Учат в «Школе»
В «Мастерской Фоменко» поставили комедию Мольера про «Домострой» на французский лад
Спектакль можно смело рекомендовать всем, кто хочет провести приятный вечер в театре. Никаких глубокомысленных концепций и агрессивного осовременивания. Всё строго по тексту и согласно традициям. Скучать не дает добрая фоменковская ирония и интересные интонационные решения. Ритмика хрестоматийного текста изменена, самым непредсказуемым образом «работают» паузы. Спектакль можно слушать от начала до конца, и наслаждаться, ни разу не взглянув на сцену.
Режиссер и инициатор постановки (в репертуаре «Мастерской» «Школа жен» появилась благодаря знаменитым вечерам «Проб и ошибок») – Михаил Крылов, замечательный характерный артист и ученик Петра Фоменко. Стиль учителя освоен им досконально. Крылов уже ставил в родном театре «Руслана и Людмилу». Это был удачный пример «Пушкина» не из учебника, живой и остроумный спектакль-праздник. «Школа жен» сделана в таком же ключе.
Действо стремительным потоком несется на зрителя, опьяняя его наивностью сюжетных коллизий и нарочитой жизнерадостностью. Ощущение легкости — главная удача спектакля по мольеровской пьесе, проблематика которой, на первый взгляд, неактуальна. Господин Арнольф, называющий себя «де Ла Сушем», панически боится женских измен. А потому берет на воспитание девочку из деревни, держит ее взаперти, стараясь вырастить «правильную» жену, которая всего-то и должна уметь молиться, прясть и шить. Кому это сегодня может быть интересно или хотя бы понятно? Фоменки прекрасно знают, что никому. Поэтому и играют совсем не в «кто кого перехитрил-влюбил-обманул», а в театр.
Веселятся, импровизируют, подшучивают и над собой, и над публикой. Актерствуют они так заразительно и с такой любовью, что зритель начинает верить в предложенные обстоятельства. Нелепость, даже фантастичность которых подчеркивает сценография и костюмы. Они здесь всех цветов радуги. Возлюбленный Агнессы Орас одет в костюм цвета фуксии, а служанка Арнольфа Жоржета – в подобие ядовито-зеленого халата. Очень важны детали, – Агнесса носится по сцене или в кроссовках, или на пуантах, Арнольф – в какой-то момент – буквально – оказывается с павлиньи хвостом.
Вера Строкова, сам Михаил Крылов, Елена Ворончихина, Дмитрий Захаров и остальные артисты с видимым удовольствием ныряют в текст (благо, его здесь много, есть, где развернуться), буквально высекая из него искры. Агнесса только притворяется дурочкой. Арнольф нелеп, но вызывает сочувствие. Орас смешной фат, уверенный, что влюблен. Слуги Ален и Жоржета – парочка безобидных хапуг, занятых исключительно собой и деньгами.
Яркая роль у Павла Яковлева – он играет друга главного героя – Кризальда. Провидца-искусителя, понимающего цену любым правилам и запретам и добродушно посмеивающегося надо всеми и всем сразу. Точно как сами «фоменки». Только дай им повод восславить торжество театра, и они начнут обманываться в свое удовольствие и улыбаться тогда, когда всё очень всерьез.
Режиссер и инициатор постановки (в репертуаре «Мастерской» «Школа жен» появилась благодаря знаменитым вечерам «Проб и ошибок») – Михаил Крылов, замечательный характерный артист и ученик Петра Фоменко. Стиль учителя освоен им досконально. Крылов уже ставил в родном театре «Руслана и Людмилу». Это был удачный пример «Пушкина» не из учебника, живой и остроумный спектакль-праздник. «Школа жен» сделана в таком же ключе.
Действо стремительным потоком несется на зрителя, опьяняя его наивностью сюжетных коллизий и нарочитой жизнерадостностью. Ощущение легкости — главная удача спектакля по мольеровской пьесе, проблематика которой, на первый взгляд, неактуальна. Господин Арнольф, называющий себя «де Ла Сушем», панически боится женских измен. А потому берет на воспитание девочку из деревни, держит ее взаперти, стараясь вырастить «правильную» жену, которая всего-то и должна уметь молиться, прясть и шить. Кому это сегодня может быть интересно или хотя бы понятно? Фоменки прекрасно знают, что никому. Поэтому и играют совсем не в «кто кого перехитрил-влюбил-обманул», а в театр.
Веселятся, импровизируют, подшучивают и над собой, и над публикой. Актерствуют они так заразительно и с такой любовью, что зритель начинает верить в предложенные обстоятельства. Нелепость, даже фантастичность которых подчеркивает сценография и костюмы. Они здесь всех цветов радуги. Возлюбленный Агнессы Орас одет в костюм цвета фуксии, а служанка Арнольфа Жоржета – в подобие ядовито-зеленого халата. Очень важны детали, – Агнесса носится по сцене или в кроссовках, или на пуантах, Арнольф – в какой-то момент – буквально – оказывается с павлиньи хвостом.
Вера Строкова, сам Михаил Крылов, Елена Ворончихина, Дмитрий Захаров и остальные артисты с видимым удовольствием ныряют в текст (благо, его здесь много, есть, где развернуться), буквально высекая из него искры. Агнесса только притворяется дурочкой. Арнольф нелеп, но вызывает сочувствие. Орас смешной фат, уверенный, что влюблен. Слуги Ален и Жоржета – парочка безобидных хапуг, занятых исключительно собой и деньгами.
Яркая роль у Павла Яковлева – он играет друга главного героя – Кризальда. Провидца-искусителя, понимающего цену любым правилам и запретам и добродушно посмеивающегося надо всеми и всем сразу. Точно как сами «фоменки». Только дай им повод восславить торжество театра, и они начнут обманываться в свое удовольствие и улыбаться тогда, когда всё очень всерьез.
Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- «Послушайте!»: «Фоменки» о МаяковскомЮлия Зу, «Musecube», 19.09.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» Маяковский раздвоился, стал Лениным и Лилей БрикСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 14.09.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- На том и этом свете вы не курите, дети!Анна Богатырева, «Porusski.me», 22.08.2018
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Нелёгкое дыханиеОльга Дашковская, «Вести образования», 19.07.2018
- Павел Яковлев: «Когда можно коснуться любви
»Ирина Тарабрина, «Musecube.org», 30.12.2017
- Фоменки спели песнь про Север дальнийДарья Андреева, «Страстной бульвар, 10», 12.2017
- Не на скорую рукуСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.11.2017
- Северный реквиемМарина Шимадина, «Театрал», 10.2017
- А мы пойдем на Север…Лариса Каневская, «Мнение», 20.09.2017
- «Проклятый Север» обосновался на КутузовскомСветлана Наборщикова, «Известия», 20.09.2017
- «Фоменки»: портрет на фоне «Мастерской»Борис Войцеховский, «Мослента», 26.06.2017
- Мастерская Петра Фоменко поставила эксперимент над игрой актеров на сценеАнна Бояринова, «Вечерняя Москва», 27.02.2017
- Библиотека приключенийВадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- «Мыло» времен НаполеонаСветлана Наборщикова, «Известия», 25.01.2017
- Серьезная комедияЛариса Каневская, «Театральный мир (№ 4, 2016)», 04.2016
- Учат в «Школе»Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016