RuEn

Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?

История о семейной драме

Шалость удалась, но зритель не обманут. Пускай хор в исполнении 4-й стажерской группы, недавних выпускников Мастерской Олега Кудряшова (Петр Алексеенко, Игорь Кузнецов, Кирилл Корнейчук, Владислав Ташбулатов), читает отрывки из «Генриха V», а в программке в виде познавательной информации указано, когда все-таки произошли лунные и солнечные затмения в Англии (сентябрь и октябрь 1605 года, если интересно), – постановка Евгения Каменьковича по произведению «Король Лир» в Мастерской Петра Фоменко невероятно точно и жизненно рассказывает историю о семейной драме.

Сначала был раздел королевства. На ярко освещенную сцену Лир (Карэн Бадалов), лихо закинув за спину толстый канат, вытягивает деревянную полусферу. Любимая дочка, юная Корделия (Дарья Коныжева), нежно обнимает своего сильного и гордого отца, но мы чувствуем – все ее мысли на самом деле о герцоге Бургундском (Кирилл Корнейчук), с которым она даже успела повальсировать. Старшие замужние сестры Регана и Гонерилья (Серафима Огарева и Полина Кутепова) спокойно принимают наличие «любимой младшенькой» и вовсе не лгут и не притворяются, поэтически описывая любовь к отцу, а просто следуют правилам игры, в какой-то степени даже из уважения. Но вот роковые слова произнесены, уже разделенное на три части «королевство» соединяется и делится пополам, герцог Бургундский отказывается от бесприданницы, а Лир отказывается от младшей дочери. Под горячую руку попадает и верный граф Кент (Юрий Буторин), и так трагедия начала двигаться к финалу.

Нет никакого смысла описывать всем известные события, но замолвим словечко о Регане и Гонерилье. Мы уже отмечали важность и значимость «мысли семейной» в этом спектакле, и образы Реганы и Гонерильи этому подтверждение. Старшие сестры действительно обескуражены жестокостью отца по отношению к Корделии, они крепко обнимают ее перед расставанием, Регана даже спешно надевает ей на палец свое кольцо – вдобавок к сестринским советам. Именно с этого момента начинает взрастать в старших дочерях презрение к отцу.

Спектакль высказывается и в защиту Эдмунда (Андрея Михалева). Все то, что он делает, продиктовано желанием наконец-то говорить самому, а не слушать о себе сплетни, в первую очередь от своего отца.

Мрачность сюжета трагедии вовсе не делает таким спектакль. Помимо огромного количества интересных деталей (например, преображение усатого Кента) за особую легкость действия отвечает Александр Мичков в роли Шута. Он вновь раскрывает все грани своего таланта, демонстрируя мудрость, прозорливость и тонкий юмор. Его молодой и насмешливый Шут, не стесняющийся суровой правды, – своеобразное дополнение и отражение старого Лира.

И да, король Лир, Карэн Бадалов, главный герой – роль мечты для драматического актера и один из несчастнейших отцов в мировой литературе. Описать игру Карэна Бадалова невероятно сложно, но короля Лира в его исполнении нужно увидеть и пережить с ним его гордыню, сумасшествие и боль.

Очередной Король Лир. Новый король Лир. Смешной король Лир. Все это – об одном спектакле, который соединил в себе древность, настоящее и Человека.

Источник: интернет-журнал Porusski.me
×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности