Пасторальный этюд о страсти
Разговоры о том, что Сергей Женовач собирается воплотить на сцене почти весь тургеневский драматический цикл, ходили еще в прошлом сезоне. И вот в «Мастерской Петра Фоменко» уже играют «Месяц в деревне», а на Малой Бронной начались репетиции нескольких одноактных пьес.
Чем притягивает Женовача поэтика увядающих дворянских гнезд, гадать не приходится предыдущие его работы давно убедили думающего зрителя, что и в наше бурное время возможно не спеша, без суеты рассуждать о ценностях человеческой жизни. Женовач давно зарекомендовал себя как постановщик серьезный, далекий от конъюнктурных соблазнов и уважающий в авторе стиль, а в актере индивидуальность. В новом спектакле он не изменяет своим правилам.
Еще в 1909 году, задумывая постановку «Месяца в деревне» на сцене МХАТа, Станиславский определил пьесу как «этюд о страсти». Не берусь рассуждать, насколько изменились понятия о страсти и ее сценическом воплощении за прошедшее столетие, но, как ни странно, именно эта тема кажется определяющей и у Сергея Женовача.
Словно отгороженные от мира, герои его спектакля существуют в розовом теплом пространстве (сценография В. Максимова). Они не хотят и не могут знать того, что происходит за его пределами. Но даже сюда, в оазис благодушия и скуки, врывается живое дыхание. Оно преображает Наталью Петровну (Галина Тюнина), Верочку (Полина Кутепова), студента Беляева (Кирилл Пирогов), влюбленного в хозяйку поместья Ракитина (Рустэм Юскаев), и даже благодушного, невозмутимого Ислаева (Юрий Степанов). Исчезает атмосфера неги и праздности, и музыка Бетховена начинает звучать тревожно и настойчиво, пульсируя вместе с участившимся дыханием героини.
Несмотря на то, что режиссер разворачивает события по обыкновению неторопливо, смягчая иронией бурные сцены объяснений, спектакль идет и смотрится очень легко. Возможно, оттого, что Сергей Женовач всегда рассказывает историю. В какой-то момент припоминается одно из старых названий пьесы «Две женщины»: настолько ярко и выигрышно представлено противостояние двух героинь, двух утонченных, сильных духом соперниц, приговоренных к одному столбу. В исполнении Галины Тюниной и Полины Кутеповой Наталья Петровна и Верочка в чем-то похожи, хотя несчастны каждая по-своему.
«Месяц в деревне» не потрясает невиданными эффектами. Как и во многих предыдущих работах режиссера, тщательно проработанный рисунок всего спектакля и каждой роли в отдельности напоминает естественную, тонкую и самое главное живую ткань.
И снова используется мотив удивительного феномена сестер Кутеповых в спектакле они играют разных, абсолютно несхожих женщин, и возникает неожиданная параллель судеб Верочки и Лизаветы Богдановны (Ксения Кутепова), жизнь которой вроде бы налаживается, но ясно, что она будет ей не в радость.
Все в том же розовом свете, который казался теплым, а теперь холоден и безжизнен, Наталья Петровна остается одна. Лишь воздушный змей, раз поднявшись в высоту, так и остается там, на верхушке столба, и трепещет серебряными полосками как напоминание о минутном счастье.
Чем притягивает Женовача поэтика увядающих дворянских гнезд, гадать не приходится предыдущие его работы давно убедили думающего зрителя, что и в наше бурное время возможно не спеша, без суеты рассуждать о ценностях человеческой жизни. Женовач давно зарекомендовал себя как постановщик серьезный, далекий от конъюнктурных соблазнов и уважающий в авторе стиль, а в актере индивидуальность. В новом спектакле он не изменяет своим правилам.
Еще в 1909 году, задумывая постановку «Месяца в деревне» на сцене МХАТа, Станиславский определил пьесу как «этюд о страсти». Не берусь рассуждать, насколько изменились понятия о страсти и ее сценическом воплощении за прошедшее столетие, но, как ни странно, именно эта тема кажется определяющей и у Сергея Женовача.
