Болотное дело как «современная идиллия»
Евгений Каменькович поставил самого актуального писателя современности
Так уж получается, что какой бы новый спектакль в «Мастерской Петра Фоменко» ни вышел, спрашиваешь себя, понравился ли бы он Фоме? Безжалостному Фоме, нежно и иронично наблюдающему за происходящим с высоты колонны? Световая проекция — фотопортрет Петра Наумовича — светящаяся над головами актеров и зрителей, веселый знак неотменимого присутствия; и пока есть воспитанные этим человеком артисты, все будет сверяться по нему.
Мне кажется, «Современной идиллией» Салтыкова-Щедрина в постановке Евгения Каменьковича он был бы доволен.
На сцене — мир выморочный, подернутый туманцем, обвисающий тиной, хлюпающий и чавкающий. Болото.
А на болоте, как можете догадаться, идет суд. Пролог спектакля — история Премудрого пескаря (автор писал — Пискаря).
В программке стоит демпферная фраза: «Действие происходит в Петербурге Х1Х века». Из прочного ствола классики на наших глазах высвобождаются очертания современности, ее слепок, ее подобие. Казалось бы, ничего буквального, а сцена искрит и вибрирует ассоциациями.
Злополучный Пискарь, не пожелавший явиться в уху, «дуже нездоров» (адвокат защищает его на украинском), лежит в воде, беспомощно поводя хвостом. Вокруг него — судьи, серо-коричневые упыри, их высокосковородия.
Суд, как и весь спектакль, прошивает хит «АукцЫона»: «…там дам даром туда-сюда!». Мотивчик стратегии тех, кто не хочет «в уху». Черно-зеленая сказка украшена показаниями Лягушки и Щуки; свидетелей-доносчиков. Пискарь (Михаил Крылов) от ужаса «вмер». К небу всплывает пойманная на крючок серебристая рыбка, хлюпает вода, чавкают кочки, торчат мокрые пни. На сцене появляются главные герои этого спектакля — Молчалин (Сергей Якубенко) и Глумов (Федор Малышев).
Салтыков-Щедрин, закончивший книгу в 1883 году, позаимствовал у Грибоедова и Островского две фамилии. Хотел дать современникам подсказку: национальный архетип приспособленца. Болотное дело окончилось — герои решают, как теперь жить.
«Мы же ведь либералы!» — напоминает один другому. Ответ универсальный: «Нужно погодить!»
«Годят» сосредоточенно, сплоченно. Но как победить в себе «всякое буйство духа»? В сцене суда на растерянный вопрос, что делать, дается верный ответ-ключ: «Самое лучшее — выпить и закусить!»
И вот Глумов и Молчалин, поглощая кофе и калачи от Филиппова, отвыкают формулировать и возмущаться вслух. Едва Молчалин берется витийствовать, Глумов его одергивает. Перевешиваясь через перила, замечают Гороховое пальто. Оно тыняется внизу по болоту — ходульный призрак без лица, и слышится мотивчик «туда-сюда!». По болоту бродит огромный рыбак, со снастями, с удочкой, через болото на корыте переправляется сыщик Кшепшицюльский (у Игоря Войнаровского круглые усы, цилиндр, развязный голос и походка). И в квартире, где стены поначалу уставлены книгами, клочьями повисают ободранные обои. О либеральных идеях больше ни слова — все вопросы о том, где куплена эта снедь, а где — та; припасы слопаны — перед нами два вконец освиневших типа. Сыщик, гонец квартального, с радостным изумлением констатирует: «Вы, господа, все ожидания превзошли!» Их приглашают к квартальному на чашку чаю. И слабый писк возмущения: «Да разве можно жить в стране, в которой правового порядка нет?!» — гаснет в горячечной панике подготовки к визиту.
На испытание благонамеренности два вчерашних вольнодумца являются, красиво задрапированные, как бы уже готовые к распятию, один с доской; если что — сам поднесет для собственной казни. Квартальный — ревнитель патриотического образа мыслей (Владимир Свирский) в своей шапке с меховым хвостом кого-то неуловимо напоминает; как и у Щедрина, у Каменьковича жандарм — не столько человек, сколько начало.
Второй акт. Болото замерзло. Кренделя на скользкой поверхности под лозунгом: «Да здравствуют вступившие на благонамеренный путь!» — герои выписывают не без лихости.
