«Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»
Премьера в Мастерской П. Фоменко
«Мастерская П. Фоменко» показала первую премьеру на собственной площадке в помещении бывшего кинотеатра «Киев» на Кутузовском проспекте. Выбрав для постановки горьковских «Варваров», режиссер Евгений Каменькович вывел на сцену практически всю нынешнюю труппу театра: основному, звездному составу подыгрывает команда новичков, закончивших ГИТИС только прошлым летом, а одна из главных ролей отдана недавно зачисленному в штат «Мастерской» Сергею Тарамаеву, «фирменному» актеру Сергея Женовача, ушедшему вместе с ним из Театра на Малой Бронной.
Режиссерам, которые в ближайшее время начнут осваивать новую сцену «Мастерской», предстоит мучительная борьба с пространством: доставшиеся театру два узких зала с массивными колоннами способны навести на постановщика не меньшее уныние, чем пьеса Горького на поклонников Пелевина. Впрочем, с пространством в премьерном спектакле как раз все в порядке: действие развернуто на всей площадке, декорации просты и функциональны, мизансцены выстроены не без изящества. С пьесой сложнее.
В сущности, никаких «варваров» в постановке театра Фоменко нет и жители уездного города, где происходит действие драмы, и столичные инженеры, приехавшие в провинциальную глушь строить железную дорогу, далеки от горьковских типажей. Пьеса играется с оглядкой на чеховский канон («люди обедают, просто обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни»): течение спектакля неспешно, роли окрашены в лирические тона, на фонограмме поют птицы и дребезжит нескладный оркестрик.
Социальные пружины сюжета Каменькович упрятал так глубоко, что о них забываешь вовсе. Фоменковские актеры играют спектакль о женщинах, которые умеют любить, и о мужчинах, которые любить не умеют. Первые ведут себя решительно и в финале все как одна переодеваются в красные платья (хочется верить, что это не напоминание о годе сочинения пьесы 1905-м), вторые боятся сильных чувств и ходят в кожаных куртках. Но переход от социологии к психологии отзывается в горьковском сюжете не новыми смыслами, а всего лишь уменьшением масштаба.
В спектакле есть отлично сыгранные эпизоды (внезапная истерика доктора Карэна Бадалова), яркие характерные краски (у Юрия Степанова, Тагира Рахимова, Мадлен Джабраиловой) и удачные роли (инженер Черкун Сергей Тарамаев, Лидия Павловна Ксения Кутепова). Однако привычное очарование легкой и виртуозной игры, за которое публика любит театр Фоменко, в «Варварах» вдруг входит в очевидное противоречие с текстом в актерском обаянии без остатка растворяются все конфликты, на которых держится конструкция пьесы.
Горьковская история разваливается, но никакой другой так и не возникает. Ансамбль не складывается, рисунки ролей смазываются или незаметно подменяются отработанными амплуа: игра блистательной Галины Тюниной на удивление невнятна (при том что ее Надежда Монахова одна из главных героинь пьесы), Карэн Бадалов изображает очередного доктора, Кирилл Пирогов очередного студента. Иногда кажется, что персонажи забрели в спектакль из разных сюжетов: местами «Варвары» напоминают чеховские постановки, местами тургеневский «Месяц в деревне», который Женовач поставил в «Мастерской» два года назад.
В результате три с половиной часа сценического времени проходят на холостом ходу: в действии почти нет развития, финал не звучит; от сложносочиненного сюжета остаются игра любви и случая и сутолока характерных ролей.
Впрочем, новый спектакль смотрится легко и не вызывает скуки, но для лучшей актерской команды Москвы и недавних законодателей столичной театральной моды это довольно скромное достижение.
Режиссерам, которые в ближайшее время начнут осваивать новую сцену «Мастерской», предстоит мучительная борьба с пространством: доставшиеся театру два узких зала с массивными колоннами способны навести на постановщика не меньшее уныние, чем пьеса Горького на поклонников Пелевина. Впрочем, с пространством в премьерном спектакле как раз все в порядке: действие развернуто на всей площадке, декорации просты и функциональны, мизансцены выстроены не без изящества. С пьесой сложнее.
В сущности, никаких «варваров» в постановке театра Фоменко нет и жители уездного города, где происходит действие драмы, и столичные инженеры, приехавшие в провинциальную глушь строить железную дорогу, далеки от горьковских типажей. Пьеса играется с оглядкой на чеховский канон («люди обедают, просто обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни»): течение спектакля неспешно, роли окрашены в лирические тона, на фонограмме поют птицы и дребезжит нескладный оркестрик.
Социальные пружины сюжета Каменькович упрятал так глубоко, что о них забываешь вовсе. Фоменковские актеры играют спектакль о женщинах, которые умеют любить, и о мужчинах, которые любить не умеют. Первые ведут себя решительно и в финале все как одна переодеваются в красные платья (хочется верить, что это не напоминание о годе сочинения пьесы 1905-м), вторые боятся сильных чувств и ходят в кожаных куртках. Но переход от социологии к психологии отзывается в горьковском сюжете не новыми смыслами, а всего лишь уменьшением масштаба.
В спектакле есть отлично сыгранные эпизоды (внезапная истерика доктора Карэна Бадалова), яркие характерные краски (у Юрия Степанова, Тагира Рахимова, Мадлен Джабраиловой) и удачные роли (инженер Черкун Сергей Тарамаев, Лидия Павловна Ксения Кутепова). Однако привычное очарование легкой и виртуозной игры, за которое публика любит театр Фоменко, в «Варварах» вдруг входит в очевидное противоречие с текстом в актерском обаянии без остатка растворяются все конфликты, на которых держится конструкция пьесы.
Горьковская история разваливается, но никакой другой так и не возникает. Ансамбль не складывается, рисунки ролей смазываются или незаметно подменяются отработанными амплуа: игра блистательной Галины Тюниной на удивление невнятна (при том что ее Надежда Монахова одна из главных героинь пьесы), Карэн Бадалов изображает очередного доктора, Кирилл Пирогов очередного студента. Иногда кажется, что персонажи забрели в спектакль из разных сюжетов: местами «Варвары» напоминают чеховские постановки, местами тургеневский «Месяц в деревне», который Женовач поставил в «Мастерской» два года назад.
В результате три с половиной часа сценического времени проходят на холостом ходу: в действии почти нет развития, финал не звучит; от сложносочиненного сюжета остаются игра любви и случая и сутолока характерных ролей.
Впрочем, новый спектакль смотрится легко и не вызывает скуки, но для лучшей актерской команды Москвы и недавних законодателей столичной театральной моды это довольно скромное достижение.
Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- Старший сынОльга Фукс, «Театральная Афиша», 11.2014
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Варвары и варваршиМария Седых, «Общая газета», 13.01.2000
- Горький в стиле ЧеховаМайа Одина, «Сегодня», 11.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999