Комедия о трагедии
«Бог знает; о тебе
Там говорить не слишком нынче смеют.
Кому язык отрежут, а кому
И голову — такая, право, притча!
Что день, то казнь. Тюрьмы битком набиты»
А. С. Пушкин, «Борис Годунов»
Репетиции «Бориса Годунова» Петр Наумович Фоменко начал в далеком 2010 году, однако представить спектакль зрителям так и не успел. Спустя 12 лет Евгений Цыганов воплотил в жизнь задумку Мастера и, опираясь на архивные аудиозаписи и видеоматериалы тех самых репетиций, поставил «Комедию о трагедии», сделав Фоменко основным действующим лицом.
Театральный сезон в Мастерской Петра Фоменко закрыли яркой и необычной премьерой — «Комедией о трагедии», которая затрагивает исторические события Смутного времени, начинающиеся согласием Бориса Годунова взойти на престол и заканчивающиеся воцарением Лжедмитрия. Основой постановки послужили репетиции, читки пушкинской трагедии «Борис Годунов», которые сам Петр Наумович Фоменко проводил зимой 2010/11 года. Спустя некоторое время работа над текстом А. С. Пушкина была приостановлена, а потом Мастера не стало… Однако «рукописи не горят», как и различные материалы с тех самых репетиций, сохраненные актерами, и вот спустя десятилетие зрители театра смогли увидеть некий оммаж Петру Наумовичу, бережно представленный режиссером Евгением Цыгановым.
Замысел и общую атмосферу постановки сразу же задает ее название. Фоменко говорил, что без комедийного аспекта в современном мире трагедию сделать очень сложно, чистая трагедия обречена — всегда нужно искать юмор. Интересно, что еще в светлом фойе театра я заметила цитату, принадлежащую Ольге Антоновой и размещенную на одной из колонн: «В Петре Наумовиче Фоменко была такая острая печаль по счастию, по легкости бытия, по веселью, по остроумию. И он всегда насаждал это чувство в любом своем спектакле». Такое мироощущение, отношение к жизни очень ясно чувствуется в «Комедии о трагедии» по двум причинам. Во-первых, некоторые артисты, занятые в постановке, принимали непосредственное участие в репетициях 2010-2011 годов, напрямую впитывая наставления своего «учителя». А во-вторых, самого Петра Фоменко, пожалуй, можно назвать главным действующим лицом спектакля. С большого экрана в глубине сцены благодаря сохранившимся архивным видео- и аудиозаписям Мастер неотрывно наблюдает за происходящим на сцене, направляет актеров, размышляет, дает свои комментарии и, конечно, шутит. Именно поэтому постановка получилась легкой и понятной каждому, в ней даже печальные сцены оставляют на душе светлый след.
Полурепетиционный формат спектакля позволяет зрителю почувствовать особую связь с театром и артистами, как будто изнутри понаблюдать за жизнью загадочного закулисья и процессом сценических метаморфоз. Такой эффект достигается ненавязчиво, естественно. Здесь хочется обратить особое внимание на декорации и костюмы, которые придают необычной задумке спектакля целостность и завершенность: по бокам сцены стоят в ряд гримерные столики с зеркалами, как бы очерчивая игровое пространство с подвижным помостом в центре, а актеры изначально появляются перед зрителями в белых, словно чистый лист бумаги, одеждах, которые потом «окрашиваются» и меняются на яркие исторические наряды.
Неизменно белым остается лишь строгий костюм Ремарки — образа пушкинского слова, самого Пушкина. Она находится вне основной сюжетной линии, но служит связующим звеном между сценами. Несколько раз в течение спектакля мы слышим из колонок поучительный голос Мастера: «Не ставьте точки!» По моему мнению, именно этой фразой можно точно охарактеризовать Ремарку: ее интонации всегда восходящие, будто недоведенные до конца, однако сразу подхватываемые главными героями, что позволяет повествованию течь последовательно и непрерывно.
