Египетские ночи
Безусловно, главным событием начала сезона стала премьера режиссера Петра Фоменко, любимца московских театралов, в театре Мастерской его собственного имени. «Египетские ночи» по произведениям Александра Пушкина и Валерия Брюсова работа мастерская, не спектакль игрушка, и в смысле блистательности, и в смысле забавы. Набросок Пушкина о непознаваемой природе вдохновения и страсти, о неспособности человека произвольно вызвать как то, так и другое, о способности переживать и то, и другое богоданное состояние духа в исполнении вечно юных очаровательных учеников Петра Наумовича превратился в забавную игру. Игру и в страсть, и во вдохновение, и в некий дворянский салон, и в некие любовные утехи некой восточной царицы по имени Клеопатра. В этой радостной игре стихи Пушкина и велеречивость Брюсова просто разные игрушки.
Как все живо и мило. Как, оказывается, много «р» в пушкинской лирике. И этот звук «р» становится игрушкой в улыбающихся устах молодых актеров, перекидывающихся знакомыми строчками в начале спектакля. Как, оказывается, можно ловко проскальзывать в пышных кринолинах сквозь узкие проходы, умело не задев высокого фужера с красным вином. Кринолины тоже игрушки. Носить их актрисы как следует не умеют, да и не стремятся уметь. Но им нравится в них играть и то и дело их сбрасывать на глазах у умиленной публики. Сколько выдумки в этой игре: вот дамское декольте становится чернильницей для пера поэта, вот стопки книг превращаются в котурны Клеопатры, вот бедный импровизатор сам штопает свои панталоны, вот пушкинские строчки точно ложатся на увертюру Россини, вот юноша трогательно и смешно что-то неслышное мямлит во сне по-детски пухлыми губами, свернувшись калачиком на коленях недавней любовницы. Как тонко, как нежно. И как не всерьез. К сути (природа страсти и вдохновения) приближается только Карэн Бадалов, играющий импровизатора, которому в спектакле присвоили имя Пиндемонти. Дело не в том, как он распустил длинные волосы, как театрально неопрятен его костюм, как он лихо бегает по перилам, как изображает хищную птицу это все тоже игрушки. А в том, что птица эта худа и потрепанна не потому, что голодна, а потому, что высоко летает. В том, как горят глаза импровизатора, когда пушкинский стих, будто только рожденный, слетает с его губ. Дело в подлинном вдохновении. Впрочем, оно только добавляет азарта общей игре.
Театру «Мастерская Петра Фоменко» в этом сезоне исполняется десять лет. А он все так же юн, так же непосредствен. Его хочется показывать всем, как прелестное дитя в милых кудряшках с ясными, распахнутыми глазами, стоящее на табуретке среди восхищенных гостей и читающее серьезные стихи. Только немного странно, что этот ангел все не взрослеет.
Как все живо и мило. Как, оказывается, много «р» в пушкинской лирике. И этот звук «р» становится игрушкой в улыбающихся устах молодых актеров, перекидывающихся знакомыми строчками в начале спектакля. Как, оказывается, можно ловко проскальзывать в пышных кринолинах сквозь узкие проходы, умело не задев высокого фужера с красным вином. Кринолины тоже игрушки. Носить их актрисы как следует не умеют, да и не стремятся уметь. Но им нравится в них играть и то и дело их сбрасывать на глазах у умиленной публики. Сколько выдумки в этой игре: вот дамское декольте становится чернильницей для пера поэта, вот стопки книг превращаются в котурны Клеопатры, вот бедный импровизатор сам штопает свои панталоны, вот пушкинские строчки точно ложатся на увертюру Россини, вот юноша трогательно и смешно что-то неслышное мямлит во сне по-детски пухлыми губами, свернувшись калачиком на коленях недавней любовницы. Как тонко, как нежно. И как не всерьез. К сути (природа страсти и вдохновения) приближается только Карэн Бадалов, играющий импровизатора, которому в спектакле присвоили имя Пиндемонти. Дело не в том, как он распустил длинные волосы, как театрально неопрятен его костюм, как он лихо бегает по перилам, как изображает хищную птицу это все тоже игрушки. А в том, что птица эта худа и потрепанна не потому, что голодна, а потому, что высоко летает. В том, как горят глаза импровизатора, когда пушкинский стих, будто только рожденный, слетает с его губ. Дело в подлинном вдохновении. Впрочем, оно только добавляет азарта общей игре.
Театру «Мастерская Петра Фоменко» в этом сезоне исполняется десять лет. А он все так же юн, так же непосредствен. Его хочется показывать всем, как прелестное дитя в милых кудряшках с ясными, распахнутыми глазами, стоящее на табуретке среди восхищенных гостей и читающее серьезные стихи. Только немного странно, что этот ангел все не взрослеет.
Елена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Улыбка ФаустаАлена Карась, «Российская газета», 19.02.2008
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Чертог сиялГлеб Ситковский, «Алфавит», 21.11.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Под солнцем АлександраМарина Давыдова, «Консерватор», 4.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Прогулки с Пушкиным«Итоги», 1.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Поэт идет┘Вера Максимова, «Независимая газета», 27.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Торгуйтесь, торгуйтесь┘Елена Ямпольская, «Новые известия», 26.09.2002
- Алгебра вдохновенияНаталия Каминская, «Культура», 26.09.2002
- Чудесный сплавАлександр Соколянский, «Ведомости», 26.09.2002
- Светлы «Египетские ночи»Ирина Корнеева, «Время МН», 25.09.2002
- Куклы доктора ПиндемонтиАлена Солнцева, «Время новостей», 25.09.2002
- Мастерская Петра Фоменко устроила «Египетские ночи»Алексей Филиппов, «Известия», 25.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- «Египетские ночи», «Мастерская Петра Фоменко», постановка Петра Фоменко.Григорий Заславский,