«Общественную ситуацию, заметил как-то умнейший Самуил Лурье, Салтыков переживал как личную тоску и видения этой тоски описывал». Вообще, видения фантастического реализма — стихия автора, свободно адаптированная режиссером для сцены. От комедии идей действие перетекает к комедии нравов и положений. Над сценой вспыхивают эпиграфы к эпизодам, из лучших: «Прасковья мне тетка, а правда мне мать».
Разворачивается история стряпчего Балалайкина — двоеженство, венчание с содержанкой купца; фальшивая свадьба. Владимир Топцов, блеснувший в роли Лягушки, выходит туповатым полководцем — да, да, — покорителем Зулусья.
Гороховое пальто уже в фате. Дмитрий Захаров, Балалайкин, конченый плут, типаж Жириновского пополам с Басковым. Его партнерша — Моника Санторо в роли Фаины — открывается как острая комическая актриса, все тут щедро переливается оттенками — шаржированные персонажи и пестрота деталей (сценограф Мария Митрофанова). Тут почти все серьезное — комично; гуляет свадьба, организованная квартальным надзирателем, ширится хоровод уверенного негодяйства участников, письмоводитель время от времени взвывает: «Хочу черную смелую женщину!»
Михаил Евграфович, как известно, учился в том же Лицее, что и Пушкин, состоял в том же кружке, что и Достоевский, дальше биография его развернулась без всякого сходства с собратьями. Кто еще так знал изнутри бюрократический аппарат российской империи? Кто еще в русской прозе «писал и служил, служил и писал»? В отрочестве прозванный «мрачным лицеистом», Салтыков-Щедрин потом всю жизнь смотрел на вещи и характеры с жестоким трезвомыслием, какое бывает лишь в окончательной и «крайней безнадежности ума». Его желчную ясность Евгений Каменькович преображает в фантасмагорию — исследование русского либерализма, а еще точней — либеральной подлости. Кстати, Стыд здесь (как и Гороховое пальто) — неизменный участник внутреннего монолога героя, стоп-кадр его карьерного разбега.
Давний легендарный спектакль Товстоногова назывался, как известно, «Балалайкин и К°»; главным там был Балалайкин и его фортели в исполнении Олега Табакова. Здесь — не так; Я, Молчалин, Глумов — и то, что с ними происходит, — сначала в домашнем уединении, а потом в сотрудничестве с жандармами, важнее.
Известна фраза Сергея Михалкова, некогда открывшая товстоноговскому Балалайкину путь на сцену «Современника»: «Какой втык мы сделали царизму!»
Здесь — в этом замысел и смысл — «втык» сделан самим себе. Режиссер «Современной идиллией» исследует больной на все времена вопрос: каким образом вчерашние бунтари превращаются в ценителей гастрономии, куда исчезает протест, что растворяет убеждения. Когда-то Аркадий Белинков написал книгу «Сдача и гибель советского интеллигента»; нет уже давно Советов, да и интеллигенция как слой идет на убыль. А сдача и гибель — вот они, в новых старых обстоятельствах нынешней фантастической реальности.
До сих пор казалось: Каменькович привержен скорее поэзии существования, а не его острой социальности, темам скорее вечным, чем актуальным; вдруг все совпало. «Современная идиллия» — на редкость зрелое высказывание. Давно не рождалось спектакля с таким важным, выстраданным посылом, осуществленным находчиво и артистично. О сердцевине сегодняшней жизни режиссер размышляет с горечью, взрослой иронией — и мрачной веселостью, этот странный «компот», усугубленный песнями Леонида Федорова, дает спектаклю интонацию, дыхание, перспективу.
Потому и сходит на зал редкое чувство: происходящее на сцене лично к тебе имеет прямое отношение. Всеобщность и соучастие — хотя бы в театре.
Финал: Глумов в обличье завсегдатая столичных кофеен: (короткое пальтишко, вязаная шапка) тащит за руку перепуганную Фаину: надо бежать! Спасаться.
Куда? На что надеяться, если и сегодня Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин продолжает оставаться столь чудовищно современным? Если рефрен «добро пожаловать в уху!» так ясно различим за прерывистым дыханием гороховых пальто.
И великий эпиграф из Жуковского «Спите! Бог не спит за вас!», избранный для романа самим автором, озаряется новым светом…
Мне кажется, «Современной идиллией» Салтыкова-Щедрина в постановке Евгения Каменьковича он был бы доволен.
