Урок для ревнивых мужей
На Старой сцене Московского театра «Мастерская Петра Фоменко» в рамках программы «Пробы и ошибки» состоялась премьера спектакля по пьесе Мольера «Школа жен» (перевод В. Гиппиуса в редакции театра), которую поставил Михаил Крылов. Но сначала маленькое отступление. ..
В московских театрах нынче прямо какой-то режиссерский бум. Сейчас стало уже почти нормой давать возможность делать самостоятельные постановки совсем начинающим режиссерам. Примеров масса, причем молодежи дают волю даже в самых знаменитых театрах, возглавляемых знаменитыми худруками: лаборатории под разными названиями работают в МХТ им. Чехова, Театре им. Вл. Маяковского, «Сатириконе», Театре им. Евг. Вахтангова, «Современнике», а также в Театре им. Ермоловой, Театре на Таганке, не говоря уже о «Гоголь-центре» и других площадках. В «Мастерской Петра Фоменко» название самое удачное «Пробы и ошибки». Поначалу работы показывают на зрителе, который приходит бесплатно. Часть спектаклей уходит в небытие (право на ошибку есть у всякого, а у молодого тем паче), а некоторые все же входят в репертуар, соревнуясь с постановками мэтров и профессионалов, хотя жемчужины мелькают пока довольно редко.
После некоторого провала в режиссерском цехе, когда старшее поколение знаменитых мастеров ушло в историю, не оставив после себя учеников, народилось новое молодых и рьяных, благо у них теперь есть возможность работать с любым, без ограничений, материалом. Но как ни странно, ни новая русская драма, ни иностранные блокбастеры не увлекают режиссеров-дебютантов так сильно, как классика. Еще бы: великое название волей-неволей привлекает интерес, а режиссеру дает простор для фантазии, ведь не будешь же повторять опыты предшественников.
Вот и Михаил Крылов взялся за произведение великого французского комедиографа Мольера, да еще за одну из самых популярных его пьес, которая в последнее время стала как-то особо актуальна, и ее постоянно ставят то тут, то там. Мне думается, все же сам сюжет и морализаторские идеи великого комедиографа не самое главное в этом решении Михаила Крылова. Талантливому артисту и начинающему режиссеру, кажется, было интересно не столько явно морально устаревшее содержание комедии, а скорее то, в какой оригинальный формат его поместить. Что ж, задуманное в большой мере удалось. Вот в его предыдущей работе «Руслане и Людмиле» Пушкина текст был досконально разобран, расставлены неожиданные акценты, и спектакль заискрился именно необычными смысловыми красками. Здесь же бродячий и банальный сюжет, когда господин средних лет хочет взять в жены свою правильно ориентированную на благопристойный брак воспитанницу, чтобы обеспечить себе спокойную жизнь без рогов, облечен в такую игровую и притом замысловатую форму, что перипетии истории как-то отходят на второй план. Больше следишь за перемещениями в пространстве, пластикой и по-нахальному залихватской актерской игрой. Это касается как главных действующих лиц, так и второстепенных. У каждого свой рисунок роли, и каждый хорош по-своему. Очень интересно решено пространство небольшого зала художником Марией Митрофановой, где в качестве декораций выступают плетенные из толстой проволоки предметы интерьера. Прозрачные и невесомые, они создают особый шарм, своеобразно рифмуясь с веселой и двусмысленной историей из галантного века. Динамику и воздушность придает действу и миниатюрный поворотный круг посреди зала (зрители сидят с двух сторон), благодаря которому персонажи буквально порхают в воздухе. За пластику и хореографию отвечает Алишер Хасанов. Присутствует и лестница, ведущая в светелку, где ревнивый Арнольф, которого исполняет сам Михаил Крылов, создающий образ хотя и простоватого буржуа, но этакого рефлексирующего, утонченного, «косящего» под белую кость, пытается сберечь для себя свою воспитанницу Агнесу. Ее искрометно играет Вера Строкова, которая демонстрирует еще и великолепную хореографическую и гимнастическую подготовку. Лестница эта в ходе действа будет играть свою роль, ведь все же Агнесу не удалось сохранить в невинности и наивности, и в ее светелку нашел дорожку некий напыщенный, глуповатый, но очень пылкий любовник Орас, которого смешно и точно играет Дмитрий Захаров. Интрига в том еще, что именно Арнольфа он посвящал во все перипетии своего увлечения прекрасной Агнесой, и тому пришлось в результате смириться с неизбежным, о чем его предупреждал друг Кризальд. Этаким вкрадчивым, и умным, и лощеным искусителем его играет Павел Яковлев. А каковы слуги? Ален (Игорь Войнаровский) и Жоржетта (Елена Ворончихина) этакие лиса Алиса и кот Базилио получились: служа барину, не забывают и о своей выгоде.
Ученик Петра Фоменко Михаил Крылов, который уже более десяти лет работает в театре в качестве характерного артиста, прекрасно усвоил уроки своего мастера. Для Петра Наумовича главным было то, чтобы театр был игровым, радостным, импровизационным, у каждого персонажа чтобы была своя особая интонация. Судя по новой мольеровской «Школе жен» в интерпретации начинающего режиссера, эти уроки мастера усвоены превосходно.
