«Как хорошо мы плохо жили »
«Рыжий». «Мастерская Петра Фоменко»
Вроде бы все, как обычно: зрители по узенькому проходу пробираются в крошечный зал, вежливые билетерши подсказывают направление. Если бы не дамочка в железнодорожной униформе, типичная «совковая» проводница, даже, кажется, чуточку под хмельком. Грубовато покрикивает на входящих: «Живей проходи, не задерживайся, сейчас поедем». Маршрут: Екатеринбург Свердловск и обратно. Такую вот ностальгическую поездку в 80 90-е годы века минувшего предлагает сегодня"Мастерская Петра Фоменко"в спектакле-поездке «Рыжий».
Рыжий это фамилия свердловско-екатеринбургского поэта по имени Борис Борисович. Впрочем, до величания по отчеству он не дожил, покончил с собой в возрасте 26 лет, в 2001-м. И, в общем-то, биография его достаточно типична для так называемого «хрестоматийного» русского поэта: талант, неустроенность быта и личной жизни, водка, психушка, депрессия, самоубийство. Остались стихи, прижизненные и посмертные поэтические сборники, даже премии и награды. А там, в этих стихах, остался город Свердловск в своих непарадных проявлениях: с рабочими общежитиями, гипсовыми пионерами в парке имени Маяковского, «вторчерметовской» шпаной, «азерами» и криминальными авторитетами-депутатами, с первыми влюбленностями и ранними похоронами. Осталась удивительной чистоты романтика, выросшая из убогого «сора» промзоновских окраин и прочих совковых примет. Остался мир, вроде бы абсолютно реальный, и в то же время авторски преображенный, словно бы сочиненный заново из живых примет эпохи.
Впрочем, этот мир был сочинен дважды автором и театром. Молодых актеров и режиссеров из стажерской группы «Мастерской» поэзией Бориса Рыжего «заразил» известный бард и композитор Сергей Никитин, в репертуаре которого есть немало песен на стихи свердловского автора. Музыкально-поэтически-ностальгическое путешествие, организованное режиссером Юрием Буториным под общим руководством Евгения Каменьковича, так и назвали «Рыжий». В этом названии, как и в самой фамилии, конечно же, есть смысловая многослойность. Рыжий это не только паспортные данные, это клоунская метка, знак отличия от прочих, быть может, даже некая юродивость, в добром, впрочем, ключе.
И в этот «рыжий» мир мы действительно поедем. Раздастся паровозный гудок, и та же проводница (Наджа Мэр) занудит: «Чай 50 рублей, пиво 50 рублей, бутерброды свежие 50 рублей » А «зрительский островок» вдруг тронется с места и начнет медленно вращаться, от остановки до остановки: «Общежитие, стоянка пять минут», «Крыша, стоянка 20 минут». Все дальше, все глубже, до полного погружения в иную ностальгически-сентиментальную, комичную, игровую реальность.
Тут не просто читают стихи и поют песни, нанизанные на некую сюжетную конструкцию. Тут не живут даже, но виртуозно играют в жизнь. Да и сюжета никакого нет так, путевые заметки. Но из этих разнокрасочных и разноинтонационных набросков сама собой складывается, сочиняется человеческая жизнь реального поэта и многих его современников с их коротенькими, то грустными, то забавными историями. Вот две женщины (Моника Санторо и Елена Ворончихина), обреченные на пожизненное «общежитие», в халатах и тапочках, с кружочками огурца на веках. Вот они же, набелив лица и сбросив халаты, оживут в обличье «девушек с веслами» и гипсовых парковых пионеров. А в «парке Маяковского имени отдыха» играет ментовский джаз (Александр Мичков, Николай Орловский, Иван Вакуленко, Дмитрий Смирнов). Вот «азер»-сапожник, он же ритуальных дел мастер (Игорь Войнаровский) споет что-то жалостное про дауна на похоронах, а минутой позже, получив на руки «кулек» с новорожденным сыном, лихо исполнит нечто «из Рыжего», положенное на бабаджаняновскую мелодию «Королева красоты». А на крыше вдруг явится Ангел (Вера Строкова), готовый, кажется, уже принять грешную душу стихотворца. И девушка Ирина (Мария Андреева), не расстающаяся с телефонной трубкой, будет искать своего пьяного поэта. Компанию ментам составят «кенты» (Василий Фирсов, Дмитрий Рудков, Игорь Войнаровский), один из них припадет к микрофону с депутатской речью и тут же его, подстреленного «конкурентами», накроют белой простыней. В переполненном «бесплатном» трамвае качаются усталые горожане, они же томятся в очереди, чтобы сдать бутылки («Нам пиво воздух заменяло ») или какие-нибудь литавры в качестве «вторсырья». «Зеленый змий» (Александр Мичков) искушает очередное воплощение Рыжего (Дмитрий Рудков) на лавочке в парке. И закончится все торжественно и красиво полетом поэта-ангела над нами, с последней песней «Господи, это я».
