Тусовка у Воланда
22 сентября в Мастерской Петра Фоменко давали московский шабаш в двух действиях с одним разоблачением — спектакль «Мастер и Маргарита». Но Чёрт знает, получился ли шабаш или разоблачение на самом деле. «Мастер и Маргарита» — классика, театральная “лакмусовая бумажка”. Роман Булгакова любим режиссёрами, поэтому по нему интересно и удобно оценивать разный подход.
Спектакль начинается ещё в фойе, где непринуждённо играет оркестр “Четвертак” под управлением Жоржа Бенгальского (Дмитрия Рудкова), а продолжается текстом. Занавес опущен — в тишине звучит голос, рассказывающий, как в час небывало жаркого заката в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Когда героев заканчивают представлять, читка замедляется как зажёванная плёнка, а потом останавливается. Поднимается занавес — и теперь перед нами тусовка. Мы словно не на Патриарших прудах, а на современной вечеринке на Патриках с диджеем, шампанским, людьми, дрыгающимися под модный ритм. Герои общаются, перекрикивая этот бит. Берлиоз выглядит как богемный представитель шоу-бизнеса, который, манерно растягивая слова, поучает новичка Бездомного. И тут на вечеринку врывается Воланд (Алексей Колубков).
«На земле весь род людской чтит один кумир священный, он царит над всей вселенной, тот кумир — телец златой!» Под арию Мефистофеля из оперы “Фауст” появляется и сам Мефистофель в гриме Шаляпина для этой роли (нос, кустистые брови) и в шаляпинской же шубе и шапке. Он совсем не похож на того самого Воланда — полноватый, почти домашний бородатый мужчина средних лет. Он обычен, от него нет ощущения таинственности и угрозы, он больше напоминает заезжего профессора-весельчака. Но тем и интереснее. Герои садятся на скамейку, неумолимо напоминающую надгробие, и начинают традиционно рассуждать о вечном. И со временем вокруг несчастных собирается шайка Воланда во всей красе. И все они — главная движущая сила, сильные образы. Именно они здесь двигают и зажигают сюжет. Необычно, но Азазелло играет женщина, воплощая некоторое комбо Азазелло и Геллы.
Банда Воланда — главный акцент спектакля. Другие привычные акценты романа показаны слабее. История прокуратора Иудеи Понтия Пилата выглядит рефлексией, историей заднего плана, где Пилат как крест носит на себе Иешуа и бесконечно повторяет и повторяет свои беседы с ним. Иными получились и Мастер с Маргаритой.
Невозможно сыграть всю книгу, но тем интереснее смотреть, какие моменты станут самыми важными. «А люди всё те же», — жалуется нам с экранов телевизоров в фойе Воланд, прервав вечеринку, сошедшую со сцены в антракт. Мистическое, таинственное, фантастическое словно бы отодвинуто на второй план. Всё происходит как надо, но странность ситуаций не слишком важна. Сатирой и чёткими сценами обыграно именно людское: разговор на скамейке, смерть Берлиоза, Бездомный в психиатрической лечебнице, происшествие с Лиходеевым, Римским и Варенухой. А самого варьете не случилось, маэстро урезал марш.
Развёрнутые, дословные события сменяются яркими короткими мазками, начиная со знакомства с Маргаритой. Там, где зритель обычно проникается историей Мастера и Маргариты, появляются зарисовки-фрагменты, ослепительные и быстрые, как вспышки перегорающей лампочки. Сами образы героев переосмыслены по-своему. Маргарита (Полина Агуреева) превратилась в экзальтированную состоятельную женщину, даму показной драматичности — и многие её поступки воспринимаются именно с такой позиции. Мастер почти безлик и отстранён. Главные персонажи словно перестают быть доминантой — и не выправляются до самого конца. У Маргариты есть запоминающиеся сцены: например, момент полёта по Москве и разгрома в Массолите Полина Агуреева играла на пустой тёмной сцене, аккомпанируя себе на барабанах. Но в целом, судьба этой пары становится не слишком интересной, им не сопереживаешь. Это новый ракурс, но вместе с ним теряется часть привычной основы спектакля.
В постановке много музыкального контраста, классика мешается с современными мотивами. Том Уэйтс, The Tiger Lillies, АукцЫон, песня “Червь-победитель” на стихи Эдгара По — всё это непривычными элементами вливается в спектакль, но встаёт на свои места.
Сцена и декорации напоминают вырезанную из бумаги открытку, аппликацию — яркие оттенки, символичные предметы, разноплановая картинка, выпуклые герои, которые то взлетают под потолок, нелепо дрыгая руками и ногами, то проваливаются в подпол.
Постановка у режиссёров и актёров Фёдора Малышева и Полины Агуреевой вышла современной, звучной, красочной. Новаторство и режиссёрские решения смотрятся интересно и одновременно вряд ли вызовут протест у любителей классического “Мастера и Маргариты”. Но спектаклю, пожалуй, не хватает острого нерва, основополагающего стержня, который есть в произведении Булгакова, — шабаш получился непринуждённей и легче, чем хотелось бы.
