Трест, который сгинул
В Мастерской П. Фоменко выпустили «Безумную из Шайо»
В последней (1942 г.) пьесе Жана Жироду происходят следующие события: квартет аферистов, собравшийся для организации треста типа МММ или «Рога и копыта», внезапно меняет планы, привлеченный перспективами поиска нефти в парижском районе Шайо. Но местная сумасшедшая, желая защитить родной квартал от посягательств капитала, при поддержке других безумиц и прочей городской бедноты заманивает последователей С. Мавроди и О. Бендера в ловушку и спускает, натурально, в самый глухой колодец ле канализасьон де Пари.
И вот вы сидите в маленьком зале на Кутузовском проспекте, смотрите, как вдохновенно хулиганят на сцене чудесные актрисы Мастерской, и думаете: зачем все это либерте-эгалите-фратерните Петру Фоменко? После «Одной абсолютно счастливой деревни», после инсценировок Льва Толстого и обретенной, казалось, в этих спектаклях гармонии с собой и с миром? Что за фантазия поставить антибуржуазный фарс, автор которого называет любую коммерческую деятельность сутенерством и устраивает показательный суд над буржуями?
Первое объяснение происходящего на сцене Мастерской, конечно, театральное. Труппе Петра Фоменко необходимы тексты, где есть несколько ярких женских ролей, потому что у этого театра, по общему мнению, «женское лицо». «Безумная из Шайо», в сущности, бенефис Галины Тюниной, отлично играющей главную комическую старуху, но здесь нашлась работа и для Полины Кутеповой, и для Мадлен Джабраиловой, и для актрис, пришедших в Мастерскую в этом сезоне (Ирина Пегова и Наталья Курдюбова) и уже заслуживших первые похвалы рецензентов. К слову, логика фоменковского стиля такова, что порождает универсальные эпитеты, гуляющие по газетным полосам словно бы сами по себе: написав про «женское лицо», рука готова тут же вывести что-нибудь про кружева, с коими режиссерскую манеру Петра Фоменко сравнивают уж который год.
В «Безумной из Шайо» много той изящной игры, элегантных стилизаций и заразительной, все оправдывающей театральности, по которым безошибочно узнается фоменковский метод работы с актерами и пьесой и за которые Мастерскую так любит интеллигентная московская публика: о, как в этом театре умеют изобразить кафе-шантан, как носят чепчики и шляпки, как мило поют, как забавно грассируют! В «Безумной из Шайо», кроме того, придуман и такой удачный фокус: первое действие идет в одном зале, второе в другом; до антракта игровая площадка вытянута вдоль зрительских рядов, после угрожающе сжата вокруг огромного канализационного люка в штаб-квартире безумных старушек, откуда представители бизнес-класса отправляются в смрадное чрево Парижа, которого боятся, как грешники геенны (из люка и впрямь валит пар, а страшный суд театра над капиталом мы наблюдали несколькими сценами раньше).
Рассказав, как все это устроено, можно вернуться к вопросу зачем. И признать, что гармония с миром, по всей видимости, состояние не вечное и рано или поздно Петр Фоменко все равно взялся бы объяснять, что его в этом мире не устраивает. Жироду для этого вроде бы слишком дидактичен, а пьеса слишком плоская, но как раз это и позволяет сыграть «Безумную из Шайо» так, чтобы пафос не приняли всерьез, не сочли за ворчание, не сразу почувствовали в дурачествах комических старух привкус желчи, которая в новом спектакле, право слово, есть, хотя и в дозах вполне гомеопатических. Но что со всем этим делать, по совести, не очень понятно: вот разве сказать в который раз, что театр Фоменко это волшебство и все там, как всегда, легко и ажурно, так что даже и Жироду довольно мил сатиры смелый властелин, весь в кружевах, приятно посмотреть на человека.
И вот вы сидите в маленьком зале на Кутузовском проспекте, смотрите, как вдохновенно хулиганят на сцене чудесные актрисы Мастерской, и думаете: зачем все это либерте-эгалите-фратерните Петру Фоменко? После «Одной абсолютно счастливой деревни», после инсценировок Льва Толстого и обретенной, казалось, в этих спектаклях гармонии с собой и с миром? Что за фантазия поставить антибуржуазный фарс, автор которого называет любую коммерческую деятельность сутенерством и устраивает показательный суд над буржуями?
Первое объяснение происходящего на сцене Мастерской, конечно, театральное. Труппе Петра Фоменко необходимы тексты, где есть несколько ярких женских ролей, потому что у этого театра, по общему мнению, «женское лицо». «Безумная из Шайо», в сущности, бенефис Галины Тюниной, отлично играющей главную комическую старуху, но здесь нашлась работа и для Полины Кутеповой, и для Мадлен Джабраиловой, и для актрис, пришедших в Мастерскую в этом сезоне (Ирина Пегова и Наталья Курдюбова) и уже заслуживших первые похвалы рецензентов. К слову, логика фоменковского стиля такова, что порождает универсальные эпитеты, гуляющие по газетным полосам словно бы сами по себе: написав про «женское лицо», рука готова тут же вывести что-нибудь про кружева, с коими режиссерскую манеру Петра Фоменко сравнивают уж который год.
В «Безумной из Шайо» много той изящной игры, элегантных стилизаций и заразительной, все оправдывающей театральности, по которым безошибочно узнается фоменковский метод работы с актерами и пьесой и за которые Мастерскую так любит интеллигентная московская публика: о, как в этом театре умеют изобразить кафе-шантан, как носят чепчики и шляпки, как мило поют, как забавно грассируют! В «Безумной из Шайо», кроме того, придуман и такой удачный фокус: первое действие идет в одном зале, второе в другом; до антракта игровая площадка вытянута вдоль зрительских рядов, после угрожающе сжата вокруг огромного канализационного люка в штаб-квартире безумных старушек, откуда представители бизнес-класса отправляются в смрадное чрево Парижа, которого боятся, как грешники геенны (из люка и впрямь валит пар, а страшный суд театра над капиталом мы наблюдали несколькими сценами раньше).
Рассказав, как все это устроено, можно вернуться к вопросу зачем. И признать, что гармония с миром, по всей видимости, состояние не вечное и рано или поздно Петр Фоменко все равно взялся бы объяснять, что его в этом мире не устраивает. Жироду для этого вроде бы слишком дидактичен, а пьеса слишком плоская, но как раз это и позволяет сыграть «Безумную из Шайо» так, чтобы пафос не приняли всерьез, не сочли за ворчание, не сразу почувствовали в дурачествах комических старух привкус желчи, которая в новом спектакле, право слово, есть, хотя и в дозах вполне гомеопатических. Но что со всем этим делать, по совести, не очень понятно: вот разве сказать в который раз, что театр Фоменко это волшебство и все там, как всегда, легко и ажурно, так что даже и Жироду довольно мил сатиры смелый властелин, весь в кружевах, приятно посмотреть на человека.
Олег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду«Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтьюПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки«Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002