В «Рыжем» реальные человеческие истории опрокинуты в историю города и мира, перемешаны, слеплены в единое целое. И внутренне, и по внешним приметам, хотя бы музыкальным: здесь звучит не только музыка Сергея Никитина, но слышны узнаваемые «цитаты» от Бетховена до Тото Кутуньо и Мадонны, от Александры Пахмутовой до Юрия Антонова. Музыка это нечто объединяющее, задающее эмоциональный камертон. То, как все это исполнено спето, прочитано, сыграно, станцовано, отдельная «песня». Так, наверное, могут только здесь, в «Мастерской Петра Фоменко»: с абсолютным профессионализмом, подчас доходящим до виртуозности. И так легко, будто и не работают вовсе, а просто существуют в привычной стихии. Еще одно уникальность общей интонации. В «Рыжем» нет ни ностальгического надрыва, ни ернического стеба по поводу «этой страны». Есть истина и искренность, непосредственность самой обычной жизни, искусством «облагороженной» и выведенной на иной уровень восприятия и к ней отношения. Что, впрочем, не исключает индивидуальных отношений каждого. Но умением спровоцировать общность настроения пусть и небольшой зрительской массы обладают немногие коллективы. «Фоменки» из их числа.
Рыжий это фамилия свердловско-екатеринбургского поэта по имени Борис Борисович. Впрочем, до величания по отчеству он не дожил, покончил с собой в возрасте 26 лет, в 2001-м. И, в общем-то, биография его достаточно типична для так называемого «хрестоматийного» русского поэта: талант, неустроенность быта и личной жизни, водка, психушка, депрессия, самоубийство. Остались стихи, прижизненные и посмертные поэтические сборники, даже премии и награды. А там, в этих стихах, остался город Свердловск в своих непарадных проявлениях: с рабочими общежитиями, гипсовыми пионерами в парке имени Маяковского, «вторчерметовской» шпаной, «азерами» и криминальными авторитетами-депутатами, с первыми влюбленностями и ранними похоронами. Осталась удивительной чистоты романтика, выросшая из убогого «сора» промзоновских окраин и прочих совковых примет. Остался мир, вроде бы абсолютно реальный, и в то же время авторски преображенный, словно бы сочиненный заново из живых примет эпохи.
Впрочем, этот мир был сочинен дважды автором и театром. Молодых актеров и режиссеров из стажерской группы «Мастерской» поэзией Бориса Рыжего «заразил» известный бард и композитор Сергей Никитин, в репертуаре которого есть немало песен на стихи свердловского автора. Музыкально-поэтически-ностальгическое путешествие, организованное режиссером Юрием Буториным под общим руководством Евгения Каменьковича, так и назвали «Рыжий». В этом названии, как и в самой фамилии, конечно же, есть смысловая многослойность. Рыжий это не только паспортные данные, это клоунская метка, знак отличия от прочих, быть может, даже некая юродивость, в добром, впрочем, ключе.
И в этот «рыжий» мир мы действительно поедем. Раздастся паровозный гудок, и та же проводница (Наджа Мэр) занудит: «Чай 50 рублей, пиво 50 рублей, бутерброды свежие 50 рублей » А «зрительский островок» вдруг тронется с места и начнет медленно вращаться, от остановки до остановки: «Общежитие, стоянка пять минут», «Крыша, стоянка 20 минут». Все дальше, все глубже, до полного погружения в иную ностальгически-сентиментальную, комичную, игровую реальность.