Источник: Musecube
Спектакль начинается ещё в фойе, где непринуждённо играет оркестр “Четвертак” под управлением Жоржа Бенгальского (Дмитрия Рудкова), а продолжается текстом. Занавес опущен — в тишине звучит голос, рассказывающий, как в час небывало жаркого заката в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Когда героев заканчивают представлять, читка замедляется как зажёванная плёнка, а потом останавливается. Поднимается занавес — и теперь перед нами тусовка. Мы словно не на Патриарших прудах, а на современной вечеринке на Патриках с диджеем, шампанским, людьми, дрыгающимися под модный ритм. Герои общаются, перекрикивая этот бит. Берлиоз выглядит как богемный представитель шоу-бизнеса, который, манерно растягивая слова, поучает новичка Бездомного. И тут на вечеринку врывается Воланд (Алексей Колубков).
«На земле весь род людской чтит один кумир священный, он царит над всей вселенной, тот кумир — телец златой!» Под арию Мефистофеля из оперы “Фауст” появляется и сам Мефистофель в гриме Шаляпина для этой роли (нос, кустистые брови) и в шаляпинской же шубе и шапке. Он совсем не похож на того самого Воланда — полноватый, почти домашний бородатый мужчина средних лет. Он обычен, от него нет ощущения таинственности и угрозы, он больше напоминает заезжего профессора-весельчака. Но тем и интереснее. Герои садятся на скамейку, неумолимо напоминающую надгробие, и начинают традиционно рассуждать о вечном. И со временем вокруг несчастных собирается шайка Воланда во всей красе. И все они — главная движущая сила, сильные образы. Именно они здесь двигают и зажигают сюжет. Необычно, но Азазелло играет женщина, воплощая некоторое комбо Азазелло и Геллы.
Банда Воланда — главный акцент спектакля. Другие привычные акценты романа показаны слабее. История прокуратора Иудеи Понтия Пилата выглядит рефлексией, историей заднего плана, где Пилат как крест носит на себе Иешуа и бесконечно повторяет и повторяет свои беседы с ним. Иными получились и Мастер с Маргаритой.
Невозможно сыграть всю книгу, но тем интереснее смотреть, какие моменты станут самыми важными. «А люди всё те же», — жалуется нам с экранов телевизоров в фойе Воланд, прервав вечеринку, сошедшую со сцены в антракт. Мистическое, таинственное, фантастическое словно бы отодвинуто на второй план. Всё происходит как надо, но странность ситуаций не слишком важна. Сатирой и чёткими сценами обыграно именно людское: разговор на скамейке, смерть Берлиоза, Бездомный в психиатрической лечебнице, происшествие с Лиходеевым, Римским и Варенухой. А самого варьете не случилось, маэстро урезал марш.
Развёрнутые, дословные события сменяются яркими короткими мазками, начиная со знакомства с Маргаритой. Там, где зритель обычно проникается историей Мастера и Маргариты, появляются зарисовки-фрагменты, ослепительные и быстрые, как вспышки перегорающей лампочки. Сами образы героев переосмыслены по-своему. Маргарита (Полина Агуреева) превратилась в экзальтированную состоятельную женщину, даму показной драматичности — и многие её поступки воспринимаются именно с такой позиции. Мастер почти безлик и отстранён. Главные персонажи словно перестают быть доминантой — и не выправляются до самого конца. У Маргариты есть запоминающиеся сцены: например, момент полёта по Москве и разгрома в Массолите Полина Агуреева играла на пустой тёмной сцене, аккомпанируя себе на барабанах. Но в целом, судьба этой пары становится не слишком интересной, им не сопереживаешь. Это новый ракурс, но вместе с ним теряется часть привычной основы спектакля.
В постановке много музыкального контраста, классика мешается с современными мотивами. Том Уэйтс, The Tiger Lillies, АукцЫон, песня “Червь-победитель” на стихи Эдгара По — всё это непривычными элементами вливается в спектакль, но встаёт на свои места.
Сцена и декорации напоминают вырезанную из бумаги открытку, аппликацию — яркие оттенки, символичные предметы, разноплановая картинка, выпуклые герои, которые то взлетают под потолок, нелепо дрыгая руками и ногами, то проваливаются в подпол.
Постановка у режиссёров и актёров Фёдора Малышева и Полины Агуреевой вышла современной, звучной, красочной. Новаторство и режиссёрские решения смотрятся интересно и одновременно вряд ли вызовут протест у любителей классического “Мастера и Маргариты”. Но спектаклю, пожалуй, не хватает острого нерва, основополагающего стержня, который есть в произведении Булгакова, — шабаш получился непринуждённей и легче, чем хотелось бы.
Источник: Musecube
Евгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии»Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Дмитрий ЗАХАРОВ: «Чичиков поломанный – и внешне, и внутренне»Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 19.10.2017
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Серьезная комедияЛариса Каневская, «Театральный мир (№ 4, 2016)», 04.2016
- В Мастерской Фоменко поставили «Школу жен» МольераАнтон Хитров, «Ведомости», 24.02.2016
- Учат в «Школе»Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016
- Урок для ревнивых мужейИрина Шведова, «Московская правда», 29.01.2016
- Школа жёнАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 20.01.2016
- Семейное счастье: интервью с актрисой Полиной КутеповойМаруся Соколова, «http://dochkimateri.com», 09.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Взгляни на арлекинов на красном колесеЕлена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- Кумир. Актерская премия в области театра, кино и телевидения26.12.2011
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011