Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»
«Мастер и Маргарита» – одно из самых сложных для постановщиков литературных произведений. Пока никому не удалось, даже приближенно, так увлечь своего зрителя, как увлек своего читателя Михаил Афанасьевич Булгаков. Роман – искушение: многие стремятся его экранизировать или поставить на театральной сцене, но нужно обладать определенной смелостью и уверенностью, решаясь на собственную интерпретацию. Как показать, вместить и совместить на сцене романтический вымысел, советскую реальность, коктейль из всемирной истории с авторской фантазией, туманного символизма и бытовых подробностей Москвы тридцатых годов, искреннего сочувствия к страданиям героев и издевательского смеха над теми, кто это заслуживает?
«Москва изменилась, а люди все те же…», – это неувядающее изречение вынесено в эпиграф программки, определившей жанр спектакля, как «Московский шабаш в двух частях». Смех, ирония, сатира в романе Булгакова, прежде всего, относятся к Москве и москвичам, но вот постановщики Федор Малышев и Полина Агуреева в театре «Мастерская Петра Фоменко» как-то обошлись без московских подробностей, если не считать массовку (в том числе, и сотрудников театра) – модной московской тусовкой.
Перед началом премьерного спектакля и в антракте гостей развлекал оркестр под управлением Жоржа Бенгальского (Дмитрий Рудков), и часть публики наблюдала даже какое-то «разоблачение» в фойе, но я не успела отследить, общаясь с друзьями, а большинство зрителей традиционно провели свободное время в буфете.
Всю первую половину спектакля зрителя радовались свежепридуманным затейливым режиссерским ходам. Спектакль начался с чтения любимых строк любимой книги. Затем сцену заполнили хорошо узнаваемые персонажи. Самые популярные в народе образы – конечно, нечистой силы. Всесильный Воланд (Алексей Колубков) – легко меняющий облик от мудрого дядюшки до дьявола во плоти; мягкий и хитрый Бегемот (Игорь Войнаровский) – удивительно органичный человеко-кот, пожалуй, лучший из всех когда-либо мной виденных инсценировок; едкий и вездесущий, остроумный Коровьев (Федор Малышев); необычный андрогин Азазелло-Гелла (Галина Кашковская) – новый взгляд, очень актуальный.
Интересно было следить за простодушным, необразованным, но хорошо обучаемым по ходу грандиозных событий поэтом Иваном Бездомным (Дмитрий Захаров), за упрямым до смерти писателем Берлиозом (Дмитрий Рудков), за алчным финдиректором Римским (Иван Верховых) и пр.гражданами, населяющими, по очереди, театральную сцену.
Среди всеобщего веселья выделялась одна трагическая пара: Понтий Пилат (Владимир Топцов) и Иешуа Га-Ноцри (Павел Яковлев), трижды повторявшие одну и ту же сцену. Тяжела же ты, ноша Пилата! Невыносимо трудно прокуратору принять решение о наказании странного человека, похожего на праведника, этого изможденного Га-Ноцри, которого Понтию Пилату все первое действие пришлось тащить на собственных плечах. Праведник отмучается, а Пилату еще долго терзаться…
Самое сложное впечатление – от главных героев. Мастер (Томас Моцкус) столь утомлен и безучастен, так глубоко болен, что почти невозможно погрузиться в его историю. Ему самому давно ничего не надо: ни сочувствия, ни любви, ни творчества, просто дайте уйти с миром и не мешайте тихо уснуть. А что остается бедным зрителям?
Маргарита (Полина Агуреева) – яростная волевая, на все готовая ради своего Мастера. У Маргариты в спектакле две сильных сцены: первая – неистовый монолог новоявленной ведьмы, когда она со всей страстью обрушивается на музыкальную ударную установку, передавая барабанными палочками все разрушения у критиков, которые сотворила из кровожадной мести.
Вторая сцена – бал у Сатаны, когда страшные гости спиралью увиваются вкруг королевы Маргариты, с трудом удерживающейся от тошноты, но благосклонно и терпеливо им покровительствующей.
В общем и целом, второе действие повергает в уныние и сожаление. Если бы режиссеры спектакля не играли в нем ведущие роли, возможно, больше внимания досталось тому, что происходит на сцене.
А за первое действие, и особо, за Бегемота – большое спасибо!
