«Мотылек»
В театре «Мастерская П. Фоменко» режиссер Евгений Каменькович поставил драму Петра Гладилина «Мотылек». Фантастическая история превращения рядового солдата Лебедушкина (Полина Кутепова) в девушку разворачивается в камерном пространстве, среди минимума декораций и под ироничную балканскую музыку Бреговича. Неуклюжий оркестрик из четырех вояк в камуфляже отыгрывает стоп кадром паузы между сценами, отвлекая зрителей от тяжких дум и настроений. Ведь на сцене суровые армейские будни. На фоне плюшевого серебристого занавеса, около деревянной кафедры, на которой красуется красная звезда, сидит Полковник (Юрий Степанов). Невозмутимый как боров, со своей земной моралью, недалекий, но и не жестокий, суровый и уютный, тот самый «гражданин начальник» из популярного телесериала. Полковник единственный, кто заметит в странном, хрупком стриженном солдате личность. Занавес открывается, и на подвешенном металлическом шесте грациозно лежит девушка в синем платьице и с книжкой на лице. Это Коля Лебедушкин, (теперь Наталья), мечтающий(ая) уйти из армии и заняться любимым делом театром. Он(Она) читает Бодлера, пишет странную пьесу о межпланетной любви и просто считает себя гениальным художником. Интеллигентный Лебедушкин репетирует перед пустым залом свою премьеру, но судьба в лице недалеких вояк против. Ненавистные начальники заставляют его по ночам заниматься армейской подготовкой: ползать в полном обмундировании километры и в нижнем белье окапываться на морозе. Домой будущего защитника Родины не отпускают уже не потому, что не пригоден, а потому, что страшно опозорить полк, в котором дезертиры прибегают к столь нетрадиционным методам. Лебедушкин не сдается: увлекает театром толстокожего Полковника. Вместе они репетируют шекспировского «Отелло». И в Полковнике пробуждается дремавшая человечность. Но начинаются учения. Спасти это продрогшее существо, спрятавшееся в белый кокон разбросанных по полу занавесок, уже никто не в силах. Лебедушкин погибает. На пустой сцене горит свеча, а командир читает монолог, написанный несостоявшимся гением. Лебедушкин незаметно слушает своего последнего начальника и друга, сидя в глубине сцены. Это душа солдата, которая теперь бессмертна и, наконец, свободна.
Марина Барешенкова, «Театральная касса, № 2», 02.2003
- Мотылек в камуфляжеИрина Леонидова, «Культура», 6.02.2003
- «Мотылек» П. ГладилинаЕлена Ковальская, «Афиша», 3.02.2003
- «Мотылек»Марина Барешенкова, «Театральная касса, № 2», 02.2003
- Солдатская грудь и все остальноеМарина Райкина, «Московский Комсомолец», 14.01.2003
- Дочь полкаПавел Руднев, «Ваш досуг», 13.01.2003
- К Фоменко залетел «Мотылек»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2003
- Зачем вы девушки?Дина Годер, «Еженедельный журнал», 25.12.2002
- Рядовая Лебедушкин хочет к мамеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.12.2002
- Пролетая над гнездом«Итоги», 23.12.2002
- Наряд вне очередиОлег Зинцов, «Ведомости», 23.12.2002
- Мотылек в камуфляже как мимикрия современностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 23.12.2002
- Рядовая Лебедушкин нашел Отелло в казармеДуня Войницкая, «Комсомольская правда», 21.12.2002
- Крылышками бяк-бяк-бякАртур Соломонов, «Газета», 20.12.2002
- Спасти рядового ЛебедушкинаМарина Давыдова, «Время новостей», 20.12.2002
- Один барабан, две трубы┘Ирина Корнеева, «Время МН», 19.12.2002
- Ангельский способ откосить от армииАлексей Филиппов, «Известия», 19.12.2002
- Неуставное отношение к театруРоман Должанский, «Коммерсант», 19.12.2002
- Военно-полевой романЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 19.12.2002
- Попытка полетаАлена Карась, «Российская газета», 19.12.2002