Чичиков не поддается исправлению
Мастерская Петра Фоменко выпустила наконец широкоформатный спектакль: инсценировку второго тома гоголевских «Мертвых душ». Спектакль неожиданно резок и жесток в выводах. Может показаться, что режиссер, доблестно хранивший верность авторскому стилю и авторским задачам в своих предыдущих постановках, ныне поступился принципами. Может показаться, что внутренний сюжет «Чичикова» развивается наперекор творческим намерениям Гоголя, что спектакль спорит с поэмой. Всем или почти всем известно, что во 2-м томе «Мертвых душ» должно было состояться нравственное перерождение Павла Ивановича Чичикова, что герой должен был убедиться на живых примерах: честный труд доходнее самых хитроумных афер не говоря уж о том, что он облагораживает душу и способствует процветанию общества. «Буду трудиться, буду работать в поте лица в деревне и займусь честно, так, чтобы иметь доброе влиянье и на других», говорит себе Чичиков. «И самое лицо Чичикова стало как бы становиться лучше от этих мыслей. Так уже одно помышление о законном ┘ /нрзб./ облагораживает человека», наставительно пишет Гоголь. Он посвящает вторую часть своей поэмы колебаниям героя между злом и добром: с тем, чтобы потом в третьей, самой важной части описать картину всеобщего восхождения к добру, свету и справедливости. И, конечно же, образумить Россию: когда страна прочтет все три тома «Мертвых душ», жизнь в ней потечет как по-писаному.
Это логика текста. Но душевная жизнь автора который сжег, согласно легенде, 2-й том и не написал ни одной предварительной заметки для 3-го явно не совпадает с твердой, ясной и благонамеренной логикой. Спектакль Петра Фоменко не столько спор, сколько вопрос: кому верить? Рукописи или автору, ее уничтожающему? Утопическому морализму Гоголя или его художественному вкусу?
Если вам не доводилось читать сохранившиеся главы 2-го тома, стыдиться нечего и печалиться не о чем: это довольно вымученная и нескладная книга. Авторский гений дает в ней знать о себе лишь проблесками преимущественно тогда, когда Гоголь забывает о своих возвышенных намерениях. Чем добродетельней персонажи помещик Костанжогло, откупщик Муразов, тем они бледнее, и автор ничего с этим не может поделать.
Театр может.
Понимая, что писательский дар и нравственная задача Гоголя решительно разошлись, Петр Фоменко доверился дару. Если рачительный помещик-миллионер Костанжогло (Тагир Рахимов) явно фальшив как образец рачительности и благоразумия значит, на самом деле он вряд ли многим лучше Собакевича, тоже, между прочим, хорошего хозяина. Если Чичиков (Юрий Степанов) перевоспитывается с такими же патетическими ужимками, с какими век спустя будут «перековываться» малосознательные комсомольцы в скрипучей советской прозе, значит на самом деле он останется таким же пройдохой и «приобретателем», каким был с самого начала.
Если 2-й том «Мертвых душ» написан плохо значит Гоголь обессилел: таким его и играет Галина Тюнина: изможденным до крайности, теряющим власть над собственными героями.
Как играет надо увидеть. Право же: надо.
Это логика текста. Но душевная жизнь автора который сжег, согласно легенде, 2-й том и не написал ни одной предварительной заметки для 3-го явно не совпадает с твердой, ясной и благонамеренной логикой. Спектакль Петра Фоменко не столько спор, сколько вопрос: кому верить? Рукописи или автору, ее уничтожающему? Утопическому морализму Гоголя или его художественному вкусу?
Если вам не доводилось читать сохранившиеся главы 2-го тома, стыдиться нечего и печалиться не о чем: это довольно вымученная и нескладная книга. Авторский гений дает в ней знать о себе лишь проблесками преимущественно тогда, когда Гоголь забывает о своих возвышенных намерениях. Чем добродетельней персонажи помещик Костанжогло, откупщик Муразов, тем они бледнее, и автор ничего с этим не может поделать.
Театр может.
Понимая, что писательский дар и нравственная задача Гоголя решительно разошлись, Петр Фоменко доверился дару. Если рачительный помещик-миллионер Костанжогло (Тагир Рахимов) явно фальшив как образец рачительности и благоразумия значит, на самом деле он вряд ли многим лучше Собакевича, тоже, между прочим, хорошего хозяина. Если Чичиков (Юрий Степанов) перевоспитывается с такими же патетическими ужимками, с какими век спустя будут «перековываться» малосознательные комсомольцы в скрипучей советской прозе, значит на самом деле он останется таким же пройдохой и «приобретателем», каким был с самого начала.
Если 2-й том «Мертвых душ» написан плохо значит Гоголь обессилел: таким его и играет Галина Тюнина: изможденным до крайности, теряющим власть над собственными героями.
Как играет надо увидеть. Право же: надо.
Александр Соколянский, «Неделя», 1.06.1998
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Много радостей и никаких надеждАлександр Соколянский, «Эксперт», 20.07.1998
- Общество любителей бутафорииКирилл Харатьян, «Эксперт», 20.07.1998
- Героиня Серебряного века любит сказкиАнастасия Сергеева, «Разгуляй», 07.1998
- Это вам не Гоголь это ФоменкоАнна Политковская, «Общая газета», 25.06.1998
- Между замыслом и смысломВиктория Никифорова, «Русский телеграф», 25.06.1998
- В «Мастерской Петра Фоменко» рукописи не горятИрина Алпатова, «Культура», 4.06.1998
- Чичиков не поддается исправлениюАлександр Соколянский, «Неделя», 1.06.1998
- Сгоревшая рукописьЕлена Сергеева, «Театральный курьер», 06.1998
- Тринадцатая ночьАнастасия Копоть, «Вечерняя Москва», 25.05.1998
- ГоголинСтанислав Рассадин, «Литературная газета», 25.05.1998
- ЧичиковДина Годер, «Итоги», 19.05.1998
- Боже, как грустна наша Россия!Наталья Крымова, «Вечерний клуб», 14.05.1998
- Попытка медленного чтенияЕлена Губайдуллина, «Русский телеграф», 13.05.1998
- «Фоменки» обожглись на втором томе «Мертвых душ»Елена Ямпольская, «Новые Известия», 8.05.1998
- Юрий Степанов: Поймал кайф ради этого стоит житьСветлана Хохрякова, «Культура», 1998
- Черт с нами?Алексей Филиппов, «Известия», 1998
- Пока живут на свете дураки┘«Столица, № 11», 1998
- В чичиковской круговертиЛ. Осипова, «Семья и школа, № 9», 1998