На сцене — мир выморочный, подернутый туманцем, обвисающий тиной, хлюпающий и чавкающий. Болото.
А на болоте, как можете догадаться, идет суд. Пролог спектакля — история Премудрого пескаря (автор писал — Пискаря).
В программке стоит демпферная фраза: «Действие происходит в Петербурге Х1Х века». Из прочного ствола классики на наших глазах высвобождаются очертания современности, ее слепок, ее подобие. Казалось бы, ничего буквального, а сцена искрит и вибрирует ассоциациями.
Злополучный Пискарь, не пожелавший явиться в уху, «дуже нездоров» (адвокат защищает его на украинском), лежит в воде, беспомощно поводя хвостом. Вокруг него — судьи, серо-коричневые упыри, их высокосковородия.
Суд, как и весь спектакль, прошивает хит «АукцЫона»: «…там дам даром туда-сюда!». Мотивчик стратегии тех, кто не хочет «в уху». Черно-зеленая сказка украшена показаниями Лягушки и Щуки; свидетелей-доносчиков. Пискарь (Михаил Крылов) от ужаса «вмер». К небу всплывает пойманная на крючок серебристая рыбка, хлюпает вода, чавкают кочки, торчат мокрые пни. На сцене появляются главные герои этого спектакля — Молчалин (Сергей Якубенко) и Глумов (Федор Малышев).
Салтыков-Щедрин, закончивший книгу в 1883 году, позаимствовал у Грибоедова и Островского две фамилии. Хотел дать современникам подсказку: национальный архетип приспособленца. Болотное дело окончилось — герои решают, как теперь жить.
«Мы же ведь либералы!» — напоминает один другому. Ответ универсальный: «Нужно погодить!»
«Годят» сосредоточенно, сплоченно. Но как победить в себе «всякое буйство духа»? В сцене суда на растерянный вопрос, что делать, дается верный ответ-ключ: «Самое лучшее — выпить и закусить!»
И вот Глумов и Молчалин, поглощая кофе и калачи от Филиппова, отвыкают формулировать и возмущаться вслух. Едва Молчалин берется витийствовать, Глумов его одергивает. Перевешиваясь через перила, замечают Гороховое пальто. Оно тыняется внизу по болоту — ходульный призрак без лица, и слышится мотивчик «туда-сюда!». По болоту бродит огромный рыбак, со снастями, с удочкой, через болото на корыте переправляется сыщик Кшепшицюльский (у Игоря Войнаровского круглые усы, цилиндр, развязный голос и походка). И в квартире, где стены поначалу уставлены книгами, клочьями повисают ободранные обои. О либеральных идеях больше ни слова — все вопросы о том, где куплена эта снедь, а где — та; припасы слопаны — перед нами два вконец освиневших типа. Сыщик, гонец квартального, с радостным изумлением констатирует: «Вы, господа, все ожидания превзошли!» Их приглашают к квартальному на чашку чаю. И слабый писк возмущения: «Да разве можно жить в стране, в которой правового порядка нет?!» — гаснет в горячечной панике подготовки к визиту.
На испытание благонамеренности два вчерашних вольнодумца являются, красиво задрапированные, как бы уже готовые к распятию, один с доской; если что — сам поднесет для собственной казни. Квартальный — ревнитель патриотического образа мыслей (Владимир Свирский) в своей шапке с меховым хвостом кого-то неуловимо напоминает; как и у Щедрина, у Каменьковича жандарм — не столько человек, сколько начало.
Второй акт. Болото замерзло. Кренделя на скользкой поверхности под лозунгом: «Да здравствуют вступившие на благонамеренный путь!» — герои выписывают не без лихости.
«Общественную ситуацию, заметил как-то умнейший Самуил Лурье, Салтыков переживал как личную тоску и видения этой тоски описывал». Вообще, видения фантастического реализма — стихия автора, свободно адаптированная режиссером для сцены. От комедии идей действие перетекает к комедии нравов и положений. Над сценой вспыхивают эпиграфы к эпизодам, из лучших: «Прасковья мне тетка, а правда мне мать».
Разворачивается история стряпчего Балалайкина — двоеженство, венчание с содержанкой купца; фальшивая свадьба. Владимир Топцов, блеснувший в роли Лягушки, выходит туповатым полководцем — да, да, — покорителем Зулусья.
