Сегодня праздник у девчат, сегодня будут танцы
в «Мастерской Петра Фоменко»
Светотень и плывущее время
Те, кто бывал в «Мастерской Фоменко», легко вспомнят, насколько тесны здесь и зал, и сцена. И кажется, что невозможна ведь легкость дыхания в такой тесноте. Но после спектакля зритель уходит именно с этим, неожиданным, ощущением легкости. Откуда оно?
В «Танцах на праздник урожая» герой, Майкл, вспоминает два дня своего детства. А память о том, что было с тобой свыше четверти века назад, штука зыбкая. Как свет, стекающий на сцену с нарисованного неба сквозь длинный частокол теней.
Сколько лет ему сейчас? Видимо, где-то за 40, когда начинаешь ощущать озноб от течения отмеренной жизни. Персонажи могут не замечать Майкла (Кирилл Пирогов), когда он ходит между ними, ему не требуется перемена грима, когда он становится тем 8-летним пацаном, в своем воображении он может быть каким ему угодно┘
Иллюзии житейской мути
Мальчик Майкл живет с матерью (Крис Полина Агуреева) и четырьмя ее сестрами возле ирландского местечка Беллибег. Занудные, истеричные бабы, одна и вовсе «дурочка». Вяжут, гладят, стряпают что-то. Сцену рассекает бельевая веревка с застиранным бельем или вязаными перчатками. Нет в спектакле ничего специального, что украсило бы бытовуху с тусклыми пересудами и яркими нервотрепками. Но┘ зрителя не давит эта тяжесть. Он же видит так, как подсмотрел все Майкл┘
К нему пристает тетя Мегги (Мадлен Джабраилова) с нелепыми загадками: волосат снаружи, волосат изнутри, а чтоб ответ узнать, надо ногу приподнять. Это шерстяной носок. Он и не пытается разгадать. Но что касается «ногу приподнять» зацепило. Оттого тетушки в его памяти вечно задирают платья и выставляют бледные панталоны, подтяжки да ляжки (томно им, не старые еще). Вдруг кидаются плясать друг с дружкой, так же вдруг останавливаются.
Мужчин здесь поносят почем зря, но едва появляется отец Майкла, Агнес (Ксения Кутепова) вмиг натягивает голубое платье, ярко раскрашивает губы и с сестрами подглядывает за Крис и Джерри. А потом они лезут потанцевать с ним. А потом Мегги признается, что даже сигарету променяла бы на вдовца лет 52, пусть и толстого. А потом┘ Майкл вспоминает, как через 25 лет он нашел одну из сбежавших из дома тетушек, и она его даже не узнала, а вторая была уже мертва.
Отсутствие отца и танцев
Доминанта спектакля даже не танцы, а отсутствие желанных танцев. То, что вспоминает Майкл, что видит зритель, только обрывки танцев (хотя и завораживающих) под шипящие звуки радио. Отсутствие их - настоящая трагедия дома, где допотопный Радиоприемник заменяет сестрам мужа, его, постылого, ругает «дерьмом чертовым» мать Майкла┘
И главный герой для Майкла, как ни странно, отсутствующий отец. Хотя боль свою, знание о том, как отец обманул мать, он упоминает лишь вскользь┘ Он говорит, а в это время она, милая Крис, смеется о чем-то с сестрами в глубине сцены под синей лодкой, уткнувшейся в теплое небо.
Теплый день и легкое дыхание
О чем спектакль? У рецензентов уже мелькнули мысли о жизненном смысле, а кто-то даже посетовал, мол, режиссер был невнимателен к «противопоставлению христианской морали и дикарского язычества». Но┘ мне-то, простому зрителю, трудно представить себе такие мудреные концепции на сцене, да и спектакль вышел бы совсем другой.
┘Где-то за сценой Холмы, пугавшие и манившие сестер другой жизнью. И загадочный Лис, удавивший петуха (но оставивший курочек), тоже за сценой. Все таинственное за кулисой. Здесь утюги, панталоны, спрятанная под подолом брошка. Но┘ противный сюжет действительной жизни вытесняет впечатление. Два дня, колыхнувших память, как занавеску сквозняк. Или бунинское «легкое дыхание». Вот оно, само по себе, и есть смысл.
«Слова не главное», сказал Майкл в конце спектакля. И все, что было жизнью семьи Майкла, как легкое дыхание, «рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном┘ ветре».
Те, кто бывал в «Мастерской Фоменко», легко вспомнят, насколько тесны здесь и зал, и сцена. И кажется, что невозможна ведь легкость дыхания в такой тесноте. Но после спектакля зритель уходит именно с этим, неожиданным, ощущением легкости. Откуда оно?
В «Танцах на праздник урожая» герой, Майкл, вспоминает два дня своего детства. А память о том, что было с тобой свыше четверти века назад, штука зыбкая. Как свет, стекающий на сцену с нарисованного неба сквозь длинный частокол теней.
