Мастерская успеха
В Мастерской Петра Фоменко новая постановка. Режиссер никому не известен, сюжет пьесы умещается в одну фразу. Но качество по-прежнему гарантируется.
Пытаясь найти секрет успеха «Мастерской Петра Фоменко», критики сперва говорили о студенческом энтузиазме молодой труппы. Шло время, актеры взрослели, а интерес публики не уменьшился. Тогда критики сочинили другую формулу: актеры театра могут работать только со своими режиссерами. Действительно, репертуар «Мастерской» всегда складывался из старых дипломных спектаклей, постановок ее художественного руководителя Петра Фоменко и спектаклей Сергея Женовача и Евгения Каменьковича, преподававших у него на курсе. Но формулы и театр понятия несовместимые.
Новый спектакль «Мастерской» «Танцы на праздник урожая» поставил режиссер из Эстонии Прийт Педаяс, до этого ни разу до этого не работавший с актерами Петра Фоменко. Премьера стала первой постановкой в России пьесе ирландского драматурга Брайена Фрила (уже известного у нас как автор «Молли Суини»).
Сюжет ее умещается в одну фразу тяжелая судьба шестерых сестер, живущих вместе в бедной ирландской деревушке. Ход времени безнадежно запутан. Наблюдая события, происходившие в детстве, Майкл (Кирилл Пирогов), которому отведена роль рассказчика, то и дело сообщает зрителям, что произойдет с героинями его повествования в будущем. Автор дает возможность увидеть одно и то же событие с разных точек зрения, одновременно в прямой и обратной перспективе.
Пьеса Фрила напоминает шкатулку со множеством потайных ящиков. После спектакля становится очевидно, что Прийту Педаясу удалось открыть только некоторые из них. Декорация Владимира Максимова вполне подошла бы для одной из чеховских пьес. Спектакль не поражает эффектными мизансценами и экстравагантными режиссерскими находками. Не открыл Педаяс и новых качеств у актеров. И все же у него получился профессионально сделанный, качественный и очень интересный спектакль. Поставив его в рекордные для «Мастерской» сроки (репетиции заняли чуть больше двух месяцев), Педаяс смог сохранить стиль игры, созданный в этом театре.
Спектакль выстроен гармонично, как музыкальное произведение. У каждой исполнительницы: от серьезной и строгой учительницы Кейт (Галина Тюнина) до смешной дурочки Роуз (Полина Кутепова) есть своя партия, и они ведут их, дожидаясь момента, когда можно будет проявить себя в полную силу. Полина Агуреева (она играет мать рассказчика Крис), впервые сыгравшая с полной отдачей в «Одной абсолютно счастливой деревне», удерживает взятую тогда высоту.
Время от времени ритм спектакля меняется. В лирическое повествование врывается стихия танца начинает играть старенький радиоприемник, и с сестер слетает серьезность. Выбросив из головы мысли о бедности и заботы о хлебе насущном, они самозабвенно отплясывают ирландскую джигу, будто принимают участие в некоем древнем колдовском обряде в честь бога урожая. Кроме сестер и рассказчика, в пьесе есть еще два героя: священник Джек (Карэн Бадалов), отец Майкла Джерри (Рустэм Юскаев). Но они скромно остаются в тени, подчеркивая достоинства своих партнерш.
И все-таки, в чем формула успеха «Мастерской»? Скорее всего, в верности актеров и актрис своей индивидуальности и следование принципам актерской игры, которые открывает с ними Петр Фоменко. Посмотрев «Танцы на празднике урожая», хочется придумать для спектакля какой-нибудь слоган. Например: сделано в «Мастерской» качество гарантируется.
Пытаясь найти секрет успеха «Мастерской Петра Фоменко», критики сперва говорили о студенческом энтузиазме молодой труппы. Шло время, актеры взрослели, а интерес публики не уменьшился. Тогда критики сочинили другую формулу: актеры театра могут работать только со своими режиссерами. Действительно, репертуар «Мастерской» всегда складывался из старых дипломных спектаклей, постановок ее художественного руководителя Петра Фоменко и спектаклей Сергея Женовача и Евгения Каменьковича, преподававших у него на курсе. Но формулы и театр понятия несовместимые.
Новый спектакль «Мастерской» «Танцы на праздник урожая» поставил режиссер из Эстонии Прийт Педаяс, до этого ни разу до этого не работавший с актерами Петра Фоменко. Премьера стала первой постановкой в России пьесе ирландского драматурга Брайена Фрила (уже известного у нас как автор «Молли Суини»).