Словно отгороженные от мира, герои его спектакля существуют в розовом теплом пространстве (сценография В. Максимова). Они не хотят и не могут знать того, что происходит за его пределами. Но даже сюда, в оазис благодушия и скуки, врывается живое дыхание. Оно преображает Наталью Петровну (Галина Тюнина), Верочку (Полина Кутепова), студента Беляева (Кирилл Пирогов), влюбленного в хозяйку поместья Ракитина (Рустэм Юскаев), и даже благодушного, невозмутимого Ислаева (Юрий Степанов). Исчезает атмосфера неги и праздности, и музыка Бетховена начинает звучать тревожно и настойчиво, пульсируя вместе с участившимся дыханием героини.
Несмотря на то, что режиссер разворачивает события по обыкновению неторопливо, смягчая иронией бурные сцены объяснений, спектакль идет и смотрится очень легко. Возможно, оттого, что Сергей Женовач всегда рассказывает историю. В какой-то момент припоминается одно из старых названий пьесы «Две женщины»: настолько ярко и выигрышно представлено противостояние двух героинь, двух утонченных, сильных духом соперниц, приговоренных к одному столбу. В исполнении Галины Тюниной и Полины Кутеповой Наталья Петровна и Верочка в чем-то похожи, хотя несчастны каждая по-своему.
«Месяц в деревне» не потрясает невиданными эффектами. Как и во многих предыдущих работах режиссера, тщательно проработанный рисунок всего спектакля и каждой роли в отдельности напоминает естественную, тонкую и самое главное живую ткань.
И снова используется мотив удивительного феномена сестер Кутеповых в спектакле они играют разных, абсолютно несхожих женщин, и возникает неожиданная параллель судеб Верочки и Лизаветы Богдановны (Ксения Кутепова), жизнь которой вроде бы налаживается, но ясно, что она будет ей не в радость.
Все в том же розовом свете, который казался теплым, а теперь холоден и безжизнен, Наталья Петровна остается одна. Лишь воздушный змей, раз поднявшись в высоту, так и остается там, на верхушке столба, и трепещет серебряными полосками как напоминание о минутном счастье.
Елена Николаева, «Новое время», 4.11.1996
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Актер мирного сосуществования«Дом Актера», 05.1997
- О свойствах страстиНаталья Крымова, «Московский наблюдатель, № 3-4», 03.1997
- Лики Прекрасной ДамыЕкатерина Сальникова, «Театр, № 1», 01.1997
- «Месяц в деревне», или Двадцать лет под кроватьюНаталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Месяц в деревне. Почти ДостоевскийЕкатерина Сальникова, «Театр, № 1», 01.1997
- Кто боится женской любви?Маруся Карабасова, «Московский Комсомолец», 22.12.1996
- В тени утраченного раяОльга Игнатюк, «Культура», 14.12.1996
- Вот парадный подъезд┘Мария Седых, «Литературная газета», 4.12.1996
- Бесстрастный этюдГригорий Заславский, «Независимая газета», 3.12.1996
- ПолупасторальИрина Глущенко, «Дом Актера», 12.1996
- «Месяц в деревне»«Домовой, № 12», 12.1996
- «Фоменки» выходят в большую жизньРоман Должанский, «Коммерсант», 11.11.1996
- И всюду страсти роковые┘Татьяна Исканцева, «Куранты», 6.11.1996
- Архаичная рок-опера и современный XIX векДина Годер, «Итоги», 5.11.1996
- Пасторальный этюд о страстиЕлена Николаева, «Новое время», 4.11.1996
- «Дать волю┘»«Экран и сцена, № 46», 11.1996
- Месяц в селе СтепанчиковоАлла Иванова, «Век, № 44», 11.1996
- «Месяц в деревне» новая работа Сергея ЖеновачаАлена Солнцева, «Огонек, № 44», 11.1996
- «Две женщины» нового времениНина Агишева, «Московские новости, № 44», 11.1996
- «Фоменки» в поисках истины и сценыОльга Фукс, «Вечерний клуб», 29.10.1996
- Без скидокАлена Злобина, «Общая газета», 24.10.1996
- «И всюду страсти роковые┘»Майя Карапетян, «Вечерняя Москва», 23.10.1996
- Тургеневские девушки вечны, потому что они верны«Комсомольская правда», 22.10.1996
- Комедия здесь и сейчасОльга Горгома, «Сегодня», 18.10.1996
- Молодой месяцЛариса Юсипова, «Коммерсант», 10.10.1996