В «Мастерской Петра Фоменко» вспомнили «Аркадию» Тома Стоппарда
О любви и втором законе термодинамики
«Аркадия» – одна из главных пьес британского постмодерниста Тома Стоппарда. В ней все приметы его фирменного стиля: интеллектуальное высказывание сквозь увлекательную летопись времен. В этом ему мало равных: сюжеты драматурга всегда гармонически соединяют разум и чувства и в то же время поражают насыщенностью литературного мира. Сегодня сэр Том Стоппард – один из немногих западных авторов, кто разрешает ставить свои произведения в России. И хочется сказать о благодарности к этому проявлению европейского гуманизма, ведь все его пьесы и говорят именно об этом – о человечности, о взаимопонимании, об исторической ответственности.
Многофигурность пьесы Стоппарда (такой и его «Берег утопии» о русской дворянской интеллигенции, и «Леопольдштадт» о еврейской семье на фоне Второй мировой войны) в «Аркадии» объясняется пересечением двух эпох. Действие происходит в доме английского графства Дербишир – попеременно с 1809 года и в конце XX века. Главную героиню, подростка Томасину Каверли, мы застаем в споре с домашним учителем.
Ее играет Екатерина Новокрещенова, для молодой протагонистки «Мастерской» с редким амплуа травести – это первая большая роль. У художественного руководителя прекрасное чувство труппы, которая регулярно пополняется учениками Евгения Каменьковича, и всегда точнейшее попадание в ансамбль и репертуар театра. Актриса необычной внешности, с огромными глазами и веселым взглядом, ее Томасина – девочка-гений и вундеркинд, которой на момент первой сцены 13 лет, а позже 16, но расцвет ее детства не мешает ее пылкой и романтической натуре витать в облаках научной фантазии. Где-то между изучением математической теоремы Ферма и вторым законом термодинамики, который способная ученица начинает прозревать посредством собственных вычислений, Томасина занята своим главным увлечением – Септимусом Ходжем (Федор Малышев). А молодой учитель оказывается тем еще донжуаном, а порой и Фигаро, часто проводя досуг в парковой беседке в приятной компании, из-за чего получает вызов на дуэль от разгневанного соперника, что, однако, в глазах Томасины не умаляет безукоризненный статус ее кумира. (На полях невозможно не заметить, что даже пьеса 1990-х годов может быстро устареть, если принять во внимание современное движение #metoo и возникшее в психологии новое понятие «груминг».) Иначе говоря, сюжет Стоппарда явно предвосхитил сценарий американского сериала «Теория большого взрыва».
Томасина хочет проверить алгеброй гармонию, постичь тайну Вселенной и найти разгадку природы. Благо что природа во всем ее великолепии разворачивается за окнами, где раскинулся живописный Сидли-парк. Английские пейзажи переведены художником Алексеем Трегубовым в условную плоскость, сценография дословно следует ремарке автора дать только намек: «свет, небо, ощущение пространства». На сцене развернут павильон, на котором парк вырисовывается в графике, тут же будут появляться слайды, призванные пояснить схемы и графики. Да и рамка спектакля поддерживает антураж университетской лекции: еще в прологе дворецкий поместья (Джелаби – Павел Яковлев), как заправский лектор, вводит публику в суть событий.
Центральная часть павильона разделена пополам, интерьеры отражаются друг в друге зеркально, это одна и та же учебная комната или кабинет эпохи английского Регентства. Действие сначала разнится во времени, а потом удивительным образом сливается, преодолевая расстояние почти в 200 лет несколькими шагами и устраивая перекличку всего несколькими символами. Из комнаты в комнату кочует плод познания – яблоко Эдема и самый старый персонаж, который переживет всех, – черепаха по имени Плавт, сначала ей 109 лет, а в конце 293, как в замедленной съемке она пересекает сцену, обозначая невидимую поступь времени. Аркадия – утраченный золотой век – явлена в этом отдельно взятом английском поместье во всей своей полноте. Здесь все отдаются свободному полету мысли и проявлению чувства, то в комедийном, то в драматическом ключе, напитанные чувственной, буколической атмосферой. А суета жизни словно обходит этот заповедный уголок, который вскоре войдет в историю. Спустя почти два века потомки достопочтенной семьи возьмутся изучать родовое поместье «с тоской по безмятежности райского сада», и в первую очередь их заинтересует таинственное присутствие лорда Байрона, который был однокашником учителя Томасины и, возможно, даже повлиял на весь ход событий.
