «Сказка» замешена на смеси простодушия и иронии, веры в чистоту человеческой природы и толики яда в адрес власть имущих. От сегодняшних музыкальных спектаклей и тем более мюзиклов она выгодно отличается уровнем децибелов. Это в высшей степени негромкий спектакль словно актеры, репетируя, договорились словами из песни Кима к «Обыкновенному чуду»: «Давайте негромко, давайте вполголоса...»
У Кирилла Пирогова в «Сказке» роль Жака-меланхолика этакого Гамлета, цедящего свои остроты с улыбкой, но сквозь зубы. Режиссер Иван Поповски играет телохранителя Чарли, жизнелюбивое животное с добрыми глазами. Герцога, изгнанного из дворца, но хорошо устроившегося на пленэре, играет Олег Нирян. Никите Тюнину наклеили ястребиный нос: он герцог-узурпатор. Это и есть все «фоменки» в спектакле. Остальные участники «Сказки» стажеры, которых Петр Фоменко взял в «Мастерскую» на год, профессиональные актеры из других театров или стран, среди них Мария Андреева из Малого театра, Игорь Войнаровский, игравший Боба в «Стилягах», Вера Строкова из Театра Моссовета, Василий Фирсов из «Ленкома». Главная интрига этой премьеры окажутся ли стажеры Фоменко такими же талантливыми и обаятельными, как его собственные ученики. Для кого-то из них «Сказкой Арденнского леса» закончится работа в «Мастерской Фоменко», кто-то останется в труппе, а кто-то уже играет в спектаклях «Мастерской». Так вот, о стажерах: они ужасно милы.
А я-то думала, что «фоменками» рождаются...
С музыкальной и поэтической точки зрения «Сказка» ностальгическое ретро в духе музыкальных комедий семидесятых, с содержательной вариация на тему «весь мир театр», сборник афоризмов вроде «актеры все артистов единицы» и оговорок, работающих на ту же идею («герцог, вы в своем репертуаре»). Как и все, что писал и пишет Юлий Ким, «Сказка» замешена на смеси простодушия и иронии, веры в чистоту человеческой природы и толики яда в адрес власть имущих. От сегодняшних музыкальных спектаклей и тем более мюзиклов она выгодно отличается уровнем децибелов. Это в высшей степени негромкий спектакль словно актеры, репетируя, договорились словами из песни Кима к «Обыкновенному чуду»: «Давайте негромко, давайте вполголоса...»
У Кирилла Пирогова в «Сказке» роль Жака-меланхолика этакого Гамлета, цедящего свои остроты с улыбкой, но сквозь зубы. Режиссер Иван Поповски играет телохранителя Чарли, жизнелюбивое животное с добрыми глазами. Герцога, изгнанного из дворца, но хорошо устроившегося на пленэре, играет Олег Нирян. Никите Тюнину наклеили ястребиный нос: он герцог-узурпатор. Это и есть все «фоменки» в спектакле. Остальные участники «Сказки» стажеры, которых Петр Фоменко взял в «Мастерскую» на год, профессиональные актеры из других театров или стран, среди них Мария Андреева из Малого театра, Игорь Войнаровский, игравший Боба в «Стилягах», Вера Строкова из Театра Моссовета, Василий Фирсов из «Ленкома». Главная интрига этой премьеры окажутся ли стажеры Фоменко такими же талантливыми и обаятельными, как его собственные ученики. Для кого-то из них «Сказкой Арденнского леса» закончится работа в «Мастерской Фоменко», кто-то останется в труппе, а кто-то уже играет в спектаклях «Мастерской». Так вот, о стажерах: они ужасно милы.
А я-то думала, что «фоменками» рождаются...
Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Две порции абсурдаМарина Шимадина, «Театрал-onlain», 14.01.2020
- «Путь к сердцу», или как Мастерская Петра Фоменко рассказала о любвиАндрей Дворецков, «Э-Вести», 16.12.2019
- В Мастерской Петра Фоменко ищут «Путь к сердцу»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 12.12.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» готовят премьеру по новой пьесе Дмитрия ДаниловаМария Францева, «блог журнала Театр», 9.12.2019
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Кураж и другиеПавел Подкладов, «Театрон», 22.12.2018
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Серьезная комедияЛариса Каневская, «Театральный мир (№ 4, 2016)», 04.2016
- Учат в «Школе»Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016
- Урок для ревнивых мужейИрина Шведова, «Московская правда», 29.01.2016
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- Руслан и ЛюдмилаЕлена Левинская, «Театральная Афиша», 06.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- Как Руслан Людмилу спасал: Пушкин-юморист в "Мастерской Петра ФоменкоАлла Панасенко, «М24.ru», 17.03.2014
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не сниласьМаргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009