Слишком иллюстрированный Стоппард
«Аркадия» Тома Стоппарда – это не просто прекрасная пьеса, это драматургическое совершенство, превратить которое в совершенство театральное почти никому не удавалось. Автор, уже срежиссировавший на уровне текста свою изумительно придуманную историю, в которой есть и философско-математическая бездна, и литературно-историческое архивное расследование, и любовь, и сад, и остроумие, и даже лорд Байрон, – задал режиссерам задачу уровня теоремы Ферма.
Художественный руководитель «Мастерской Петра Фоменко» Евгений Каменькович попробовал решить ее лекционным способом.
Лекция начинается с выхода первого же персонажа – дворецкого Джелаби (Павел Яковлев). И пока сложная декорация (художник Алексей Трегубов) еще выглядит как белый лист и не предстала перед публикой во всем своем конструктиве, он уверенно использует ее поверхность в качестве интерактивной доски и подробно рассказывает, как автор назвал пьесу сначала, почему он потом это название переменил, и как прежнее звучало на латыни. А также, какая картина послужила появлению самого понятия «Аркадия», кто был художник, что представляет собой первая мизансцена спектакля, кого мы в ней видим, и что персонажи делают в тот момент, когда декорацию, наконец, раскрывают.
Начавшееся действие потока комментариев не прерывает – просто они становятся иллюстративными и возникают в той части сцены и декорации, где в данный момент не играют артисты.
Наверное, для незнакомого с пьесой зрителя высвечивающиеся рисунки в технике «наивная гравюра», сопровождающие диалоги героев, неплохое подспорье. Они не позволяют заблудиться в сложносочиненном сюжете, разворачивающемся сразу в начале XIX века и конце ХХ-го, помогают справиться с интеллектуальной насыщенностью текста и множеством персонажей. Так, бесконечно упоминающийся, но не появляющийся в пьесе Байрон регулярно вторгается в спектакль в виде рисунков в формате «тондо» (кружок). И надо признать, эти его явления, иногда весьма остроумные, вполне уместны. Поскольку как бы ни был интеллектуален зритель, смотрящий эту интеллектуальную пьесу, а о том, как выглядел лорд Байрон, лучше ему все-таки напомнить. Что уж говорить о теореме Ферма! И вообще следует заметить, что вся алгебра и физика, которыми наполнена «Аркадия», никогда еще не были так понятно, с формулами и поясняющими рисунками растолкованы, как в спектакле Евгения Каменьковича.
К сожалению, все эти иллюстрации, формулы, визуальные пояснения, а также павильонные декорации, изображающие две одинаковые библиотеки в загородном английском доме, а точнее, одну и ту же библиотеку, но в разные века, глухая бумажность нарисованного сада, огромная механическая черепаха, проползающая по авансцене, совершенно лишают спектакль воздуха. Да и жизни тоже. И всего того, в чем когда-то не было фоменкам равных. Тут, сколько ни изображает исполнительница роли Ханны Полина Айрапетова, что отряхивает резиновые сапоги от грязи раскопанного сада, сколько ни грызет ногти, верно подметив это за подростками, Томасина Екатерины Новокрещеновой, сколько ни открывают окон в сад остальные герои и ни вылезают в них, все выходит натюрмортно и нарочито. Актеры взлетают на высокие библиотечные лестницы, в пылу научных диалогов укладываются на их ступеньки и, поддерживая концепцию режиссера, делаются лекторами, едва уловимыми движениями руки включая электронные указки и с темпераментом пускаясь в доказательства, – но воздух не колышется. Избежать нарочитости каким-то чудом удалось только Дмитрию Рудкову, играющему чуть мягкотелого, но очень аристократично погруженного в цифры Валентайна. Это, конечно приблизило постановку Евгения Каменьковича к решению «задачи Стоппарда», но совсем чуть-чуть.
А меж тем существует постановщик, у которого решение было. И он тоже работает в «Мастерской Петра Фоменко». В 2020 году в дипломном спектакле студентов Щукинского училища, поменяв местами зрительный зал и сцену, усадив публику прямо в той самой комнате, где девочка Томасина занимается алгеброй, а историки литературы Ханна и Бернард спорят о Байроне, Кирилл Пирогов почти из ничего, без единого механизма, – из конторки, пары стульев и оконных рам, сделал так, что пьеса задышала. В ней были и сад, и воздух, и легкость, и щемящее ощущение настоящего театрального чуда. Но тот сезон из-за карантина остался «слепым» в культурной жизни. И, как и о героях начала XIX века из пьесы «Аркадия», об этой постановке сохранилось мало свидетельств (но все-таки они есть – см. «ЭС» № 3, 2021).
Источник: «Экран и сцена»
Художественный руководитель «Мастерской Петра Фоменко» Евгений Каменькович попробовал решить ее лекционным способом.
Лекция начинается с выхода первого же персонажа – дворецкого Джелаби (Павел Яковлев). И пока сложная декорация (художник Алексей Трегубов) еще выглядит как белый лист и не предстала перед публикой во всем своем конструктиве, он уверенно использует ее поверхность в качестве интерактивной доски и подробно рассказывает, как автор назвал пьесу сначала, почему он потом это название переменил, и как прежнее звучало на латыни. А также, какая картина послужила появлению самого понятия «Аркадия», кто был художник, что представляет собой первая мизансцена спектакля, кого мы в ней видим, и что персонажи делают в тот момент, когда декорацию, наконец, раскрывают.
