Парад безумиц
У Петра Фоменко вышел очередной лучший спектакль сезона
Таких театров, как Мастерская П. Фоменко, в Москве больше нет. Практически каждый спектакль «фоменок» становится событием. И дело не только в уровне режиссуры и актерского мастерства. Причина в другом здесь чувствуется то, о чем много говорят, чего ждут от сегодняшнего театра, ищут, не могут найти и изводят режиссеров театроведческими упреками. В основе этого театра лежит идея он жив не только профессией, но и верой. «Фоменки» верят в Учителя, и за этим встает очень многое. Мастерская невеликий, но на сегодняшний день наиболее очевидный росток мхатовской традиции. Нечто подобное происходит с английским газоном: несколько поколений поливают и подстригают траву, а потом по традиции она растет замечательно ровно. К очередной премьере «фоменок» «Безумной из Шайо» по Жану Жироду все это имеет самое непосредственное отношение.
Жан Жироду любил длинные монологи, парадоксы и не любил уродств капиталистического общества начала века. Как в сегодняшней Москве прозвучит история о том, что шайка мошенников собирается организовать фиктивное акционерное общество, снести полгорода под предлогом поисков несуществующей нефти и разорить уйму вкладчиков? Может ли стать героиней безумная бабушка, заманившая мошенников в канализацию, чтобы они там погибли? Доронинский МХАТ и «Таганка» Николая Губенко сделали бы из этого боевой, зовущий на борьбу с капиталом спектакль. А в Мастерской пьеса Жироду обернулась притчей со многими смыслами. Короткого и ясного ответа на классический театроведческий вопрос «О чем спектакль?» эта работа не дает.
«Безумная из Шайо» рассказывает о том, что и в лепете безумца может быть заключен высокий смысл, о бесплодности суетной и торопливой современной жизни, о любви и вере┘ Вне атмосферы спектакля и игры «фоменок» эти слова ничего не значат: волшебство в том, что актерские работы и режиссура слиты здесь в единое целое, и в любой из эпизодических ролей живет философия постановки.
Первый и второй акты проходят в разных залах. Все начинается в широком, залитом светом кафе: зрители еще рассаживаются, а актеры уже выходят на расположенную в полушаге от первого ряда сцену. Играет маленький оркестр, Рустэм Юскаев (Изыскатель) гипнотизирует публику взглядом: в первом акте много игры в стиль, ритм и лубочную Францию. Слово «сержант» Галина Тюнина (Орели, она же Безумная из Шайо) произносит в нос, «по-французски», от нее не отстают и другие. Перед нами идет череда остро очерченных, точно схваченных типажей: полицейский Сергея Якубенко оказывается карикатурой на расхожее представление о парижском ажане. Шаржированы и разбойники-капиталисты: Председатель Андрея Казакова романтический злодей, Барон Алексея Колубкова комический, а биржевой заяц Олега Ниряна гротескный. Пока что это комедия, и Безумная Тюниной упоительно смешна: феерически нелепый наряд, прямота и непосредственность, железная убежденность в том, что проклятые биржевики стянули ее трехметровое боа из перьев.
Во втором акте мы оказываемся в другом, длинном зальчике: комната безумной выше и глубже. Ведущая сверху лестница, огромный люк здесь и произойдет самое главное, злые будут наказаны, добрые восторжествуют.
Спектакль рассказывает о дурости сильных мира сего и веселой мудрости слабых, но дидактического занудства в нем нет. Безумная из Конкорд, подруга и советчица тюнинской героини полоумна, как мартовский заяц Полина Кутепова здесь просто замечательна. Актриса прочно срослась с образом лирической героини, трогательной и нежной, немного забавной. В «Безумной из Шайо» ее персонаж стал отчаянным, встрепанным, стремительным, существующим в какой-то параллельной реальности, но тем не менее ухитряющимся изрекать мудрые вещи существом. Этот парижский воробей невероятно серьезен и оттого безумно смешон: копна нечесаных волос, подбитый глаз, бешеная суетливость и лучистое, нежное кутеповское обаяние.