Это и становится «ложной интригой» сюжета. Такую литературоведческую теорию в целях разгадки «слепого пятна байроноведения» принесет докучливый профессор Бернард Солоуэй (Юрий Буторин) писательнице с феминистскими замашками Ханне Джарвис (Полина Айрапетова), занятой раскопками ландшафтного памятника и восстановлением связи времен. Между ними тоже попытается вспыхнуть уголек страсти, и обе исторические линии, начатые от поиска теплообмена в физике, сойдутся в пылу чувств. Только вот отличаться две эпохи будут как век Просвещения и век романтизма – как рацио и хаос. Естественные взаимоотношения начала ХIХ века сменятся порванными и напряженными человеческими связями на грани нервного срыва в конце ХХ века. И ведь Томасина сделала именно это открытие: теплота улетучивается, а энтропия и хаос во Вселенной все возрастают.
Евгений Каменькович неизменен в своей любви к интеллектуальному театру. Режиссер, как всегда, играючи, в летящей форме простраивает на сцене лабиринты умозаключений, в которых легко и изящно разбираются живые, абсолютно сегодняшние, несмотря на исторические костюмы, герои. И в соединении интеллектуального ребуса (требующего недюжинного внимания от зрителя, который проваливается в этот мир формул, естественнонаучных догадок и литературных «гиперссылок», как кэрроловская Алиса в нору кролика!) и эмоциональной приподнятости рождается спектакль в лоне спасительного эскапизма.
Источник: «Независимая газета»
Многофигурность пьесы Стоппарда (такой и его «Берег утопии» о русской дворянской интеллигенции, и «Леопольдштадт» о еврейской семье на фоне Второй мировой войны) в «Аркадии» объясняется пересечением двух эпох. Действие происходит в доме английского графства Дербишир – попеременно с 1809 года и в конце XX века. Главную героиню, подростка Томасину Каверли, мы застаем в споре с домашним учителем.
Ее играет Екатерина Новокрещенова, для молодой протагонистки «Мастерской» с редким амплуа травести – это первая большая роль. У художественного руководителя прекрасное чувство труппы, которая регулярно пополняется учениками Евгения Каменьковича, и всегда точнейшее попадание в ансамбль и репертуар театра. Актриса необычной внешности, с огромными глазами и веселым взглядом, ее Томасина – девочка-гений и вундеркинд, которой на момент первой сцены 13 лет, а позже 16, но расцвет ее детства не мешает ее пылкой и романтической натуре витать в облаках научной фантазии. Где-то между изучением математической теоремы Ферма и вторым законом термодинамики, который способная ученица начинает прозревать посредством собственных вычислений, Томасина занята своим главным увлечением – Септимусом Ходжем (Федор Малышев). А молодой учитель оказывается тем еще донжуаном, а порой и Фигаро, часто проводя досуг в парковой беседке в приятной компании, из-за чего получает вызов на дуэль от разгневанного соперника, что, однако, в глазах Томасины не умаляет безукоризненный статус ее кумира. (На полях невозможно не заметить, что даже пьеса 1990-х годов может быстро устареть, если принять во внимание современное движение #metoo и возникшее в психологии новое понятие «груминг».) Иначе говоря, сюжет Стоппарда явно предвосхитил сценарий американского сериала «Теория большого взрыва».
Томасина хочет проверить алгеброй гармонию, постичь тайну Вселенной и найти разгадку природы. Благо что природа во всем ее великолепии разворачивается за окнами, где раскинулся живописный Сидли-парк. Английские пейзажи переведены художником Алексеем Трегубовым в условную плоскость, сценография дословно следует ремарке автора дать только намек: «свет, небо, ощущение пространства». На сцене развернут павильон, на котором парк вырисовывается в графике, тут же будут появляться слайды, призванные пояснить схемы и графики. Да и рамка спектакля поддерживает антураж университетской лекции: еще в прологе дворецкий поместья (Джелаби – Павел Яковлев), как заправский лектор, вводит публику в суть событий.