Помимо Ремарки, блестяще сыгранной Стефани Елизаветой Бурмаковой, хотелось бы отметить образ Гришки Отрепьева, будущего Лжедмитрия. Владиславу Ташбулатову удалось показать, как этот гениальный проходимец проделал путь от человека с какой-то щемящей невинностью во взгляде до, выражаясь словами Петра Наумовича Фоменко, «безумца с Нижнего Тагила».
Примечательно, что практически каждый актер в постановке примеряет на себя образы сразу нескольких персонажей. В связи с этим поражает, как мастерски преображаются актеры по ходу действия спектакля: монах-летописец Пимен становится Борисом Годуновым (Карэн Бадалов), Шуйский — Мнишеком (Игорь Войнаровский), отец Варлаам и отец Мисаил — иностранными капитанами (Михаил Крылов, Андрей Миххалёв), а Марина Мнишек — Феодором Годуновым (Ольга Бодрова).
Рассказывая о «Комедии о трагедии», Евгений Цыганов подчеркивал, что эта постановка — про любовь к театру, к Мастеру; про любовь Мастера к Пушкину и к стране, к своим ученикам. И это чувствуется. В каждой мизансцене, реплике, интонации, режиссерском и актерском решении. Вслушиваясь и всматриваясь в происходящее на сцене, в очередной раз понимаешь, что Пушкин действительно бессмертен. И Петр Наумович Фоменко тоже. Убедиться в этом можно будет на следующих показах «Комедии о трагедии» 15 и 16 сентября.
Источник: Бес Культуры
Там говорить не слишком нынче смеют.
Кому язык отрежут, а кому
И голову — такая, право, притча!
Что день, то казнь. Тюрьмы битком набиты»
А. С. Пушкин, «Борис Годунов»
Репетиции «Бориса Годунова» Петр Наумович Фоменко начал в далеком 2010 году, однако представить спектакль зрителям так и не успел. Спустя 12 лет Евгений Цыганов воплотил в жизнь задумку Мастера и, опираясь на архивные аудиозаписи и видеоматериалы тех самых репетиций, поставил «Комедию о трагедии», сделав Фоменко основным действующим лицом.
Театральный сезон в Мастерской Петра Фоменко закрыли яркой и необычной премьерой — «Комедией о трагедии», которая затрагивает исторические события Смутного времени, начинающиеся согласием Бориса Годунова взойти на престол и заканчивающиеся воцарением Лжедмитрия. Основой постановки послужили репетиции, читки пушкинской трагедии «Борис Годунов», которые сам Петр Наумович Фоменко проводил зимой 2010/11 года. Спустя некоторое время работа над текстом А. С. Пушкина была приостановлена, а потом Мастера не стало… Однако «рукописи не горят», как и различные материалы с тех самых репетиций, сохраненные актерами, и вот спустя десятилетие зрители театра смогли увидеть некий оммаж Петру Наумовичу, бережно представленный режиссером Евгением Цыгановым.
Замысел и общую атмосферу постановки сразу же задает ее название. Фоменко говорил, что без комедийного аспекта в современном мире трагедию сделать очень сложно, чистая трагедия обречена — всегда нужно искать юмор. Интересно, что еще в светлом фойе театра я заметила цитату, принадлежащую Ольге Антоновой и размещенную на одной из колонн: «В Петре Наумовиче Фоменко была такая острая печаль по счастию, по легкости бытия, по веселью, по остроумию. И он всегда насаждал это чувство в любом своем спектакле». Такое мироощущение, отношение к жизни очень ясно чувствуется в «Комедии о трагедии» по двум причинам. Во-первых, некоторые артисты, занятые в постановке, принимали непосредственное участие в репетициях 2010-2011 годов, напрямую впитывая наставления своего «учителя». А во-вторых, самого Петра Фоменко, пожалуй, можно назвать главным действующим лицом спектакля. С большого экрана в глубине сцены благодаря сохранившимся архивным видео- и аудиозаписям Мастер неотрывно наблюдает за происходящим на сцене, направляет актеров, размышляет, дает свои комментарии и, конечно, шутит. Именно поэтому постановка получилась легкой и понятной каждому, в ней даже печальные сцены оставляют на душе светлый след.
