«Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастье
В постановке «Последние свидания» по Бунину актерам удается передать легкое дыхание автора
Московский театр «Мастерская Петра Фоменко» выпустил премьерный спектакль «Последние свидания» по «Темным аллеям» Бунина. В сценическую композицию вошли рассказы «Генрих», «Речной трактир», «Натали» и «Мадрид».
Театр любит «Темные аллеи» за совершенный язык, краткую форму, легкое дыхание поздней прозы писателя, настроение навевающее сладкую тоску о любви, которая встречается на пути человека лишь однажды. Герои, как правило, с первого взгляда не распознают ее, беспечно теряют и, дожив до седин, неизменно оплакивают.
Встреча такого автора, как Бунин, и такого театра, как «Мастерская», была неизбежна. Театр настроения, полутонов, изысканный, странный и чувственный идеально подходит для поздней прозы писателя. Кроме того, счастье — это тот уникальный язык, на котором свободно говорят в «Мастерской Петра Фоменко». Не раз подмечалось, как часто это слово встречается в названиях спектаклей его основателя; ни в каком другом театре Москвы не умеют столь легко передавать на сцене это ускользающее состояние, транслируя его в зал.
Опасность выбора, на который отважился молодой режиссер Юрий Титов, заключалась в том, что театр и автор могли раствориться друг в друге, но, к счастью, этого не произошло. Постановку спасла ирония — верный спутник постановок Петра Фоменко и его последователей, и то дыхание молодости, свободы и самозабвенной игры, без которого невозможно представить лучшие постановки театра.
«Последние свидания» продолжают излюбленные темы «Мастерской», с той разницей, что режиссер в своей работе решается на почти невозможное исследование, пытаясь определить границы состояния эйфории.
Фат и щеголь поэт Глебов (Юрий Титов) меняет женщин, как перчатки. Не имея определенных планов на будущее, предвкушая сюрпризы судьбы, он едет в Ниццу — «всегда кажется, что где-то там будет что-то особенно счастливое, какая-нибудь встреча » — вместе с очередной спутницей, русской журналисткой с псевдонимом Генрих (превосходная, тонкая работа Ирины Горбачевой). И одна проведенная вместе ночь вдруг переворачивает жизнь героя. Он влюблен, он любим, но навеки разлучен с предметом своей страсти.
Герой «Натали» юный Виктор Мещерский (Амбарцум Кабанян) жаждет знакомства с плотской любовью, попадает под обаяние молодости кузины и ее подруги. Шутка, игра оборачиваются трагедией, шалость и легкомысленность — годами бесцельной жизни. Сюжеты «Темных аллей», так не похожие друг на друга, роднит потеря — неизменный компонент рассказов Бунина. Истории героев развиваются параллельно, почти не пересекаясь, но, тем не менее, не выглядят чужеродными.
На старой сцене «Мастерской» в здании бывшего кинотеатра «Киев», в декорации, похожей на фасад дома, на двух уровнях от пола до потолка разыгрывается действие. В глухой серой стене то и дело распахиваются окна, словно из старинного комода выдвигаются, как ящики, накрытые столы, богато обитые стулья, застеленные кровати и за ненадобностью снова утопают в панели. Маленький зал оживает, фантазия ведет зрителя за замыслом художника и постановщика, и ощущение зимней Москвы сменяется простором летнего поместья. Место действия — литературный мир писателя.
Герои постановки шмыгают из двери в дверь, проезжают на санях в оконных просветах, играют в бадминтон, провожают поезда, обживая единое пространство. Каждый играет сразу несколько ролей, часто противоположных по звучанию. Гордячка декадентка Ли из «Генриха», страстная Соня Черкасова из «Натали» и простолюдинка Поля из «Мадрида» — всё это успевшая заявить о себе молодая актриса театра Серафима Огарева. Сердечная крестьянка Гаша («Натали») и обаятельная поэтесса Надя («Генрих») — виртуозные работы Розы Шмуклер.
Новая постановка, руководителем которой выступил худрук Евгений Каменькович, выполнена в традициях «Мастерской». Она наследует основополагающие принципы театра, тем не менее, не становясь бледным отражением, пародией на лучшие работы мэтра.
Спектакль «Последние свидания» — это пронзительная история, утверждающая вслед за героем «Речного трактира»: не важно, чем и как счастлив человек, если в душе его остаются воспоминания — особенно жестокие и мучительные, когда вспоминается что-нибудь счастливое.
Театр любит «Темные аллеи» за совершенный язык, краткую форму, легкое дыхание поздней прозы писателя, настроение навевающее сладкую тоску о любви, которая встречается на пути человека лишь однажды. Герои, как правило, с первого взгляда не распознают ее, беспечно теряют и, дожив до седин, неизменно оплакивают.