Сколько лет ему сейчас? Видимо, где-то за 40, когда начинаешь ощущать озноб от течения отмеренной жизни. Персонажи могут не замечать Майкла (Кирилл Пирогов), когда он ходит между ними, ему не требуется перемена грима, когда он становится тем 8-летним пацаном, в своем воображении он может быть каким ему угодно┘
Иллюзии житейской мути
Мальчик Майкл живет с матерью (Крис Полина Агуреева) и четырьмя ее сестрами возле ирландского местечка Беллибег. Занудные, истеричные бабы, одна и вовсе «дурочка». Вяжут, гладят, стряпают что-то. Сцену рассекает бельевая веревка с застиранным бельем или вязаными перчатками. Нет в спектакле ничего специального, что украсило бы бытовуху с тусклыми пересудами и яркими нервотрепками. Но┘ зрителя не давит эта тяжесть. Он же видит так, как подсмотрел все Майкл┘
К нему пристает тетя Мегги (Мадлен Джабраилова) с нелепыми загадками: волосат снаружи, волосат изнутри, а чтоб ответ узнать, надо ногу приподнять. Это шерстяной носок. Он и не пытается разгадать. Но что касается «ногу приподнять» зацепило. Оттого тетушки в его памяти вечно задирают платья и выставляют бледные панталоны, подтяжки да ляжки (томно им, не старые еще). Вдруг кидаются плясать друг с дружкой, так же вдруг останавливаются.
Мужчин здесь поносят почем зря, но едва появляется отец Майкла, Агнес (Ксения Кутепова) вмиг натягивает голубое платье, ярко раскрашивает губы и с сестрами подглядывает за Крис и Джерри. А потом они лезут потанцевать с ним. А потом Мегги признается, что даже сигарету променяла бы на вдовца лет 52, пусть и толстого. А потом┘ Майкл вспоминает, как через 25 лет он нашел одну из сбежавших из дома тетушек, и она его даже не узнала, а вторая была уже мертва.
Отсутствие отца и танцев
Доминанта спектакля даже не танцы, а отсутствие желанных танцев. То, что вспоминает Майкл, что видит зритель, только обрывки танцев (хотя и завораживающих) под шипящие звуки радио. Отсутствие их - настоящая трагедия дома, где допотопный Радиоприемник заменяет сестрам мужа, его, постылого, ругает «дерьмом чертовым» мать Майкла┘
И главный герой для Майкла, как ни странно, отсутствующий отец. Хотя боль свою, знание о том, как отец обманул мать, он упоминает лишь вскользь┘ Он говорит, а в это время она, милая Крис, смеется о чем-то с сестрами в глубине сцены под синей лодкой, уткнувшейся в теплое небо.
Теплый день и легкое дыхание
О чем спектакль? У рецензентов уже мелькнули мысли о жизненном смысле, а кто-то даже посетовал, мол, режиссер был невнимателен к «противопоставлению христианской морали и дикарского язычества». Но┘ мне-то, простому зрителю, трудно представить себе такие мудреные концепции на сцене, да и спектакль вышел бы совсем другой.
┘Где-то за сценой Холмы, пугавшие и манившие сестер другой жизнью. И загадочный Лис, удавивший петуха (но оставивший курочек), тоже за сценой. Все таинственное за кулисой. Здесь утюги, панталоны, спрятанная под подолом брошка. Но┘ противный сюжет действительной жизни вытесняет впечатление. Два дня, колыхнувших память, как занавеску сквозняк. Или бунинское «легкое дыхание». Вот оно, само по себе, и есть смысл.
«Слова не главное», сказал Майкл в конце спектакля. И все, что было жизнью семьи Майкла, как легкое дыхание, «рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном┘ ветре».
Игорь Вирабов, «Комсомольская правда», 8.06.2001
- Танцы до экстазаОлег Дуленин, «Знамя, № 6», 06.2002
- «Танцы на праздник урожая»«Афиша», 29.10.2001
- Танцы у костраОлег Дуленин, 24.10.2001
- Бабье царство по-ирландскиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 24», 07.2001
- Пять сестер и один ребенокСаша Канноне, «Московские новости», 07.2001
- Женщины ПедаясаЕлена Ковальская, «Афиша», 25.06.2001
- Дансинг в пустынеЕкатерина Васенина, «Новая газета», 25.06.2001
- Сегодня праздник у девчат, сегодня будут танцыИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 8.06.2001
- «Танцы на празднике урожая»Маша Иванова, «Итоги», 5.06.2001
- Между Пиусом и ЛунасомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 1.06.2001
- Сестер стало пятьОлег Зинцов, «Ведомости», 1.06.2001
- Тоскливый праздникЕлена Губайдуллина, «Независимая газета», 1.06.2001
- Чужие на «празднике урожая»Ирина Леонидова, «Культура», 31.05.2001
- Мастерская без мастераРоман Должанский, «Коммерсант», 31.05.2001
- Танцующие на светуМария Седых, «Общая газета», 31.05.2001
- Мастерская успехаОльга Романцова, «Вести.Ru», 31.05.2001
- Танцующие в теснотеМарина Давыдова, «Время новостей», 30.05.2001
- Пять сестерОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 30.05.2001
- Танцы в сельских интерьерахИрина Корнеева, «Время МН», 29.05.2001
- Танцы по-ирландскиАлексей Филиппов, «Известия», 29.05.2001
- Сладкий яд большого мираЕлена Дьякова, «Газета.Ru», 28.05.2001