Начавшееся действие потока комментариев не прерывает – просто они становятся иллюстративными и возникают в той части сцены и декорации, где в данный момент не играют артисты.
Наверное, для незнакомого с пьесой зрителя высвечивающиеся рисунки в технике «наивная гравюра», сопровождающие диалоги героев, неплохое подспорье. Они не позволяют заблудиться в сложносочиненном сюжете, разворачивающемся сразу в начале XIX века и конце ХХ-го, помогают справиться с интеллектуальной насыщенностью текста и множеством персонажей. Так, бесконечно упоминающийся, но не появляющийся в пьесе Байрон регулярно вторгается в спектакль в виде рисунков в формате «тондо» (кружок). И надо признать, эти его явления, иногда весьма остроумные, вполне уместны. Поскольку как бы ни был интеллектуален зритель, смотрящий эту интеллектуальную пьесу, а о том, как выглядел лорд Байрон, лучше ему все-таки напомнить. Что уж говорить о теореме Ферма! И вообще следует заметить, что вся алгебра и физика, которыми наполнена «Аркадия», никогда еще не были так понятно, с формулами и поясняющими рисунками растолкованы, как в спектакле Евгения Каменьковича.
К сожалению, все эти иллюстрации, формулы, визуальные пояснения, а также павильонные декорации, изображающие две одинаковые библиотеки в загородном английском доме, а точнее, одну и ту же библиотеку, но в разные века, глухая бумажность нарисованного сада, огромная механическая черепаха, проползающая по авансцене, совершенно лишают спектакль воздуха. Да и жизни тоже. И всего того, в чем когда-то не было фоменкам равных. Тут, сколько ни изображает исполнительница роли Ханны Полина Айрапетова, что отряхивает резиновые сапоги от грязи раскопанного сада, сколько ни грызет ногти, верно подметив это за подростками, Томасина Екатерины Новокрещеновой, сколько ни открывают окон в сад остальные герои и ни вылезают в них, все выходит натюрмортно и нарочито. Актеры взлетают на высокие библиотечные лестницы, в пылу научных диалогов укладываются на их ступеньки и, поддерживая концепцию режиссера, делаются лекторами, едва уловимыми движениями руки включая электронные указки и с темпераментом пускаясь в доказательства, – но воздух не колышется. Избежать нарочитости каким-то чудом удалось только Дмитрию Рудкову, играющему чуть мягкотелого, но очень аристократично погруженного в цифры Валентайна. Это, конечно приблизило постановку Евгения Каменьковича к решению «задачи Стоппарда», но совсем чуть-чуть.
А меж тем существует постановщик, у которого решение было. И он тоже работает в «Мастерской Петра Фоменко». В 2020 году в дипломном спектакле студентов Щукинского училища, поменяв местами зрительный зал и сцену, усадив публику прямо в той самой комнате, где девочка Томасина занимается алгеброй, а историки литературы Ханна и Бернард спорят о Байроне, Кирилл Пирогов почти из ничего, без единого механизма, – из конторки, пары стульев и оконных рам, сделал так, что пьеса задышала. В ней были и сад, и воздух, и легкость, и щемящее ощущение настоящего театрального чуда. Но тот сезон из-за карантина остался «слепым» в культурной жизни. И, как и о героях начала XIX века из пьесы «Аркадия», об этой постановке сохранилось мало свидетельств (но все-таки они есть – см. «ЭС» № 3, 2021).
Источник: «Экран и сцена»
Майя Одина, «Экран и сцена», 12.03.2025
- Суть вещейМария Хализева, «Экран и сцена», 12.03.2025
- Слишком иллюстрированный СтоппардМайя Одина, «Экран и сцена», 12.03.2025
- В «Мастерской Петра Фоменко» вспомнили «Аркадию» Тома СтоппардаЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 12.03.2025
- Спектакль «Аркадия» в Мастерской Петра ФоменкоАнна Богатырева, «Porusski.me», 3.03.2025
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- «Послушайте!»: «Фоменки» о МаяковскомЮлия Зу, «Musecube», 19.09.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» Маяковский раздвоился, стал Лениным и Лилей БрикСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 14.09.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- На том и этом свете вы не курите, дети!Анна Богатырева, «Porusski.me», 22.08.2018
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Нелёгкое дыханиеОльга Дашковская, «Вести образования», 19.07.2018
- Павел Яковлев: «Когда можно коснуться любви
»Ирина Тарабрина, «Musecube.org», 30.12.2017
- Фоменки спели песнь про Север дальнийДарья Андреева, «Страстной бульвар, 10», 12.2017
- Не на скорую рукуСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.11.2017
- Северный реквиемМарина Шимадина, «Театрал», 10.2017
- А мы пойдем на Север…Лариса Каневская, «Мнение», 20.09.2017
- «Проклятый Север» обосновался на КутузовскомСветлана Наборщикова, «Известия», 20.09.2017
- «Фоменки»: портрет на фоне «Мастерской»Борис Войцеховский, «Мослента», 26.06.2017
- Мастерская Петра Фоменко поставила эксперимент над игрой актеров на сценеАнна Бояринова, «Вечерняя Москва», 27.02.2017
- Библиотека приключенийВадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- «Мыло» времен НаполеонаСветлана Наборщикова, «Известия», 25.01.2017
- Серьезная комедияЛариса Каневская, «Театральный мир (№ 4, 2016)», 04.2016
- Учат в «Школе»Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016