Тут не просто читают стихи и поют песни, нанизанные на некую сюжетную конструкцию. Тут не живут даже, но виртуозно играют в жизнь. Да и сюжета никакого нет так, путевые заметки. Но из этих разнокрасочных и разноинтонационных набросков сама собой складывается, сочиняется человеческая жизнь реального поэта и многих его современников с их коротенькими, то грустными, то забавными историями. Вот две женщины (Моника Санторо и Елена Ворончихина), обреченные на пожизненное «общежитие», в халатах и тапочках, с кружочками огурца на веках. Вот они же, набелив лица и сбросив халаты, оживут в обличье «девушек с веслами» и гипсовых парковых пионеров. А в «парке Маяковского имени отдыха» играет ментовский джаз (Александр Мичков, Николай Орловский, Иван Вакуленко, Дмитрий Смирнов). Вот «азер»-сапожник, он же ритуальных дел мастер (Игорь Войнаровский) споет что-то жалостное про дауна на похоронах, а минутой позже, получив на руки «кулек» с новорожденным сыном, лихо исполнит нечто «из Рыжего», положенное на бабаджаняновскую мелодию «Королева красоты». А на крыше вдруг явится Ангел (Вера Строкова), готовый, кажется, уже принять грешную душу стихотворца. И девушка Ирина (Мария Андреева), не расстающаяся с телефонной трубкой, будет искать своего пьяного поэта. Компанию ментам составят «кенты» (Василий Фирсов, Дмитрий Рудков, Игорь Войнаровский), один из них припадет к микрофону с депутатской речью и тут же его, подстреленного «конкурентами», накроют белой простыней. В переполненном «бесплатном» трамвае качаются усталые горожане, они же томятся в очереди, чтобы сдать бутылки («Нам пиво воздух заменяло ») или какие-нибудь литавры в качестве «вторсырья». «Зеленый змий» (Александр Мичков) искушает очередное воплощение Рыжего (Дмитрий Рудков) на лавочке в парке. И закончится все торжественно и красиво полетом поэта-ангела над нами, с последней песней «Господи, это я».
В «Рыжем» реальные человеческие истории опрокинуты в историю города и мира, перемешаны, слеплены в единое целое. И внутренне, и по внешним приметам, хотя бы музыкальным: здесь звучит не только музыка Сергея Никитина, но слышны узнаваемые «цитаты» от Бетховена до Тото Кутуньо и Мадонны, от Александры Пахмутовой до Юрия Антонова. Музыка это нечто объединяющее, задающее эмоциональный камертон. То, как все это исполнено спето, прочитано, сыграно, станцовано, отдельная «песня». Так, наверное, могут только здесь, в «Мастерской Петра Фоменко»: с абсолютным профессионализмом, подчас доходящим до виртуозности. И так легко, будто и не работают вовсе, а просто существуют в привычной стихии. Еще одно уникальность общей интонации. В «Рыжем» нет ни ностальгического надрыва, ни ернического стеба по поводу «этой страны». Есть истина и искренность, непосредственность самой обычной жизни, искусством «облагороженной» и выведенной на иной уровень восприятия и к ней отношения. Что, впрочем, не исключает индивидуальных отношений каждого. Но умением спровоцировать общность настроения пусть и небольшой зрительской массы обладают немногие коллективы. «Фоменки» из их числа.
Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Две порции абсурдаМарина Шимадина, «Театрал-onlain», 14.01.2020
- «Путь к сердцу», или как Мастерская Петра Фоменко рассказала о любвиАндрей Дворецков, «Э-Вести», 16.12.2019
- В Мастерской Петра Фоменко ищут «Путь к сердцу»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 12.12.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» готовят премьеру по новой пьесе Дмитрия ДаниловаМария Францева, «блог журнала Театр», 9.12.2019
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Кураж и другиеПавел Подкладов, «Театрон», 22.12.2018
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Серьезная комедияЛариса Каневская, «Театральный мир (№ 4, 2016)», 04.2016
- Учат в «Школе»Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016
- Урок для ревнивых мужейИрина Шведова, «Московская правда», 29.01.2016
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- Руслан и ЛюдмилаЕлена Левинская, «Театральная Афиша», 06.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- Как Руслан Людмилу спасал: Пушкин-юморист в "Мастерской Петра ФоменкоАлла Панасенко, «М24.ru», 17.03.2014
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не сниласьМаргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009