Сидя в болоте
Неожиданная премьера в «Мастерской Фоменко». Худрук Евгений Каменькович, традиционно делающий ставку на многостраничные труды классиков и поиск ответа на вечные вопросы (вспомнить его «Улисса» по Джойсу или набоковский «Дар»), представил спектакль на злобу дня. Полностью лишенный красивостей и какой бы то ни было лирики, зато полный современных аллюзий, едкий, местами даже злой. Таких неромантичных «фоменок» мы еще не видели.
Салтыков-Щедрин написал свои очерки в конце XIX века, увы, сегодня они все еще актуальны. Спектакль смотрится маленькой протестной акцией против царящего в обществе страха. Против «оскотинивания» людей, когда-то называвших себя интеллигентами, против продажных балагуров всех мастей, против полиции в штатском, против слова «годить» и его отвратительного значения.
Открывает действие сказка, посвященная премудрому пескарю (точнее пИскарю, если следовать за автором), — суд над героем происходит на болоте. На сцене оно представлено детально: под ногами у артистов хлюпает отвратительная жижа, все затянуто москитной сеткой, из-под пола торчат заросшие мхом пеньки. Оправдательный приговор невозможен по определению, и потому все сказанное судьями — вода. Мокрота, зыбь и плесень, — лучше метафор для определения сегодняшнего состояния умов не найти.
Следующая за сказкой история о двух насмерть запуганных либералах (заметные работы Федора Малышева и Михаила Крылова) также рассказана Каменьковичем как развеселая сказка. Прислушались, мол, хорошие малые к совету начальства и стали из кожи вон лезть, чтобы доказать свою благонадежность. Сначала книги исчезли из их дома (он стоит на сваях на том самом болоте, где происходил суд над пИскарем), а потом и мебель. В конце концов, стоя на четвереньках, радостно обедают-ужинают, а думать перестают вовсе. История стряпчего Балалайкина, готового венчаться с содержанкой влиятельного человека, лишь бы денег дали, — финальный аккорд. Он — громкое напоминание о том, что все давно продается и покупается. А совесть и любовь в первую очередь.
Хотя перед нами сатира, никому в зале не смешно. Этот спектакль — сгусток отчаяния труппы идеалистов, всегда милых и обаятельных «фоменок», которых до сегодняшнего дня ничего, казалось, кроме искусства ради искусства не интересовало. И вот на тебе — поставили спектакль о том, что герои Салтыкова-Щедрина — это мы. И это мы, как поет Леонид Федоров и группа «АукцЫон» (их песня стала саундтреком к «Идиллии»), — «туда-сюда». Мелкие, испуганные и злые. Сидим в болоте и радуемся, если сидится тихо.
Салтыков-Щедрин написал свои очерки в конце XIX века, увы, сегодня они все еще актуальны. Спектакль смотрится маленькой протестной акцией против царящего в обществе страха. Против «оскотинивания» людей, когда-то называвших себя интеллигентами, против продажных балагуров всех мастей, против полиции в штатском, против слова «годить» и его отвратительного значения.
Открывает действие сказка, посвященная премудрому пескарю (точнее пИскарю, если следовать за автором), — суд над героем происходит на болоте. На сцене оно представлено детально: под ногами у артистов хлюпает отвратительная жижа, все затянуто москитной сеткой, из-под пола торчат заросшие мхом пеньки. Оправдательный приговор невозможен по определению, и потому все сказанное судьями — вода. Мокрота, зыбь и плесень, — лучше метафор для определения сегодняшнего состояния умов не найти.
Следующая за сказкой история о двух насмерть запуганных либералах (заметные работы Федора Малышева и Михаила Крылова) также рассказана Каменьковичем как развеселая сказка. Прислушались, мол, хорошие малые к совету начальства и стали из кожи вон лезть, чтобы доказать свою благонадежность. Сначала книги исчезли из их дома (он стоит на сваях на том самом болоте, где происходил суд над пИскарем), а потом и мебель. В конце концов, стоя на четвереньках, радостно обедают-ужинают, а думать перестают вовсе. История стряпчего Балалайкина, готового венчаться с содержанкой влиятельного человека, лишь бы денег дали, — финальный аккорд. Он — громкое напоминание о том, что все давно продается и покупается. А совесть и любовь в первую очередь.
Хотя перед нами сатира, никому в зале не смешно. Этот спектакль — сгусток отчаяния труппы идеалистов, всегда милых и обаятельных «фоменок», которых до сегодняшнего дня ничего, казалось, кроме искусства ради искусства не интересовало. И вот на тебе — поставили спектакль о том, что герои Салтыкова-Щедрина — это мы. И это мы, как поет Леонид Федоров и группа «АукцЫон» (их песня стала саундтреком к «Идиллии»), — «туда-сюда». Мелкие, испуганные и злые. Сидим в болоте и радуемся, если сидится тихо.
Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Страх внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Страх — внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Проверка на стыд: «Современная идиллия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 21.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015