К Фоменко залетел «Мотылек»
Петру Наумовичу Фоменко только что присуждена премия «Чайка» в номинации «Патриарх». Без конкурентов. Однако Фоменко менее всего похож на патриарха. Вечно ищущий, вечно сомневающийся, парадоксально сочетающий верность традиции и склонность к эстетическому риску, неизменно чуткий к новизне, к талантам других. Это подтвердилось и в последней премьере театра «Мастерская Петра Фоменко» спектакле «Мотылек» по пьесе Петра Гладилина в постановке Евгения Каменьковича.
Петр Гладилин из немногих современных драматургов, сочиняющих неожиданные сюжеты. Место действия армейский полк в метельных северных широтах. Действующие лица люди военные, от полковника до рядового Коли Лебедушкина. Интрига ЧП в полку. Причем ЧП такого масштаба! Однако к реалиям сегодняшней армейской жизни пьеса «отобразительного» отношения не имеет. И история с внезапным превращением тихого интеллигентного рядового Лебедушкина, москвича, отучившегося курс в театральном и пишущего пьесы, в барышню всего лишь фабульная игра. Игра, несущая в себе, однако ж, глубокий смысл.
Да нет, не в дедовщине дело, якобы чудовищной силой своей оборотившей московского мальчика в девочку: единственный выход вырваться из ада. И уж тем более не в до боли волнующих нынче клубничных подробностях из жизни трансвеститов. Мотылек не имеет пола по названию. Полина Кутепова, актриса, не требующая подтверждения своей одаренности, играет в этой, согласимся, сверхсложной ситуации невозможное. Она играет душу. Некое существо, андрогина, человека ниоткуда. Ей удается играть внебытовое, бесплотное, легкое, призрачно-прозрачное, но при этом с мальчишеской лихостью, мужской решительностью и абсолютно женской незащищенностью и одухотворенностью. Это и проявляет суть пьесы, которая, повторимся, вовсе не про армию. Небытовая, нереалистическая, где одевание за 30 секунд и ползанье по мерзлой земле в полной боевой экипировке всего лишь антураж, декорации, она о неприкаянной и одинокой душе человеческой в этом мире, исполненном насилия и зла. Насилия не над телом тело терпеливо и смертно, над душой. И в этом поединке у Лебедушкина есть союзник комполка, этакий увалень, полковник-лирик. Три войны за спиной, 25 лет в армии, мечта командовать дивизией. Его играет Юрий Степанов, актер поразительной внутренней органики, в принципе невозможный в роли злодея. Ему выпало играть пробуждение души в трепетной и мужественной связке с хрупкой Кутеповой.
И вот их странный дуэт, дуэт жертвы и палача┘ репетирует по ночам в армейском клубе Шекспира, «Отелло», точно двое обреченных на необитаемом острове┘ Этот спектакль еще и гимн, ода искусству, театру, единственному прибежищу неприкаянным и крылатым душам. И, наверное, именно в театре Петра Фоменко, в нежной и мудрой режиссуре Каменьковича он и должен был появиться.
Петр Гладилин из немногих современных драматургов, сочиняющих неожиданные сюжеты. Место действия армейский полк в метельных северных широтах. Действующие лица люди военные, от полковника до рядового Коли Лебедушкина. Интрига ЧП в полку. Причем ЧП такого масштаба! Однако к реалиям сегодняшней армейской жизни пьеса «отобразительного» отношения не имеет. И история с внезапным превращением тихого интеллигентного рядового Лебедушкина, москвича, отучившегося курс в театральном и пишущего пьесы, в барышню всего лишь фабульная игра. Игра, несущая в себе, однако ж, глубокий смысл.
Да нет, не в дедовщине дело, якобы чудовищной силой своей оборотившей московского мальчика в девочку: единственный выход вырваться из ада. И уж тем более не в до боли волнующих нынче клубничных подробностях из жизни трансвеститов. Мотылек не имеет пола по названию. Полина Кутепова, актриса, не требующая подтверждения своей одаренности, играет в этой, согласимся, сверхсложной ситуации невозможное. Она играет душу. Некое существо, андрогина, человека ниоткуда. Ей удается играть внебытовое, бесплотное, легкое, призрачно-прозрачное, но при этом с мальчишеской лихостью, мужской решительностью и абсолютно женской незащищенностью и одухотворенностью. Это и проявляет суть пьесы, которая, повторимся, вовсе не про армию. Небытовая, нереалистическая, где одевание за 30 секунд и ползанье по мерзлой земле в полной боевой экипировке всего лишь антураж, декорации, она о неприкаянной и одинокой душе человеческой в этом мире, исполненном насилия и зла. Насилия не над телом тело терпеливо и смертно, над душой. И в этом поединке у Лебедушкина есть союзник комполка, этакий увалень, полковник-лирик. Три войны за спиной, 25 лет в армии, мечта командовать дивизией. Его играет Юрий Степанов, актер поразительной внутренней органики, в принципе невозможный в роли злодея. Ему выпало играть пробуждение души в трепетной и мужественной связке с хрупкой Кутеповой.
И вот их странный дуэт, дуэт жертвы и палача┘ репетирует по ночам в армейском клубе Шекспира, «Отелло», точно двое обреченных на необитаемом острове┘ Этот спектакль еще и гимн, ода искусству, театру, единственному прибежищу неприкаянным и крылатым душам. И, наверное, именно в театре Петра Фоменко, в нежной и мудрой режиссуре Каменьковича он и должен был появиться.
Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2003
- Мотылек в камуфляжеИрина Леонидова, «Культура», 6.02.2003
- «Мотылек» П. ГладилинаЕлена Ковальская, «Афиша», 3.02.2003
- «Мотылек»Марина Барешенкова, «Театральная касса, № 2», 02.2003
- Солдатская грудь и все остальноеМарина Райкина, «Московский Комсомолец», 14.01.2003
- Дочь полкаПавел Руднев, «Ваш досуг», 13.01.2003
- К Фоменко залетел «Мотылек»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2003
- Зачем вы девушки?Дина Годер, «Еженедельный журнал», 25.12.2002
- Рядовая Лебедушкин хочет к мамеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.12.2002
- Пролетая над гнездом«Итоги», 23.12.2002
- Наряд вне очередиОлег Зинцов, «Ведомости», 23.12.2002
- Мотылек в камуфляже как мимикрия современностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 23.12.2002
- Рядовая Лебедушкин нашел Отелло в казармеДуня Войницкая, «Комсомольская правда», 21.12.2002
- Крылышками бяк-бяк-бякАртур Соломонов, «Газета», 20.12.2002
- Спасти рядового ЛебедушкинаМарина Давыдова, «Время новостей», 20.12.2002
- Один барабан, две трубы┘Ирина Корнеева, «Время МН», 19.12.2002
- Ангельский способ откосить от армииАлексей Филиппов, «Известия», 19.12.2002
- Неуставное отношение к театруРоман Должанский, «Коммерсант», 19.12.2002
- Военно-полевой романЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 19.12.2002
- Попытка полетаАлена Карась, «Российская газета», 19.12.2002