Адюльтер нам только снится
В спектакле Петра Фоменко «Безумная из Шайо» роль древней старухи досталась молодой актрисе Галине Тюниной.
Галине Тюниной не впервой играть старух. В «Войне и мире» она блестяще сыграла сразу две «уходящие натуры»: Анну Павловну Шерер и графиню Ростову. Ростова, конечно, помоложе Анны Павловны, но годится Тюниной как минимум в матери.
Новый успех Галины Тюниной в роли безумной из Шайо придется весьма кстати через неделю раздача «Масок» (она номинирована на «лучшую женскую роль» в «Войне и мире»), и Тюнина имеет все шансы победить.
В спектакле, где почти все безумны, несоответствие возраста актрисы и роли вполне «впору» свихнувшемуся миру. Сюжет: четыре чокнутые старухи (их замечательно играют Галина Тюнина, Наталья Курдюбова, Мадлен Джабраилова и Полина Кутепова) решают покончить со злом мира. С этой целью они спускают в канализационный люк банду капиталистов.
Пьеса Жана Жироду, написанная в 1944 году, сосредоточена на социальной проблематике. Там едва ли не раздаются призывы к эксплуатации эксплуататоров и соединению пролетариев всех стран. Но спектакль Фоменко, к которому, как всегда, напрашивается эпитет «легкий», о власти воображения. Об истинности иллюзии.
В этом спектакле основной акцент сделан на причудах четырех старух: безумная Габриэль приводит с собой воображаемого кавалера, а Констанс смущена и польщена, что за ней наблюдает чья-то иллюзия. Жозефина, которая тоже давненько не в себе, ожидает выхода из дома несколько десятилетий назад убитого президента. И уверена, что смерть не может помешать его появлению┘
Вывод очевиден: в том, что наши причуды, наши мечты и сны есть, сомневаться не приходиться, а вот что такое пресловутое «реальное положение вещей» большой вопрос. В конце спектакля по сцене летают сделанные из разноцветного тюля элегантные костюмы и шляпы: возможно, это те самые «люди без лиц», на которых делали главную ставку «жулики-буржуи». И они, конечно, менее реальны, чем воображаемая собачка одной из безумных старух.
Когда парижские сумасбродки упоенно фантазировали, вспомнился спектакль Фоменко «Великолепный рогоносец» о живущем в бельгийской деревушке поэте Брюно (его играл Константин Райкин). Возможно, это был самый личный спектакль Петра Фоменко. Брюно делал все, чтобы реальность покорилась причудам его воображения: «Вдохновение выводит меня за пределы здравого смысла. Придет день, и я подчиню жизнь капризам своего воображения!». Сон Брюно об измене жены был бесспорным доказательством измены, а то, что супруга может мечтать о любви другого мужчины, казалось деревенскому поэту гораздо преступнее реальных адюльтеров.
Воображение парижских старух не так агрессивно, их вдохновение не столь импульсивно, но их борьбой с проклятыми капиталистами движет презрение к нехудожественному, неигровому восприятию жизни. Поэтому вопрос зачем социально озабоченный Жироду «пренебрегающему презренной пользой» Фоменко отпадает.
Перед тем как отправить в преисподнюю (из открытого люка уже вырываются клубы пара) четырех облаченных в костюмы дельцов, безумная из Шайо спрашивает, не видел ли кто из них маленькой шкатулки, которую она да-авно потеряла. Такую зелененькую. Качели от серьезного к пустяковому, признание равно важным как искоренение мирового зла, так и потерю зеленой шкатулки: безумная из Шайо вполне «фоменковский» тип.
Звучит мелодия из «Прекрасной полячки», жонглер продолжает подбрасывать в воздух воображаемые кегли, безумная умолкает, покачивается висящая на канатах кровать. Люк захлопнут.
Новый успех Галины Тюниной в роли безумной из Шайо придется весьма кстати через неделю раздача «Масок» (она номинирована на «лучшую женскую роль» в «Войне и мире»), и Тюнина имеет все шансы победить.
В спектакле, где почти все безумны, несоответствие возраста актрисы и роли вполне «впору» свихнувшемуся миру. Сюжет: четыре чокнутые старухи (их замечательно играют Галина Тюнина, Наталья Курдюбова, Мадлен Джабраилова и Полина Кутепова) решают покончить со злом мира. С этой целью они спускают в канализационный люк банду капиталистов.
Пьеса Жана Жироду, написанная в 1944 году, сосредоточена на социальной проблематике. Там едва ли не раздаются призывы к эксплуатации эксплуататоров и соединению пролетариев всех стран. Но спектакль Фоменко, к которому, как всегда, напрашивается эпитет «легкий», о власти воображения. Об истинности иллюзии.
В этом спектакле основной акцент сделан на причудах четырех старух: безумная Габриэль приводит с собой воображаемого кавалера, а Констанс смущена и польщена, что за ней наблюдает чья-то иллюзия. Жозефина, которая тоже давненько не в себе, ожидает выхода из дома несколько десятилетий назад убитого президента. И уверена, что смерть не может помешать его появлению┘
Вывод очевиден: в том, что наши причуды, наши мечты и сны есть, сомневаться не приходиться, а вот что такое пресловутое «реальное положение вещей» большой вопрос. В конце спектакля по сцене летают сделанные из разноцветного тюля элегантные костюмы и шляпы: возможно, это те самые «люди без лиц», на которых делали главную ставку «жулики-буржуи». И они, конечно, менее реальны, чем воображаемая собачка одной из безумных старух.
Когда парижские сумасбродки упоенно фантазировали, вспомнился спектакль Фоменко «Великолепный рогоносец» о живущем в бельгийской деревушке поэте Брюно (его играл Константин Райкин). Возможно, это был самый личный спектакль Петра Фоменко. Брюно делал все, чтобы реальность покорилась причудам его воображения: «Вдохновение выводит меня за пределы здравого смысла. Придет день, и я подчиню жизнь капризам своего воображения!». Сон Брюно об измене жены был бесспорным доказательством измены, а то, что супруга может мечтать о любви другого мужчины, казалось деревенскому поэту гораздо преступнее реальных адюльтеров.
Воображение парижских старух не так агрессивно, их вдохновение не столь импульсивно, но их борьбой с проклятыми капиталистами движет презрение к нехудожественному, неигровому восприятию жизни. Поэтому вопрос зачем социально озабоченный Жироду «пренебрегающему презренной пользой» Фоменко отпадает.
Перед тем как отправить в преисподнюю (из открытого люка уже вырываются клубы пара) четырех облаченных в костюмы дельцов, безумная из Шайо спрашивает, не видел ли кто из них маленькой шкатулки, которую она да-авно потеряла. Такую зелененькую. Качели от серьезного к пустяковому, признание равно важным как искоренение мирового зла, так и потерю зеленой шкатулки: безумная из Шайо вполне «фоменковский» тип.
Звучит мелодия из «Прекрасной полячки», жонглер продолжает подбрасывать в воздух воображаемые кегли, безумная умолкает, покачивается висящая на канатах кровать. Люк захлопнут.
Артур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду«Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтьюПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки«Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002