Мастерская Петра Фоменко на перепутье
17 сентября 40 дней, как не стало Петра Наумовича Фоменко
День поминовения и своеобразный рубеж для театра, ведь, как обещали на сборе труппы, именно после сороковин состоятся выборы нового художественного руководителя Мастерской. И как бы ни призывал директор театра к единодушию и единогласию, как бы не обещал руководитель Департамента поддержать любой выбор, уже понятно, что просто и «в один голос» не получится. Не будем заглядывать вперед и делать предсказания, но слишком уж отчетливо это состояние «путей и перепутья» отразилось в последней премьере «Дар» по роману Набокова. Первой премьере сезона и последней из тех, что видел Петр Наумович.
Перепутье. Этот образ, словно из тумана, вырастает из клубов театрального дыма в тот самый момент, когда открывается занавес. И появляется «стрелочник» маленький чаплиновского типа человечек с гоголевским носом, придуманный режиссером Евгением Каменьковичем и заявленный в программке как «Критик и воображаемая Литературная Необходимость» главного героя. Этот странный персонаж, точно и грустно сыгранный Полиной Кутеповой, пройдет через весь спектакль, став чуть ли не единственным его камертоном. Единственным режиссерским решением, призванным хоть как-то удержать на рельсах, разбегающиеся во все стороны, непокорные набоковские строки. Воспоминания, мелкие текущие события, строки стихов Годунова-Чердынцева (главного героя романа) и самого Набокова; как в калейдоскопе, сменяющиеся лица, все это тонет в сценическом тумане. И тонет в нем главное дар. Тот самый дар, во имя которого написан роман Набокова. Тот самый дар, которым обладают создатели Мастерской…
Премьера приводит (сказала бы «возвращает», но никогда прежде не додумывала эту мысль до конца) к печальным размышлениям. Что мы имеем ввиду, когда говорим: Это настоящий фоменковский спектакль? Что это спектакль Петра Фоменко или что это спектакль «фоменок»? Ингмар Бергман в свое время признавался, что больше всего на свете боится поставить бергмановский фильм. Петр Наумович, кажется, никогда «под Фоменко» не ставил, а вот у «фоменок» такое, увы, случается. Каждая их новая постановка носит на себе такой отчетливый след «фирменного стиля», что за ним перестают различаться голоса авторов. Если в этих спектаклях вдруг «выключить» текст (именно текст не звук, который тонально тоже будет совпадать), то отличить один от другого будет практически невозможно.
Петр Фоменко, обращаясь к Толстому, искал ключик, который сможет открыть именно этот текст; обращаясь к Островскому, находил одному ему присущие интонации и средства театральной выразительности; обращаясь к Пушкину или Чехову, вскрывал глубинные пласты их поэтики. Для одного автора подходило многоголосие и нарочитая театральность; для другого легкая вязь психологически точно выстроенных отношений; для третьего скупость и простота выразительных средств. Многие же спектакли «фоменок» из всего этого многообразия средств и приемов выбрали лишь «многоликую» театрализацию прозы, приготовленную по давно опробованному рецепту: не инсценируем, но разыгрываем текст; каждому (кроме самого главного) даем по нескольку ролей; вытаскиваем всю имеющуюся и порой даже отсутствующую театральность, и… выходим на сцену. В результате зритель со временем перестает удивляться. Предчувствие радости постепенно сменяется вежливым уважением.
И вот сейчас, стоя на перепутье, театру предстоит решить. Продолжить ли этот путь, который пройдет совсем немного времени приведет к зрительской привычке и даже скуке, или же собраться с силами и перевести стрелку. Да, риск, но ведь Петр Наумович никогда его не чурался…
Перепутье. Этот образ, словно из тумана, вырастает из клубов театрального дыма в тот самый момент, когда открывается занавес. И появляется «стрелочник» маленький чаплиновского типа человечек с гоголевским носом, придуманный режиссером Евгением Каменьковичем и заявленный в программке как «Критик и воображаемая Литературная Необходимость» главного героя. Этот странный персонаж, точно и грустно сыгранный Полиной Кутеповой, пройдет через весь спектакль, став чуть ли не единственным его камертоном. Единственным режиссерским решением, призванным хоть как-то удержать на рельсах, разбегающиеся во все стороны, непокорные набоковские строки. Воспоминания, мелкие текущие события, строки стихов Годунова-Чердынцева (главного героя романа) и самого Набокова; как в калейдоскопе, сменяющиеся лица, все это тонет в сценическом тумане. И тонет в нем главное дар. Тот самый дар, во имя которого написан роман Набокова. Тот самый дар, которым обладают создатели Мастерской…
Премьера приводит (сказала бы «возвращает», но никогда прежде не додумывала эту мысль до конца) к печальным размышлениям. Что мы имеем ввиду, когда говорим: Это настоящий фоменковский спектакль? Что это спектакль Петра Фоменко или что это спектакль «фоменок»? Ингмар Бергман в свое время признавался, что больше всего на свете боится поставить бергмановский фильм. Петр Наумович, кажется, никогда «под Фоменко» не ставил, а вот у «фоменок» такое, увы, случается. Каждая их новая постановка носит на себе такой отчетливый след «фирменного стиля», что за ним перестают различаться голоса авторов. Если в этих спектаклях вдруг «выключить» текст (именно текст не звук, который тонально тоже будет совпадать), то отличить один от другого будет практически невозможно.
Петр Фоменко, обращаясь к Толстому, искал ключик, который сможет открыть именно этот текст; обращаясь к Островскому, находил одному ему присущие интонации и средства театральной выразительности; обращаясь к Пушкину или Чехову, вскрывал глубинные пласты их поэтики. Для одного автора подходило многоголосие и нарочитая театральность; для другого легкая вязь психологически точно выстроенных отношений; для третьего скупость и простота выразительных средств. Многие же спектакли «фоменок» из всего этого многообразия средств и приемов выбрали лишь «многоликую» театрализацию прозы, приготовленную по давно опробованному рецепту: не инсценируем, но разыгрываем текст; каждому (кроме самого главного) даем по нескольку ролей; вытаскиваем всю имеющуюся и порой даже отсутствующую театральность, и… выходим на сцену. В результате зритель со временем перестает удивляться. Предчувствие радости постепенно сменяется вежливым уважением.
И вот сейчас, стоя на перепутье, театру предстоит решить. Продолжить ли этот путь, который пройдет совсем немного времени приведет к зрительской привычке и даже скуке, или же собраться с силами и перевести стрелку. Да, риск, но ведь Петр Наумович никогда его не чурался…
Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Полина Кутепова: «Играть как дети»Ольга Романцова, «Театральная афиша», 03.2017
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- В Петербурге завершились гастроли московской «Мастерской Петра Фоменко»Анастасия Ким, «РБК Daily», 25.03.2013
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- «Самой страшной нашей проблемой будет нежелание трогать фоменковские спектакли»Елена Губайдуллина, «Известия», 19.09.2012
- Застряли в пародииАлена Карась, «Российская газета», 18.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012