И все же спектакль примечателен работой Галины Тюниной. Во втором акте ее героиня становится значительна и зловеща: огромный канализационный люк открыт, ищущие нефть банкиры и биржевики спускаются вниз, в клубы подземного пара. Безумная спасает мир (и хочет отомстить за украденную у нее в детстве красивую коробочку): она мрачна и сосредоточена, вселенная и наперсток для нее одинаково важны.
В Мастерской Петра Фоменко снова вышел спектакль, который будут называть лучшим в сезоне но все настолько привыкли к этому обстоятельству, что оно уже никого не удивит.
Жан Жироду любил длинные монологи, парадоксы и не любил уродств капиталистического общества начала века. Как в сегодняшней Москве прозвучит история о том, что шайка мошенников собирается организовать фиктивное акционерное общество, снести полгорода под предлогом поисков несуществующей нефти и разорить уйму вкладчиков? Может ли стать героиней безумная бабушка, заманившая мошенников в канализацию, чтобы они там погибли? Доронинский МХАТ и «Таганка» Николая Губенко сделали бы из этого боевой, зовущий на борьбу с капиталом спектакль. А в Мастерской пьеса Жироду обернулась притчей со многими смыслами. Короткого и ясного ответа на классический театроведческий вопрос «О чем спектакль?» эта работа не дает.
«Безумная из Шайо» рассказывает о том, что и в лепете безумца может быть заключен высокий смысл, о бесплодности суетной и торопливой современной жизни, о любви и вере┘ Вне атмосферы спектакля и игры «фоменок» эти слова ничего не значат: волшебство в том, что актерские работы и режиссура слиты здесь в единое целое, и в любой из эпизодических ролей живет философия постановки.
Первый и второй акты проходят в разных залах. Все начинается в широком, залитом светом кафе: зрители еще рассаживаются, а актеры уже выходят на расположенную в полушаге от первого ряда сцену. Играет маленький оркестр, Рустэм Юскаев (Изыскатель) гипнотизирует публику взглядом: в первом акте много игры в стиль, ритм и лубочную Францию. Слово «сержант» Галина Тюнина (Орели, она же Безумная из Шайо) произносит в нос, «по-французски», от нее не отстают и другие. Перед нами идет череда остро очерченных, точно схваченных типажей: полицейский Сергея Якубенко оказывается карикатурой на расхожее представление о парижском ажане. Шаржированы и разбойники-капиталисты: Председатель Андрея Казакова романтический злодей, Барон Алексея Колубкова комический, а биржевой заяц Олега Ниряна гротескный. Пока что это комедия, и Безумная Тюниной упоительно смешна: феерически нелепый наряд, прямота и непосредственность, железная убежденность в том, что проклятые биржевики стянули ее трехметровое боа из перьев.
Во втором акте мы оказываемся в другом, длинном зальчике: комната безумной выше и глубже. Ведущая сверху лестница, огромный люк здесь и произойдет самое главное, злые будут наказаны, добрые восторжествуют.
Спектакль рассказывает о дурости сильных мира сего и веселой мудрости слабых, но дидактического занудства в нем нет. Безумная из Конкорд, подруга и советчица тюнинской героини полоумна, как мартовский заяц Полина Кутепова здесь просто замечательна. Актриса прочно срослась с образом лирической героини, трогательной и нежной, немного забавной. В «Безумной из Шайо» ее персонаж стал отчаянным, встрепанным, стремительным, существующим в какой-то параллельной реальности, но тем не менее ухитряющимся изрекать мудрые вещи существом. Этот парижский воробей невероятно серьезен и оттого безумно смешон: копна нечесаных волос, подбитый глаз, бешеная суетливость и лучистое, нежное кутеповское обаяние.
И все же спектакль примечателен работой Галины Тюниной. Во втором акте ее героиня становится значительна и зловеща: огромный канализационный люк открыт, ищущие нефть банкиры и биржевики спускаются вниз, в клубы подземного пара. Безумная спасает мир (и хочет отомстить за украденную у нее в детстве красивую коробочку): она мрачна и сосредоточена, вселенная и наперсток для нее одинаково важны.
В Мастерской Петра Фоменко снова вышел спектакль, который будут называть лучшим в сезоне но все настолько привыкли к этому обстоятельству, что оно уже никого не удивит.
Алексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду«Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтьюПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки«Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002