Сюжет ее умещается в одну фразу тяжелая судьба шестерых сестер, живущих вместе в бедной ирландской деревушке. Ход времени безнадежно запутан. Наблюдая события, происходившие в детстве, Майкл (Кирилл Пирогов), которому отведена роль рассказчика, то и дело сообщает зрителям, что произойдет с героинями его повествования в будущем. Автор дает возможность увидеть одно и то же событие с разных точек зрения, одновременно в прямой и обратной перспективе.
Пьеса Фрила напоминает шкатулку со множеством потайных ящиков. После спектакля становится очевидно, что Прийту Педаясу удалось открыть только некоторые из них. Декорация Владимира Максимова вполне подошла бы для одной из чеховских пьес. Спектакль не поражает эффектными мизансценами и экстравагантными режиссерскими находками. Не открыл Педаяс и новых качеств у актеров. И все же у него получился профессионально сделанный, качественный и очень интересный спектакль. Поставив его в рекордные для «Мастерской» сроки (репетиции заняли чуть больше двух месяцев), Педаяс смог сохранить стиль игры, созданный в этом театре.
Спектакль выстроен гармонично, как музыкальное произведение. У каждой исполнительницы: от серьезной и строгой учительницы Кейт (Галина Тюнина) до смешной дурочки Роуз (Полина Кутепова) есть своя партия, и они ведут их, дожидаясь момента, когда можно будет проявить себя в полную силу. Полина Агуреева (она играет мать рассказчика Крис), впервые сыгравшая с полной отдачей в «Одной абсолютно счастливой деревне», удерживает взятую тогда высоту.
Время от времени ритм спектакля меняется. В лирическое повествование врывается стихия танца начинает играть старенький радиоприемник, и с сестер слетает серьезность. Выбросив из головы мысли о бедности и заботы о хлебе насущном, они самозабвенно отплясывают ирландскую джигу, будто принимают участие в некоем древнем колдовском обряде в честь бога урожая. Кроме сестер и рассказчика, в пьесе есть еще два героя: священник Джек (Карэн Бадалов), отец Майкла Джерри (Рустэм Юскаев). Но они скромно остаются в тени, подчеркивая достоинства своих партнерш.
И все-таки, в чем формула успеха «Мастерской»? Скорее всего, в верности актеров и актрис своей индивидуальности и следование принципам актерской игры, которые открывает с ними Петр Фоменко. Посмотрев «Танцы на празднике урожая», хочется придумать для спектакля какой-нибудь слоган. Например: сделано в «Мастерской» качество гарантируется.
Ольга Романцова, «Вести.Ru», 31.05.2001
- Танцы до экстазаОлег Дуленин, «Знамя, № 6», 06.2002
- «Танцы на праздник урожая»«Афиша», 29.10.2001
- Танцы у костраОлег Дуленин, 24.10.2001
- Бабье царство по-ирландскиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 24», 07.2001
- Пять сестер и один ребенокСаша Канноне, «Московские новости», 07.2001
- Женщины ПедаясаЕлена Ковальская, «Афиша», 25.06.2001
- Дансинг в пустынеЕкатерина Васенина, «Новая газета», 25.06.2001
- Сегодня праздник у девчат, сегодня будут танцыИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 8.06.2001
- «Танцы на празднике урожая»Маша Иванова, «Итоги», 5.06.2001
- Между Пиусом и ЛунасомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 1.06.2001
- Сестер стало пятьОлег Зинцов, «Ведомости», 1.06.2001
- Тоскливый праздникЕлена Губайдуллина, «Независимая газета», 1.06.2001
- Чужие на «празднике урожая»Ирина Леонидова, «Культура», 31.05.2001
- Мастерская без мастераРоман Должанский, «Коммерсант», 31.05.2001
- Танцующие на светуМария Седых, «Общая газета», 31.05.2001
- Мастерская успехаОльга Романцова, «Вести.Ru», 31.05.2001
- Танцующие в теснотеМарина Давыдова, «Время новостей», 30.05.2001
- Пять сестерОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 30.05.2001
- Танцы в сельских интерьерахИрина Корнеева, «Время МН», 29.05.2001
- Танцы по-ирландскиАлексей Филиппов, «Известия», 29.05.2001
- Сладкий яд большого мираЕлена Дьякова, «Газета.Ru», 28.05.2001