Центральная часть павильона разделена пополам, интерьеры отражаются друг в друге зеркально, это одна и та же учебная комната или кабинет эпохи английского Регентства. Действие сначала разнится во времени, а потом удивительным образом сливается, преодолевая расстояние почти в 200 лет несколькими шагами и устраивая перекличку всего несколькими символами. Из комнаты в комнату кочует плод познания – яблоко Эдема и самый старый персонаж, который переживет всех, – черепаха по имени Плавт, сначала ей 109 лет, а в конце 293, как в замедленной съемке она пересекает сцену, обозначая невидимую поступь времени. Аркадия – утраченный золотой век – явлена в этом отдельно взятом английском поместье во всей своей полноте. Здесь все отдаются свободному полету мысли и проявлению чувства, то в комедийном, то в драматическом ключе, напитанные чувственной, буколической атмосферой. А суета жизни словно обходит этот заповедный уголок, который вскоре войдет в историю. Спустя почти два века потомки достопочтенной семьи возьмутся изучать родовое поместье «с тоской по безмятежности райского сада», и в первую очередь их заинтересует таинственное присутствие лорда Байрона, который был однокашником учителя Томасины и, возможно, даже повлиял на весь ход событий.
Это и становится «ложной интригой» сюжета. Такую литературоведческую теорию в целях разгадки «слепого пятна байроноведения» принесет докучливый профессор Бернард Солоуэй (Юрий Буторин) писательнице с феминистскими замашками Ханне Джарвис (Полина Айрапетова), занятой раскопками ландшафтного памятника и восстановлением связи времен. Между ними тоже попытается вспыхнуть уголек страсти, и обе исторические линии, начатые от поиска теплообмена в физике, сойдутся в пылу чувств. Только вот отличаться две эпохи будут как век Просвещения и век романтизма – как рацио и хаос. Естественные взаимоотношения начала ХIХ века сменятся порванными и напряженными человеческими связями на грани нервного срыва в конце ХХ века. И ведь Томасина сделала именно это открытие: теплота улетучивается, а энтропия и хаос во Вселенной все возрастают.
Евгений Каменькович неизменен в своей любви к интеллектуальному театру. Режиссер, как всегда, играючи, в летящей форме простраивает на сцене лабиринты умозаключений, в которых легко и изящно разбираются живые, абсолютно сегодняшние, несмотря на исторические костюмы, герои. И в соединении интеллектуального ребуса (требующего недюжинного внимания от зрителя, который проваливается в этот мир формул, естественнонаучных догадок и литературных «гиперссылок», как кэрроловская Алиса в нору кролика!) и эмоциональной приподнятости рождается спектакль в лоне спасительного эскапизма.
Источник: «Независимая газета»
Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 12.03.2025
- Суть вещейМария Хализева, «Экран и сцена», 12.03.2025
- Слишком иллюстрированный СтоппардМайя Одина, «Экран и сцена», 12.03.2025
- В «Мастерской Петра Фоменко» вспомнили «Аркадию» Тома СтоппардаЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 12.03.2025
- Спектакль «Аркадия» в Мастерской Петра ФоменкоАнна Богатырева, «Porusski.me», 3.03.2025
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- «Послушайте!»: «Фоменки» о МаяковскомЮлия Зу, «Musecube», 19.09.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» Маяковский раздвоился, стал Лениным и Лилей БрикСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 14.09.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- На том и этом свете вы не курите, дети!Анна Богатырева, «Porusski.me», 22.08.2018
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Нелёгкое дыханиеОльга Дашковская, «Вести образования», 19.07.2018
- Павел Яковлев: «Когда можно коснуться любви
»Ирина Тарабрина, «Musecube.org», 30.12.2017
- Фоменки спели песнь про Север дальнийДарья Андреева, «Страстной бульвар, 10», 12.2017
- Не на скорую рукуСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.11.2017
- Северный реквиемМарина Шимадина, «Театрал», 10.2017
- А мы пойдем на Север…Лариса Каневская, «Мнение», 20.09.2017
- «Проклятый Север» обосновался на КутузовскомСветлана Наборщикова, «Известия», 20.09.2017
- «Фоменки»: портрет на фоне «Мастерской»Борис Войцеховский, «Мослента», 26.06.2017
- Мастерская Петра Фоменко поставила эксперимент над игрой актеров на сценеАнна Бояринова, «Вечерняя Москва», 27.02.2017
- Библиотека приключенийВадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- «Мыло» времен НаполеонаСветлана Наборщикова, «Известия», 25.01.2017
- Серьезная комедияЛариса Каневская, «Театральный мир (№ 4, 2016)», 04.2016
- Учат в «Школе»Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016