Полурепетиционный формат спектакля позволяет зрителю почувствовать особую связь с театром и артистами, как будто изнутри понаблюдать за жизнью загадочного закулисья и процессом сценических метаморфоз. Такой эффект достигается ненавязчиво, естественно. Здесь хочется обратить особое внимание на декорации и костюмы, которые придают необычной задумке спектакля целостность и завершенность: по бокам сцены стоят в ряд гримерные столики с зеркалами, как бы очерчивая игровое пространство с подвижным помостом в центре, а актеры изначально появляются перед зрителями в белых, словно чистый лист бумаги, одеждах, которые потом «окрашиваются» и меняются на яркие исторические наряды.
Неизменно белым остается лишь строгий костюм Ремарки — образа пушкинского слова, самого Пушкина. Она находится вне основной сюжетной линии, но служит связующим звеном между сценами. Несколько раз в течение спектакля мы слышим из колонок поучительный голос Мастера: «Не ставьте точки!» По моему мнению, именно этой фразой можно точно охарактеризовать Ремарку: ее интонации всегда восходящие, будто недоведенные до конца, однако сразу подхватываемые главными героями, что позволяет повествованию течь последовательно и непрерывно.
Помимо Ремарки, блестяще сыгранной Стефани Елизаветой Бурмаковой, хотелось бы отметить образ Гришки Отрепьева, будущего Лжедмитрия. Владиславу Ташбулатову удалось показать, как этот гениальный проходимец проделал путь от человека с какой-то щемящей невинностью во взгляде до, выражаясь словами Петра Наумовича Фоменко, «безумца с Нижнего Тагила».
Примечательно, что практически каждый актер в постановке примеряет на себя образы сразу нескольких персонажей. В связи с этим поражает, как мастерски преображаются актеры по ходу действия спектакля: монах-летописец Пимен становится Борисом Годуновым (Карэн Бадалов), Шуйский — Мнишеком (Игорь Войнаровский), отец Варлаам и отец Мисаил — иностранными капитанами (Михаил Крылов, Андрей Миххалёв), а Марина Мнишек — Феодором Годуновым (Ольга Бодрова).
Рассказывая о «Комедии о трагедии», Евгений Цыганов подчеркивал, что эта постановка — про любовь к театру, к Мастеру; про любовь Мастера к Пушкину и к стране, к своим ученикам. И это чувствуется. В каждой мизансцене, реплике, интонации, режиссерском и актерском решении. Вслушиваясь и всматриваясь в происходящее на сцене, в очередной раз понимаешь, что Пушкин действительно бессмертен. И Петр Наумович Фоменко тоже. Убедиться в этом можно будет на следующих показах «Комедии о трагедии» 15 и 16 сентября.
Источник: Бес Культуры
Анна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Две порции абсурдаМарина Шимадина, «Театрал-onlain», 14.01.2020
- «Путь к сердцу», или как Мастерская Петра Фоменко рассказала о любвиАндрей Дворецков, «Э-Вести», 16.12.2019
- В Мастерской Петра Фоменко ищут «Путь к сердцу»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 12.12.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» готовят премьеру по новой пьесе Дмитрия ДаниловаМария Францева, «блог журнала Театр», 9.12.2019
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Кураж и другиеПавел Подкладов, «Театрон», 22.12.2018
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Серьезная комедияЛариса Каневская, «Театральный мир (№ 4, 2016)», 04.2016
- Учат в «Школе»Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016
- Урок для ревнивых мужейИрина Шведова, «Московская правда», 29.01.2016
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- Руслан и ЛюдмилаЕлена Левинская, «Театральная Афиша», 06.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- Как Руслан Людмилу спасал: Пушкин-юморист в "Мастерской Петра ФоменкоАлла Панасенко, «М24.ru», 17.03.2014
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не сниласьМаргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009