Мастерская без мастера
Премьера в «Мастерской Петра Фоменко»
Московский театр «Мастерская Петра Фоменко» показал премьеру спектакля «Танцы на праздник урожая». Пьесу ирландского драматурга Брайана Фрила поставил художественный руководитель Национального театра Эстонии Прийт Педаяс.
В Москве современный ирландский классик Брайан Фрил (Brian Friel) поставлен впервые. Но честь его открытия России принадлежит питерцам: год назад Театр Льва Додина сыграл пьесу «Молли Суини». На первый взгляд его пьесы выглядят бытовыми драмами, но в них всегда наступает такой момент, когда житейская история выбирается на некий символический философский уровень. Действие «Танцев на праздник урожая», как и большинства сочинений Фрила, разворачивается в ирландской провинции. В пьесе, поставленной эстонским режиссером Прийтом Педаясом (Priit Pedajas), ключевым символом оказывается танец. Уже в самом конце спектакля, после трех часов почти непрерывных диалогов, лирический герой автора Майкл вдруг признается, что «слова не главное». Главное ощущение времени, разрушающего и уносящего в никуда жизнь каждого человека и любой семьи.
В пьесе можно разглядеть немало драматургических реминисценций. Вспоминается и «Стеклянный зверинец» Уильямса, и чеховские «Три сестры» (которые Фрил, кстати, адаптировал для ирландской сцены), и даже «Дом Бернарды Альбы» Гарсиа Лорки. У Фрила герой (Кирилл Пирогов) вспоминает о событиях своего детства, о матери, четырех ее сестрах, об отце и о дяде, католическом миссионере, проработавшем много лет в африканском лепрозории, но отправленном на родину за крамольное увлечение язычеством. Мальчик-рассказчик был единственным ребенком на всю семью, а замужних среди пяти сестер не было ни одной. Заданная драматургом рамка воспоминаний позволяет еще до того, как закончится пьеса, узнать будущее героев, обстоятельства их дальнейшей жизни и смерти. Но на сцене выстраивается именно жизнь.
Все женские характеры выписаны Фрилом подробно, с изрядным драматургическим мастерством. Им несладко, они по-женски несчастливы и, сидя в своей деревне, то тайно, то открыто мечтают о несбыточном счастье, читай о танцах. Но жизнь их устоялась и по-христиански гармонична, они держатся друг за друга и за свой дом. Большую часть пьесы занимает детальное воспроизведение этой трудной и хрупкой идиллии накануне поджидающих семью смертей и потрясений.
Как тут не вспомнить, что одна из недавних премьер «Мастерской» называлась «Семейное счастие» и роль Ксении Кутеповой (у Педаяса сыгравшей одну из сестер) была выстроена как своеобразный драматический танец. Как не вспомнить, что совсем недавно Петр Фоменко поставил чудесный спектакль про жизнь «абсолютно счастливой» советской деревни. Как не вспомнить, что в последней постановке мастера, «Войне и мире», главным было ощущение непрочности жизни перед лицом войны. Словом, новый спектакль (а за режиссерский столик «Мастерской» впервые за годы ее существования был впущен чужак, режиссер не фоменковского круга) в репертуаре театра не станет смотреться чужеродным. Но нет в «Танцах» той внебытовой магии театрального письма, которой по-настоящему владеет сам Петр Фоменко. Спектакль Прийта Педаяса это мастерская без мастера.
В спектакле по Брайану Фрилу мастерство «фоменок» остается неприкрытым, неприподнятым и даже как-то пугающе самодостаточным. Пятерых сестер в «Танцах» играет, можно сказать, слаженная женская сборная. Лирическая Полина Агуреева, внятно-резковатая Мадлен Джабраилова, умная и ироничная Галина Тюнина, кокетливо-гротесковые Ксения и Полина Кутеповы. Соединение их интонаций, манер и жестов оставить равнодушным не способно: каждая из актрис остается в круге индивидуальных черт и умений, знакомом круге любому постоянному зрителю «Мастерской».
Чем дольше длится этот неоправданно затянутый спектакль, тем больше каждый из кругов кажется замкнутым и небольшим. Совершенно ясно, что если еще какая-либо добротная пьеса с прилично прописанными взаимоотношениями попадется этой выдающейся труппе, к тому же режиссер попадется сдержанный, без завиральных идей, то исполнят все, как всегда,- обаятельно, живо, трепетно, лирично, тонко. Спектакль будет обречен на успех. Ни один другой театр в Москве сегодня таких же твердых гарантий предоставить не может. И все-таки обидно, если «Мастерская» окончательно выбрала для себя в качестве тайного девиза пословицу «от добра добра не ищут».
В Москве современный ирландский классик Брайан Фрил (Brian Friel) поставлен впервые. Но честь его открытия России принадлежит питерцам: год назад Театр Льва Додина сыграл пьесу «Молли Суини». На первый взгляд его пьесы выглядят бытовыми драмами, но в них всегда наступает такой момент, когда житейская история выбирается на некий символический философский уровень. Действие «Танцев на праздник урожая», как и большинства сочинений Фрила, разворачивается в ирландской провинции. В пьесе, поставленной эстонским режиссером Прийтом Педаясом (Priit Pedajas), ключевым символом оказывается танец. Уже в самом конце спектакля, после трех часов почти непрерывных диалогов, лирический герой автора Майкл вдруг признается, что «слова не главное». Главное ощущение времени, разрушающего и уносящего в никуда жизнь каждого человека и любой семьи.
