Попытка полета
Мастерская Петра Фоменко показала пьесу Петра Гладилина «Мотылек»
Драматург Петр Гладилин придумал отличную ситуацию парадоксальную и печальную. В военной части где-то на далеком севере рядовой Лебедушкин превратился в девушку┘ от отчаяния.
Юному дарованию, студенту театрального института Коле, неудачно пытавшемуся всеми силами «откосить», замученному непосильной военной муштрой, просто не осталось другого выбора он стал Натальей. Его толстокожий полковник, монстр и солдафон на поверку оказывается тончайшей души человеком, талантом в своем роде. И хоть гноит он бедную Лебедушкину, и грозится выдать ее за страшного свинопаса, но его тонкая душа открывается навстречу прекрасному: он обнаруживает в себе театральный дар, играя с Лебедушкиной «Отелло». Сама же Лебедушкина пишет пьесу в духе треплевского монолога о мировой душе про ангелов и вечные души влюбленных. Лебедушкин погибает во время боевых учений, погубленный злобным и коварным капитаном.
В этом ли феномен постановки новых пьес, что их фабулу приходится пересказывать, что за границами этой фабулы мало что остается? Что режиссер пытается быть по отношению к ним незаметным, его собственный язык, то есть язык театра как такового, столь неразличим, что публика вновь как в старые добрые времена остается один на один с актерами и пьесой.
менко «Мотылек», поставленный любителем и знатоком новых текстов Евгением Каменьковичем, можно только пересказывать. В нем есть, как всегда, обаятельный Юрий Степанов, играющий нежного солдафона, мрачно-коварный Тагир Рахимов в роли злобного капитана, небесно-субтильная, экзотическая Полина Кутепова в роли Лебедушкина, еще три актера, гротескный оркестрик хромых музыкантов, добавляющий ощущения жутковатого бреда, много парашютного шелка, из которого Лебедушкин шьет свои небесные платья и, наконец, в финале само небо, чистое и сияющее, в которое уходит юный гений (художник Владимир Максимов умеет лаконично и эффективно справляться с маленьким пространством Мастерской).
Пьеса Петра Гладилина отчасти находится на территории истинных интересов Мастерской Фоменко ее пристрастию к лирической, сказочной аранжировке всех печальных и трагических сюжетов. И все же ее ходульный, открытый пафос выпирает из всех щелей, и Евгений Каменькович ничем не смог его скрыть.
Впрочем, когда юное, мутировавшее в одну ночь, дарование тоненьким ангелическим голосом поет арию Глюка на фоне сияющего голубого неба, сердце сжимается от сострадания. Может быть, спустя несколько вечеров, когда актеры освоятся окончательно, «Мотылек» воспарит. Ведь в этой «утопической мелодраме», как назвал жанр пьесы сам автор, нет особой сложности, и мораль ее немудрена будьте как мотыльки, и тогда
Юному дарованию, студенту театрального института Коле, неудачно пытавшемуся всеми силами «откосить», замученному непосильной военной муштрой, просто не осталось другого выбора он стал Натальей. Его толстокожий полковник, монстр и солдафон на поверку оказывается тончайшей души человеком, талантом в своем роде. И хоть гноит он бедную Лебедушкину, и грозится выдать ее за страшного свинопаса, но его тонкая душа открывается навстречу прекрасному: он обнаруживает в себе театральный дар, играя с Лебедушкиной «Отелло». Сама же Лебедушкина пишет пьесу в духе треплевского монолога о мировой душе про ангелов и вечные души влюбленных. Лебедушкин погибает во время боевых учений, погубленный злобным и коварным капитаном.
В этом ли феномен постановки новых пьес, что их фабулу приходится пересказывать, что за границами этой фабулы мало что остается? Что режиссер пытается быть по отношению к ним незаметным, его собственный язык, то есть язык театра как такового, столь неразличим, что публика вновь как в старые добрые времена остается один на один с актерами и пьесой.
менко «Мотылек», поставленный любителем и знатоком новых текстов Евгением Каменьковичем, можно только пересказывать. В нем есть, как всегда, обаятельный Юрий Степанов, играющий нежного солдафона, мрачно-коварный Тагир Рахимов в роли злобного капитана, небесно-субтильная, экзотическая Полина Кутепова в роли Лебедушкина, еще три актера, гротескный оркестрик хромых музыкантов, добавляющий ощущения жутковатого бреда, много парашютного шелка, из которого Лебедушкин шьет свои небесные платья и, наконец, в финале само небо, чистое и сияющее, в которое уходит юный гений (художник Владимир Максимов умеет лаконично и эффективно справляться с маленьким пространством Мастерской).
Пьеса Петра Гладилина отчасти находится на территории истинных интересов Мастерской Фоменко ее пристрастию к лирической, сказочной аранжировке всех печальных и трагических сюжетов. И все же ее ходульный, открытый пафос выпирает из всех щелей, и Евгений Каменькович ничем не смог его скрыть.
Впрочем, когда юное, мутировавшее в одну ночь, дарование тоненьким ангелическим голосом поет арию Глюка на фоне сияющего голубого неба, сердце сжимается от сострадания. Может быть, спустя несколько вечеров, когда актеры освоятся окончательно, «Мотылек» воспарит. Ведь в этой «утопической мелодраме», как назвал жанр пьесы сам автор, нет особой сложности, и мораль ее немудрена будьте как мотыльки, и тогда
Алена Карась, «Российская газета», 19.12.2002
- Мотылек в камуфляжеИрина Леонидова, «Культура», 6.02.2003
- «Мотылек» П. ГладилинаЕлена Ковальская, «Афиша», 3.02.2003
- «Мотылек»Марина Барешенкова, «Театральная касса, № 2», 02.2003
- Солдатская грудь и все остальноеМарина Райкина, «Московский Комсомолец», 14.01.2003
- Дочь полкаПавел Руднев, «Ваш досуг», 13.01.2003
- К Фоменко залетел «Мотылек»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2003
- Зачем вы девушки?Дина Годер, «Еженедельный журнал», 25.12.2002
- Рядовая Лебедушкин хочет к мамеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.12.2002
- Пролетая над гнездом«Итоги», 23.12.2002
- Наряд вне очередиОлег Зинцов, «Ведомости», 23.12.2002
- Мотылек в камуфляже как мимикрия современностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 23.12.2002
- Рядовая Лебедушкин нашел Отелло в казармеДуня Войницкая, «Комсомольская правда», 21.12.2002
- Крылышками бяк-бяк-бякАртур Соломонов, «Газета», 20.12.2002
- Спасти рядового ЛебедушкинаМарина Давыдова, «Время новостей», 20.12.2002
- Один барабан, две трубы┘Ирина Корнеева, «Время МН», 19.12.2002
- Ангельский способ откосить от армииАлексей Филиппов, «Известия», 19.12.2002
- Неуставное отношение к театруРоман Должанский, «Коммерсант», 19.12.2002
- Военно-полевой романЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 19.12.2002
- Попытка полетаАлена Карась, «Российская газета», 19.12.2002