В московских театрах нынче прямо какой-то режиссерский бум. Сейчас стало уже почти нормой давать возможность делать самостоятельные постановки совсем начинающим режиссерам. Примеров масса, причем молодежи дают волю даже в самых знаменитых театрах, возглавляемых знаменитыми худруками: лаборатории под разными названиями работают в МХТ им. Чехова, Театре им. Вл. Маяковского, «Сатириконе», Театре им. Евг. Вахтангова, «Современнике», а также в Театре им. Ермоловой, Театре на Таганке, не говоря уже о «Гоголь-центре» и других площадках. В «Мастерской Петра Фоменко» название самое удачное «Пробы и ошибки». Поначалу работы показывают на зрителе, который приходит бесплатно. Часть спектаклей уходит в небытие (право на ошибку есть у всякого, а у молодого тем паче), а некоторые все же входят в репертуар, соревнуясь с постановками мэтров и профессионалов, хотя жемчужины мелькают пока довольно редко.
После некоторого провала в режиссерском цехе, когда старшее поколение знаменитых мастеров ушло в историю, не оставив после себя учеников, народилось новое молодых и рьяных, благо у них теперь есть возможность работать с любым, без ограничений, материалом. Но как ни странно, ни новая русская драма, ни иностранные блокбастеры не увлекают режиссеров-дебютантов так сильно, как классика. Еще бы: великое название волей-неволей привлекает интерес, а режиссеру дает простор для фантазии, ведь не будешь же повторять опыты предшественников.
Вот и Михаил Крылов взялся за произведение великого французского комедиографа Мольера, да еще за одну из самых популярных его пьес, которая в последнее время стала как-то особо актуальна, и ее постоянно ставят то тут, то там. Мне думается, все же сам сюжет и морализаторские идеи великого комедиографа не самое главное в этом решении Михаила Крылова. Талантливому артисту и начинающему режиссеру, кажется, было интересно не столько явно морально устаревшее содержание комедии, а скорее то, в какой оригинальный формат его поместить. Что ж, задуманное в большой мере удалось. Вот в его предыдущей работе «Руслане и Людмиле» Пушкина текст был досконально разобран, расставлены неожиданные акценты, и спектакль заискрился именно необычными смысловыми красками. Здесь же бродячий и банальный сюжет, когда господин средних лет хочет взять в жены свою правильно ориентированную на благопристойный брак воспитанницу, чтобы обеспечить себе спокойную жизнь без рогов, облечен в такую игровую и притом замысловатую форму, что перипетии истории как-то отходят на второй план. Больше следишь за перемещениями в пространстве, пластикой и по-нахальному залихватской актерской игрой. Это касается как главных действующих лиц, так и второстепенных. У каждого свой рисунок роли, и каждый хорош по-своему. Очень интересно решено пространство небольшого зала художником Марией Митрофановой, где в качестве декораций выступают плетенные из толстой проволоки предметы интерьера. Прозрачные и невесомые, они создают особый шарм, своеобразно рифмуясь с веселой и двусмысленной историей из галантного века. Динамику и воздушность придает действу и миниатюрный поворотный круг посреди зала (зрители сидят с двух сторон), благодаря которому персонажи буквально порхают в воздухе. За пластику и хореографию отвечает Алишер Хасанов. Присутствует и лестница, ведущая в светелку, где ревнивый Арнольф, которого исполняет сам Михаил Крылов, создающий образ хотя и простоватого буржуа, но этакого рефлексирующего, утонченного, «косящего» под белую кость, пытается сберечь для себя свою воспитанницу Агнесу. Ее искрометно играет Вера Строкова, которая демонстрирует еще и великолепную хореографическую и гимнастическую подготовку. Лестница эта в ходе действа будет играть свою роль, ведь все же Агнесу не удалось сохранить в невинности и наивности, и в ее светелку нашел дорожку некий напыщенный, глуповатый, но очень пылкий любовник Орас, которого смешно и точно играет Дмитрий Захаров. Интрига в том еще, что именно Арнольфа он посвящал во все перипетии своего увлечения прекрасной Агнесой, и тому пришлось в результате смириться с неизбежным, о чем его предупреждал друг Кризальд. Этаким вкрадчивым, и умным, и лощеным искусителем его играет Павел Яковлев. А каковы слуги? Ален (Игорь Войнаровский) и Жоржетта (Елена Ворончихина) этакие лиса Алиса и кот Базилио получились: служа барину, не забывают и о своей выгоде.
Ученик Петра Фоменко Михаил Крылов, который уже более десяти лет работает в театре в качестве характерного артиста, прекрасно усвоил уроки своего мастера. Для Петра Наумовича главным было то, чтобы театр был игровым, радостным, импровизационным, у каждого персонажа чтобы была своя особая интонация. Судя по новой мольеровской «Школе жен» в интерпретации начинающего режиссера, эти уроки мастера усвоены превосходно.
Ирина Шведова, «Московская правда», 29.01.2016
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии»Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Дмитрий ЗАХАРОВ: «Чичиков поломанный – и внешне, и внутренне»Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 19.10.2017
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Серьезная комедияЛариса Каневская, «Театральный мир (№ 4, 2016)», 04.2016
- В Мастерской Фоменко поставили «Школу жен» МольераАнтон Хитров, «Ведомости», 24.02.2016
- Учат в «Школе»Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016
- Урок для ревнивых мужейИрина Шведова, «Московская правда», 29.01.2016
- Школа жёнАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 20.01.2016
- Семейное счастье: интервью с актрисой Полиной КутеповойМаруся Соколова, «http://dochkimateri.com», 09.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Взгляни на арлекинов на красном колесеЕлена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- Кумир. Актерская премия в области театра, кино и телевидения26.12.2011
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011