В пьесе можно разглядеть немало драматургических реминисценций. Вспоминается и «Стеклянный зверинец» Уильямса, и чеховские «Три сестры» (которые Фрил, кстати, адаптировал для ирландской сцены), и даже «Дом Бернарды Альбы» Гарсиа Лорки. У Фрила герой (Кирилл Пирогов) вспоминает о событиях своего детства, о матери, четырех ее сестрах, об отце и о дяде, католическом миссионере, проработавшем много лет в африканском лепрозории, но отправленном на родину за крамольное увлечение язычеством. Мальчик-рассказчик был единственным ребенком на всю семью, а замужних среди пяти сестер не было ни одной. Заданная драматургом рамка воспоминаний позволяет еще до того, как закончится пьеса, узнать будущее героев, обстоятельства их дальнейшей жизни и смерти. Но на сцене выстраивается именно жизнь.
Все женские характеры выписаны Фрилом подробно, с изрядным драматургическим мастерством. Им несладко, они по-женски несчастливы и, сидя в своей деревне, то тайно, то открыто мечтают о несбыточном счастье, читай о танцах. Но жизнь их устоялась и по-христиански гармонична, они держатся друг за друга и за свой дом. Большую часть пьесы занимает детальное воспроизведение этой трудной и хрупкой идиллии накануне поджидающих семью смертей и потрясений.
Как тут не вспомнить, что одна из недавних премьер «Мастерской» называлась «Семейное счастие» и роль Ксении Кутеповой (у Педаяса сыгравшей одну из сестер) была выстроена как своеобразный драматический танец. Как не вспомнить, что совсем недавно Петр Фоменко поставил чудесный спектакль про жизнь «абсолютно счастливой» советской деревни. Как не вспомнить, что в последней постановке мастера, «Войне и мире», главным было ощущение непрочности жизни перед лицом войны. Словом, новый спектакль (а за режиссерский столик «Мастерской» впервые за годы ее существования был впущен чужак, режиссер не фоменковского круга) в репертуаре театра не станет смотреться чужеродным. Но нет в «Танцах» той внебытовой магии театрального письма, которой по-настоящему владеет сам Петр Фоменко. Спектакль Прийта Педаяса это мастерская без мастера.
В спектакле по Брайану Фрилу мастерство «фоменок» остается неприкрытым, неприподнятым и даже как-то пугающе самодостаточным. Пятерых сестер в «Танцах» играет, можно сказать, слаженная женская сборная. Лирическая Полина Агуреева, внятно-резковатая Мадлен Джабраилова, умная и ироничная Галина Тюнина, кокетливо-гротесковые Ксения и Полина Кутеповы. Соединение их интонаций, манер и жестов оставить равнодушным не способно: каждая из актрис остается в круге индивидуальных черт и умений, знакомом круге любому постоянному зрителю «Мастерской».
Чем дольше длится этот неоправданно затянутый спектакль, тем больше каждый из кругов кажется замкнутым и небольшим. Совершенно ясно, что если еще какая-либо добротная пьеса с прилично прописанными взаимоотношениями попадется этой выдающейся труппе, к тому же режиссер попадется сдержанный, без завиральных идей, то исполнят все, как всегда,- обаятельно, живо, трепетно, лирично, тонко. Спектакль будет обречен на успех. Ни один другой театр в Москве сегодня таких же твердых гарантий предоставить не может. И все-таки обидно, если «Мастерская» окончательно выбрала для себя в качестве тайного девиза пословицу «от добра добра не ищут».
Роман Должанский, «Коммерсант», 31.05.2001
- Танцы до экстазаОлег Дуленин, «Знамя, № 6», 06.2002
- «Танцы на праздник урожая»«Афиша», 29.10.2001
- Танцы у костраОлег Дуленин, 24.10.2001
- Бабье царство по-ирландскиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 24», 07.2001
- Пять сестер и один ребенокСаша Канноне, «Московские новости», 07.2001
- Женщины ПедаясаЕлена Ковальская, «Афиша», 25.06.2001
- Дансинг в пустынеЕкатерина Васенина, «Новая газета», 25.06.2001
- Сегодня праздник у девчат, сегодня будут танцыИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 8.06.2001
- «Танцы на празднике урожая»Маша Иванова, «Итоги», 5.06.2001
- Между Пиусом и ЛунасомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 1.06.2001
- Сестер стало пятьОлег Зинцов, «Ведомости», 1.06.2001
- Тоскливый праздникЕлена Губайдуллина, «Независимая газета», 1.06.2001
- Чужие на «празднике урожая»Ирина Леонидова, «Культура», 31.05.2001
- Мастерская без мастераРоман Должанский, «Коммерсант», 31.05.2001
- Танцующие на светуМария Седых, «Общая газета», 31.05.2001
- Мастерская успехаОльга Романцова, «Вести.Ru», 31.05.2001
- Танцующие в теснотеМарина Давыдова, «Время новостей», 30.05.2001
- Пять сестерОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 30.05.2001
- Танцы в сельских интерьерахИрина Корнеева, «Время МН», 29.05.2001
- Танцы по-ирландскиАлексей Филиппов, «Известия», 29.05.2001
- Сладкий яд большого мираЕлена Дьякова, «Газета.Ru», 28.05.2001