В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»
Птицей-тройкой по бездорожью
Актер и режиссер Федор Малышев поставил сценическую композицию-фантазию на темы «Мертвых душ» Гоголя, вплетя в действие цитаты из Лермонтова, Пушкина, Чехова, русские народные песни, вариации музыкальных тем Шостаковича, Шнитке, Вагнера, Федорова. Сам режиссер сыграл кучера Селифана.
К счастью, «Мертвые души» Гоголя я читала до всякой школьной программы. И потому не по обязанности, а для удовольствия. В дедушкиной библиотеке стоял огромный том Гоголя, где мирно уживалась «Сорочинская ярмарка» и «Невский проспект», «Вечера на хуторе» и «Мертвые души». Забившись в папино кресло, вместо скучных уроков, ныряла в сказочный мир, цельный, витальный, населенный душами живыми и мертвыми, чертями и ведьмами, прокурорами и беглыми носами. Тарас встречал сыновей. Утопленница все пыталась найти мачеху-злодейку. Птица-тройка летела по замершему пространству в бесконечность, и трясся на родных ухабах мечтатель-пройдоха Чичиков. Кто это сказал, что Панночка не может гостить у Коробочки? А безносый майор Ковалев оказаться в родстве с Ноздревым?
Мир Гоголя в спектакле Федра Малышева это давнее детское восприятие актуализировал.
Птица-тройка, управляемая кучером-философом Селифаном (в роли кучера-конферансье сам Федор Малышев) едет именно что по тому, цельному и сказочному гоголевскому миру. Яркому, громкому, пестрому. Про который можно сказать словами поэта: «птица тебя рисовала или раскрашивал лев, как дитя, из цветного пенала».
Цветной мир возникает в окружении черного мрака, в любую минуту этим мраком может быть поглощен. Но пока – жив, дышит, движется…
Панночка-Мария Андреева строит Селифану куры. Майор Ковалев-Михаил Крылов вступает в философские диспуты. А Башмачкин-Михаил Волох напрасно пытается найти свою новую шинель.
Чичиков-Дмитрий Захаров тут не только стремиться к приобретению мертвых душ, но и как настоящий философ-естествоиспытатель, пытается разобраться в физиономиях обитателей местности, куда привезла тройка и привела судьба. Ну, и рожи! – не приведи Господи!
Ошарашенно изучает бухарский халат Губернатора-Алексея Колубкова. Оранжевые бакенбарды Собакевича-Андрея Казакова, который как истинный медведь все наступает и наступает прямо на любимую мозоль собеседника. Моргает на огромный бант Манилова-Дмитрия Рудкова. Пятится от мощного торса культуриста Ноздрева-Владимира Свирского. И буквально цепенеет от извлеченной из недр каких-то бездонных карманов бутылочки кагору, которую ему протягивает Плюшкин-Томас Моцкус.
Рафинированные артисты Мастерской погрузились в этот мир балаганной свободы и яркости с радостной готовностью и акробатической лихостью.
В «…Душах» артисты Мастерской, вот уж точно – «с куражом» работают.
Давно на нашей сцене не был спектакля столь смешного и страшного, отчаянного и праздничного. Жесткий режиссерский каркас постановки расцвечен целым фейерверком актерских удач.
Полина Агуреева откровенно купается в сложном пластическом рисунке роли Коробочки. И она же демонстрирует высший класс мастерства биомеханики и ритма, показывая рождение-развитие и кульминацию сплетни в высшем обществе. Меняя поворот тела и интонации голоса, актриса не только создает ощущение сценического многоголосия губернской сплетни. Но и вызывает ассоциации сугубо современные.
Ба! Да это же Гоголь оказывается просто предвосхитил наши «обсуждения/шельмования в соцсетях», которые заканчиваются не раньше как после полного утопления последних проблесков здравого смысла. «На самом деле Чичиков хотел украсть губернаторскую дочку». «Замышлял измену». «И вообще никакой он не Чичиков, а капитан Копейкин собственной персоной».
Какое, милые у нас тысячелетье на дворе? И почем ныне торгуют мертвые души? По десяти копеек? Или накинули по гривеннику? И как продают: поодиночке или оптом? «Как я все угадал» восклицал в восхищении Мастер у Михаила Булгакова. Гоголь, похоже, был бы совсем не рад непреходящей актуальности своего великого романа.
А сам Федор Малышев все стремится разгадать: как же совмещаются на нашей русской почве торговля мертвыми душами и строчки Лермонтова, в которых «звезда с звездою говорит»?… Пушкинский сарказм по поводу «свинцовых мерзостей» и его же категорическое: «ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю»?
Ну, что «поехали» закричал Чичиков, взмахнул рукой… «Извольте!» откликнулся Селифан. Едет-мчится птица-тройка, льется русская раздольная.
«Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли»…
Источник: Театрал-онлайн
К счастью, «Мертвые души» Гоголя я читала до всякой школьной программы. И потому не по обязанности, а для удовольствия. В дедушкиной библиотеке стоял огромный том Гоголя, где мирно уживалась «Сорочинская ярмарка» и «Невский проспект», «Вечера на хуторе» и «Мертвые души». Забившись в папино кресло, вместо скучных уроков, ныряла в сказочный мир, цельный, витальный, населенный душами живыми и мертвыми, чертями и ведьмами, прокурорами и беглыми носами. Тарас встречал сыновей. Утопленница все пыталась найти мачеху-злодейку. Птица-тройка летела по замершему пространству в бесконечность, и трясся на родных ухабах мечтатель-пройдоха Чичиков. Кто это сказал, что Панночка не может гостить у Коробочки? А безносый майор Ковалев оказаться в родстве с Ноздревым?
Мир Гоголя в спектакле Федра Малышева это давнее детское восприятие актуализировал.
Птица-тройка, управляемая кучером-философом Селифаном (в роли кучера-конферансье сам Федор Малышев) едет именно что по тому, цельному и сказочному гоголевскому миру. Яркому, громкому, пестрому. Про который можно сказать словами поэта: «птица тебя рисовала или раскрашивал лев, как дитя, из цветного пенала».
Цветной мир возникает в окружении черного мрака, в любую минуту этим мраком может быть поглощен. Но пока – жив, дышит, движется…
Панночка-Мария Андреева строит Селифану куры. Майор Ковалев-Михаил Крылов вступает в философские диспуты. А Башмачкин-Михаил Волох напрасно пытается найти свою новую шинель.
Чичиков-Дмитрий Захаров тут не только стремиться к приобретению мертвых душ, но и как настоящий философ-естествоиспытатель, пытается разобраться в физиономиях обитателей местности, куда привезла тройка и привела судьба. Ну, и рожи! – не приведи Господи!
Ошарашенно изучает бухарский халат Губернатора-Алексея Колубкова. Оранжевые бакенбарды Собакевича-Андрея Казакова, который как истинный медведь все наступает и наступает прямо на любимую мозоль собеседника. Моргает на огромный бант Манилова-Дмитрия Рудкова. Пятится от мощного торса культуриста Ноздрева-Владимира Свирского. И буквально цепенеет от извлеченной из недр каких-то бездонных карманов бутылочки кагору, которую ему протягивает Плюшкин-Томас Моцкус.
Рафинированные артисты Мастерской погрузились в этот мир балаганной свободы и яркости с радостной готовностью и акробатической лихостью.
В «…Душах» артисты Мастерской, вот уж точно – «с куражом» работают.
Давно на нашей сцене не был спектакля столь смешного и страшного, отчаянного и праздничного. Жесткий режиссерский каркас постановки расцвечен целым фейерверком актерских удач.
Полина Агуреева откровенно купается в сложном пластическом рисунке роли Коробочки. И она же демонстрирует высший класс мастерства биомеханики и ритма, показывая рождение-развитие и кульминацию сплетни в высшем обществе. Меняя поворот тела и интонации голоса, актриса не только создает ощущение сценического многоголосия губернской сплетни. Но и вызывает ассоциации сугубо современные.
Ба! Да это же Гоголь оказывается просто предвосхитил наши «обсуждения/шельмования в соцсетях», которые заканчиваются не раньше как после полного утопления последних проблесков здравого смысла. «На самом деле Чичиков хотел украсть губернаторскую дочку». «Замышлял измену». «И вообще никакой он не Чичиков, а капитан Копейкин собственной персоной».
Какое, милые у нас тысячелетье на дворе? И почем ныне торгуют мертвые души? По десяти копеек? Или накинули по гривеннику? И как продают: поодиночке или оптом? «Как я все угадал» восклицал в восхищении Мастер у Михаила Булгакова. Гоголь, похоже, был бы совсем не рад непреходящей актуальности своего великого романа.
А сам Федор Малышев все стремится разгадать: как же совмещаются на нашей русской почве торговля мертвыми душами и строчки Лермонтова, в которых «звезда с звездою говорит»?… Пушкинский сарказм по поводу «свинцовых мерзостей» и его же категорическое: «ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю»?
Ну, что «поехали» закричал Чичиков, взмахнул рукой… «Извольте!» откликнулся Селифан. Едет-мчится птица-тройка, льется русская раздольная.
«Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли»…
Источник: Театрал-онлайн
Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии»Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Дмитрий ЗАХАРОВ: «Чичиков поломанный – и внешне, и внутренне»Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 19.10.2017
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Серьезная комедияЛариса Каневская, «Театральный мир (№ 4, 2016)», 04.2016
- В Мастерской Фоменко поставили «Школу жен» МольераАнтон Хитров, «Ведомости», 24.02.2016
- Учат в «Школе»Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016
- Урок для ревнивых мужейИрина Шведова, «Московская правда», 29.01.2016
- Школа жёнАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 20.01.2016
- Семейное счастье: интервью с актрисой Полиной КутеповойМаруся Соколова, «http://dochkimateri.com», 09.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Взгляни на арлекинов на красном колесеЕлена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- Кумир. Актерская премия в области театра, кино и телевидения26.12.2011
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011