Французские юродивые на московской сцене
В «Мастерской Петра Фоменко» играют «Безумную из Шайо»
Театр «Мастерская Петра Фоменко» в начале апреля наконец выпустил первую в этом сезоне премьеру. Спектакль по пьесе Жана Жироду «Безумная из Шайо» худрук театра поставил вместе со своим учеником из РАТИ Николаем Дручеком. На сцену вышла целая плеяда молодых актеров-«фоменок». Но в главной роли звезда труппы Галина Тюнина.
Героиня пьесы Жана Жироду, написанной им незадолго до смерти в 1944 году, старая безумная графиня Орели из парижского квартала Шайо. Этот ходячий анахронизм, бесполезное ископаемое парижских недр выступает перед современниками адвокатом прежних добрых времен, когда деревья были большими, модницы пользовались не крахмалом, а настоящей рисовой пудрой и миром правили не деньги, а красота. И хотя графиня может похвастаться лишь следами былой прелести, именно она решает спасти мир от врагов рода человеческого коммерсантов, председателей, президентов и изыскателей, готовых перерыть весь Париж в поисках ископаемых полезных. Всех этих представителей делового мира, посредников между товаром и покупателями, спектаклем и зрителями, Жироду называет попросту сутенерами.
Сегодня, когда даже в программку к спектаклю «Мастерской» вложена рекламная бумажка с благодарностью фирме-спонсору, пьеса выглядит не столько антибуржуазной, сколько абсурдной. И не потому, что глашатаями истины, судьями и прокурорами здесь выступают четыре городские сумасшедшие, а потому, что избавиться от заразы оказывается удивительно просто: достаточно поманить коммерсантов запахом нефти, и они, как крысы за дудочкой, сами пойдут в ловушку.
«Мастерской Петра Фоменко» удалось выветрить из этой странной истории запах нафталина и превратить ее в театральный фарс. Несмотря на то что в пьесе верховодят замшелые старые девы, спектакль получился очень молодым. Два действия идут на разных сценах театра. В первом зрители оказываются в светлом парижском кафе, заполненном уличными музыкантами, торговцами, жонглерами и прочим веселым сбродом, который представляет третье поколение «фоменок». Удачнее других на сцене «Мастерской» дебютировали девушки, показав, что в ближайшем будущем лицо театра Фоменко останется-таки женским. Ирина Пегова, заявившая о себе в дипломном спектакле Василия Сенина «Фро», идеально вписалась в роль жизнерадостной и непритязательной судомойки Ирмы. Наталья Курдюбова отлично сыграла Констанс, вздорную и своенравную безумную из Пасси, оказавшись на уровне с «ветеранами» Галиной Тюниной, Мадлен Джабраиловой и Полиной Кутеповой, каждая из которых придумала свою колоритнейшую сумасшедшую.
Роль самой главной безумной, той, что из Шайо, привлекательна, но сложна для бенефиса, особенно в столь юном возрасте. В свое время ее танцевала Майя Плисецкая. Галина Тюнина одна из немногих современных актрис, которой по плечу этот полный морока образ французской юродивой. Она пытается быть непохожей на себя: скрывает париком высокий лоб, монотонно говорит потусторонним голосом и изображает древнюю старуху. Но старость Тюниной не дается, сквозь наигранную немощь проступает знакомый декадентский силуэт. Безумие ее героини не болезнь, а жизненная позиция, согласно которой сумасшествие есть высшее здравомыслие. Похоже, театр Фоменко эту позицию разделяет.
Героиня пьесы Жана Жироду, написанной им незадолго до смерти в 1944 году, старая безумная графиня Орели из парижского квартала Шайо. Этот ходячий анахронизм, бесполезное ископаемое парижских недр выступает перед современниками адвокатом прежних добрых времен, когда деревья были большими, модницы пользовались не крахмалом, а настоящей рисовой пудрой и миром правили не деньги, а красота. И хотя графиня может похвастаться лишь следами былой прелести, именно она решает спасти мир от врагов рода человеческого коммерсантов, председателей, президентов и изыскателей, готовых перерыть весь Париж в поисках ископаемых полезных. Всех этих представителей делового мира, посредников между товаром и покупателями, спектаклем и зрителями, Жироду называет попросту сутенерами.
Сегодня, когда даже в программку к спектаклю «Мастерской» вложена рекламная бумажка с благодарностью фирме-спонсору, пьеса выглядит не столько антибуржуазной, сколько абсурдной. И не потому, что глашатаями истины, судьями и прокурорами здесь выступают четыре городские сумасшедшие, а потому, что избавиться от заразы оказывается удивительно просто: достаточно поманить коммерсантов запахом нефти, и они, как крысы за дудочкой, сами пойдут в ловушку.
«Мастерской Петра Фоменко» удалось выветрить из этой странной истории запах нафталина и превратить ее в театральный фарс. Несмотря на то что в пьесе верховодят замшелые старые девы, спектакль получился очень молодым. Два действия идут на разных сценах театра. В первом зрители оказываются в светлом парижском кафе, заполненном уличными музыкантами, торговцами, жонглерами и прочим веселым сбродом, который представляет третье поколение «фоменок». Удачнее других на сцене «Мастерской» дебютировали девушки, показав, что в ближайшем будущем лицо театра Фоменко останется-таки женским. Ирина Пегова, заявившая о себе в дипломном спектакле Василия Сенина «Фро», идеально вписалась в роль жизнерадостной и непритязательной судомойки Ирмы. Наталья Курдюбова отлично сыграла Констанс, вздорную и своенравную безумную из Пасси, оказавшись на уровне с «ветеранами» Галиной Тюниной, Мадлен Джабраиловой и Полиной Кутеповой, каждая из которых придумала свою колоритнейшую сумасшедшую.
Роль самой главной безумной, той, что из Шайо, привлекательна, но сложна для бенефиса, особенно в столь юном возрасте. В свое время ее танцевала Майя Плисецкая. Галина Тюнина одна из немногих современных актрис, которой по плечу этот полный морока образ французской юродивой. Она пытается быть непохожей на себя: скрывает париком высокий лоб, монотонно говорит потусторонним голосом и изображает древнюю старуху. Но старость Тюниной не дается, сквозь наигранную немощь проступает знакомый декадентский силуэт. Безумие ее героини не болезнь, а жизненная позиция, согласно которой сумасшествие есть высшее здравомыслие. Похоже, театр Фоменко эту позицию разделяет.
Роман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду«Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтьюПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки«Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002