Источник: интернет-портал «Мнение»
«Москва изменилась, а люди все те же…», – это неувядающее изречение вынесено в эпиграф программки, определившей жанр спектакля, как «Московский шабаш в двух частях». Смех, ирония, сатира в романе Булгакова, прежде всего, относятся к Москве и москвичам, но вот постановщики Федор Малышев и Полина Агуреева в театре «Мастерская Петра Фоменко» как-то обошлись без московских подробностей, если не считать массовку (в том числе, и сотрудников театра) – модной московской тусовкой.
Перед началом премьерного спектакля и в антракте гостей развлекал оркестр под управлением Жоржа Бенгальского (Дмитрий Рудков), и часть публики наблюдала даже какое-то «разоблачение» в фойе, но я не успела отследить, общаясь с друзьями, а большинство зрителей традиционно провели свободное время в буфете.
Всю первую половину спектакля зрителя радовались свежепридуманным затейливым режиссерским ходам. Спектакль начался с чтения любимых строк любимой книги. Затем сцену заполнили хорошо узнаваемые персонажи. Самые популярные в народе образы – конечно, нечистой силы. Всесильный Воланд (Алексей Колубков) – легко меняющий облик от мудрого дядюшки до дьявола во плоти; мягкий и хитрый Бегемот (Игорь Войнаровский) – удивительно органичный человеко-кот, пожалуй, лучший из всех когда-либо мной виденных инсценировок; едкий и вездесущий, остроумный Коровьев (Федор Малышев); необычный андрогин Азазелло-Гелла (Галина Кашковская) – новый взгляд, очень актуальный.
Интересно было следить за простодушным, необразованным, но хорошо обучаемым по ходу грандиозных событий поэтом Иваном Бездомным (Дмитрий Захаров), за упрямым до смерти писателем Берлиозом (Дмитрий Рудков), за алчным финдиректором Римским (Иван Верховых) и пр.гражданами, населяющими, по очереди, театральную сцену.
Среди всеобщего веселья выделялась одна трагическая пара: Понтий Пилат (Владимир Топцов) и Иешуа Га-Ноцри (Павел Яковлев), трижды повторявшие одну и ту же сцену. Тяжела же ты, ноша Пилата! Невыносимо трудно прокуратору принять решение о наказании странного человека, похожего на праведника, этого изможденного Га-Ноцри, которого Понтию Пилату все первое действие пришлось тащить на собственных плечах. Праведник отмучается, а Пилату еще долго терзаться…
Самое сложное впечатление – от главных героев. Мастер (Томас Моцкус) столь утомлен и безучастен, так глубоко болен, что почти невозможно погрузиться в его историю. Ему самому давно ничего не надо: ни сочувствия, ни любви, ни творчества, просто дайте уйти с миром и не мешайте тихо уснуть. А что остается бедным зрителям?
Маргарита (Полина Агуреева) – яростная волевая, на все готовая ради своего Мастера. У Маргариты в спектакле две сильных сцены: первая – неистовый монолог новоявленной ведьмы, когда она со всей страстью обрушивается на музыкальную ударную установку, передавая барабанными палочками все разрушения у критиков, которые сотворила из кровожадной мести.
Вторая сцена – бал у Сатаны, когда страшные гости спиралью увиваются вкруг королевы Маргариты, с трудом удерживающейся от тошноты, но благосклонно и терпеливо им покровительствующей.
В общем и целом, второе действие повергает в уныние и сожаление. Если бы режиссеры спектакля не играли в нем ведущие роли, возможно, больше внимания досталось тому, что происходит на сцене.
А за первое действие, и особо, за Бегемота – большое спасибо!
Источник: интернет-портал «Мнение»
Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Две порции абсурдаМарина Шимадина, «Театрал-onlain», 14.01.2020
- «Путь к сердцу», или как Мастерская Петра Фоменко рассказала о любвиАндрей Дворецков, «Э-Вести», 16.12.2019
- В Мастерской Петра Фоменко ищут «Путь к сердцу»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 12.12.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» готовят премьеру по новой пьесе Дмитрия ДаниловаМария Францева, «блог журнала Театр», 9.12.2019
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Кураж и другиеПавел Подкладов, «Театрон», 22.12.2018
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Серьезная комедияЛариса Каневская, «Театральный мир (№ 4, 2016)», 04.2016
- Учат в «Школе»Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016
- Урок для ревнивых мужейИрина Шведова, «Московская правда», 29.01.2016
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- Руслан и ЛюдмилаЕлена Левинская, «Театральная Афиша», 06.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- Как Руслан Людмилу спасал: Пушкин-юморист в "Мастерской Петра ФоменкоАлла Панасенко, «М24.ru», 17.03.2014
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не сниласьМаргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009