Гороховое пальто уже в фате. Дмитрий Захаров, Балалайкин, конченый плут, типаж Жириновского пополам с Басковым. Его партнерша — Моника Санторо в роли Фаины — открывается как острая комическая актриса, все тут щедро переливается оттенками — шаржированные персонажи и пестрота деталей (сценограф Мария Митрофанова). Тут почти все серьезное — комично; гуляет свадьба, организованная квартальным надзирателем, ширится хоровод уверенного негодяйства участников, письмоводитель время от времени взвывает: «Хочу черную смелую женщину!»
Михаил Евграфович, как известно, учился в том же Лицее, что и Пушкин, состоял в том же кружке, что и Достоевский, дальше биография его развернулась без всякого сходства с собратьями. Кто еще так знал изнутри бюрократический аппарат российской империи? Кто еще в русской прозе «писал и служил, служил и писал»? В отрочестве прозванный «мрачным лицеистом», Салтыков-Щедрин потом всю жизнь смотрел на вещи и характеры с жестоким трезвомыслием, какое бывает лишь в окончательной и «крайней безнадежности ума». Его желчную ясность Евгений Каменькович преображает в фантасмагорию — исследование русского либерализма, а еще точней — либеральной подлости. Кстати, Стыд здесь (как и Гороховое пальто) — неизменный участник внутреннего монолога героя, стоп-кадр его карьерного разбега.
Давний легендарный спектакль Товстоногова назывался, как известно, «Балалайкин и К°»; главным там был Балалайкин и его фортели в исполнении Олега Табакова. Здесь — не так; Я, Молчалин, Глумов — и то, что с ними происходит, — сначала в домашнем уединении, а потом в сотрудничестве с жандармами, важнее.
Известна фраза Сергея Михалкова, некогда открывшая товстоноговскому Балалайкину путь на сцену «Современника»: «Какой втык мы сделали царизму!»
Здесь — в этом замысел и смысл — «втык» сделан самим себе. Режиссер «Современной идиллией» исследует больной на все времена вопрос: каким образом вчерашние бунтари превращаются в ценителей гастрономии, куда исчезает протест, что растворяет убеждения. Когда-то Аркадий Белинков написал книгу «Сдача и гибель советского интеллигента»; нет уже давно Советов, да и интеллигенция как слой идет на убыль. А сдача и гибель — вот они, в новых старых обстоятельствах нынешней фантастической реальности.
До сих пор казалось: Каменькович привержен скорее поэзии существования, а не его острой социальности, темам скорее вечным, чем актуальным; вдруг все совпало. «Современная идиллия» — на редкость зрелое высказывание. Давно не рождалось спектакля с таким важным, выстраданным посылом, осуществленным находчиво и артистично. О сердцевине сегодняшней жизни режиссер размышляет с горечью, взрослой иронией — и мрачной веселостью, этот странный «компот», усугубленный песнями Леонида Федорова, дает спектаклю интонацию, дыхание, перспективу.
Потому и сходит на зал редкое чувство: происходящее на сцене лично к тебе имеет прямое отношение. Всеобщность и соучастие — хотя бы в театре.
Финал: Глумов в обличье завсегдатая столичных кофеен: (короткое пальтишко, вязаная шапка) тащит за руку перепуганную Фаину: надо бежать! Спасаться.
Куда? На что надеяться, если и сегодня Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин продолжает оставаться столь чудовищно современным? Если рефрен «добро пожаловать в уху!» так ясно различим за прерывистым дыханием гороховых пальто.
И великий эпиграф из Жуковского «Спите! Бог не спит за вас!», избранный для романа самим автором, озаряется новым светом…
Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии»Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Дмитрий ЗАХАРОВ: «Чичиков поломанный – и внешне, и внутренне»Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 19.10.2017
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Серьезная комедияЛариса Каневская, «Театральный мир (№ 4, 2016)», 04.2016
- В Мастерской Фоменко поставили «Школу жен» МольераАнтон Хитров, «Ведомости», 24.02.2016
- Учат в «Школе»Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016
- Урок для ревнивых мужейИрина Шведова, «Московская правда», 29.01.2016
- Школа жёнАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 20.01.2016
- Семейное счастье: интервью с актрисой Полиной КутеповойМаруся Соколова, «http://dochkimateri.com», 09.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Взгляни на арлекинов на красном колесеЕлена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- Кумир. Актерская премия в области театра, кино и телевидения26.12.2011
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011