Встреча такого автора, как Бунин, и такого театра, как «Мастерская», была неизбежна. Театр настроения, полутонов, изысканный, странный и чувственный идеально подходит для поздней прозы писателя. Кроме того, счастье — это тот уникальный язык, на котором свободно говорят в «Мастерской Петра Фоменко». Не раз подмечалось, как часто это слово встречается в названиях спектаклей его основателя; ни в каком другом театре Москвы не умеют столь легко передавать на сцене это ускользающее состояние, транслируя его в зал.
Опасность выбора, на который отважился молодой режиссер Юрий Титов, заключалась в том, что театр и автор могли раствориться друг в друге, но, к счастью, этого не произошло. Постановку спасла ирония — верный спутник постановок Петра Фоменко и его последователей, и то дыхание молодости, свободы и самозабвенной игры, без которого невозможно представить лучшие постановки театра.
«Последние свидания» продолжают излюбленные темы «Мастерской», с той разницей, что режиссер в своей работе решается на почти невозможное исследование, пытаясь определить границы состояния эйфории.
Фат и щеголь поэт Глебов (Юрий Титов) меняет женщин, как перчатки. Не имея определенных планов на будущее, предвкушая сюрпризы судьбы, он едет в Ниццу — «всегда кажется, что где-то там будет что-то особенно счастливое, какая-нибудь встреча » — вместе с очередной спутницей, русской журналисткой с псевдонимом Генрих (превосходная, тонкая работа Ирины Горбачевой). И одна проведенная вместе ночь вдруг переворачивает жизнь героя. Он влюблен, он любим, но навеки разлучен с предметом своей страсти.
Герой «Натали» юный Виктор Мещерский (Амбарцум Кабанян) жаждет знакомства с плотской любовью, попадает под обаяние молодости кузины и ее подруги. Шутка, игра оборачиваются трагедией, шалость и легкомысленность — годами бесцельной жизни. Сюжеты «Темных аллей», так не похожие друг на друга, роднит потеря — неизменный компонент рассказов Бунина. Истории героев развиваются параллельно, почти не пересекаясь, но, тем не менее, не выглядят чужеродными.
На старой сцене «Мастерской» в здании бывшего кинотеатра «Киев», в декорации, похожей на фасад дома, на двух уровнях от пола до потолка разыгрывается действие. В глухой серой стене то и дело распахиваются окна, словно из старинного комода выдвигаются, как ящики, накрытые столы, богато обитые стулья, застеленные кровати и за ненадобностью снова утопают в панели. Маленький зал оживает, фантазия ведет зрителя за замыслом художника и постановщика, и ощущение зимней Москвы сменяется простором летнего поместья. Место действия — литературный мир писателя.
Герои постановки шмыгают из двери в дверь, проезжают на санях в оконных просветах, играют в бадминтон, провожают поезда, обживая единое пространство. Каждый играет сразу несколько ролей, часто противоположных по звучанию. Гордячка декадентка Ли из «Генриха», страстная Соня Черкасова из «Натали» и простолюдинка Поля из «Мадрида» — всё это успевшая заявить о себе молодая актриса театра Серафима Огарева. Сердечная крестьянка Гаша («Натали») и обаятельная поэтесса Надя («Генрих») — виртуозные работы Розы Шмуклер.
Новая постановка, руководителем которой выступил худрук Евгений Каменькович, выполнена в традициях «Мастерской». Она наследует основополагающие принципы театра, тем не менее, не становясь бледным отражением, пародией на лучшие работы мэтра.
Спектакль «Последние свидания» — это пронзительная история, утверждающая вслед за героем «Речного трактира»: не важно, чем и как счастлив человек, если в душе его остаются воспоминания — особенно жестокие и мучительные, когда вспоминается что-нибудь счастливое.
Алла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии»Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Дмитрий ЗАХАРОВ: «Чичиков поломанный – и внешне, и внутренне»Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 19.10.2017
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Серьезная комедияЛариса Каневская, «Театральный мир (№ 4, 2016)», 04.2016
- В Мастерской Фоменко поставили «Школу жен» МольераАнтон Хитров, «Ведомости», 24.02.2016
- Учат в «Школе»Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016
- Урок для ревнивых мужейИрина Шведова, «Московская правда», 29.01.2016
- Школа жёнАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 20.01.2016
- Семейное счастье: интервью с актрисой Полиной КутеповойМаруся Соколова, «http://dochkimateri.com», 09.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Взгляни на арлекинов на красном колесеЕлена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- Кумир. Актерская премия в области театра, кино и телевидения26.12.2011
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011