Один барабан, две трубы┘
Евгений Каменькович поставил в «Мастерской Петра Фоменко» «Мотылька» военную сказку с печальным концом.
┘Вьюга. Зима. Собаки лают. На краю дикого поля, там, где начинается вечная мерзлота, стоит военный гарнизон. На плацу играет маленький военный оркестр: один барабан, две трубы. Интервалы между музыкальными номерами занимает трагическая история пребывания интеллигента в армии. Будущего актера, может, даже гениального. Он вылетел с первого курса театрального института. Симулировал шизофрению, глотал иголки, пил йод, но его все равно признали годным к строевой службе.
Написал отчаянную исповедь молодого бойца сценарист, поэт, эссеист, художник, арт-продюсер, драматург, режиссер театра и кино, создатель собственной театральной ассамблеи, иронист, мистик и «метафорист» (так он сам когда-то себя называл) Петр Гладилин. В его пьесах, как в сказках, совершаются удивительные превращения. Вот и в «Мотыльке» от безвыходности рядовой Николай Лебедушкин стал девушкой. В прямом смысле взял и переродился. Чтобы теперь никто не смог ему сказать: иди, Коля, защищай Родину┘ В постановке Каменьковича рядового Лебедушкина блестяще сыграла жена режиссера Полина Кутепова. Ее герой рвется в Москву как три сестры и сочиняет пьесу из одного пространного монолога как Костя Треплев. В его пьесе «Озельма Король пчел» масса невидимых персонажей и два действующих лица: король пчел и его возлюбленная красавица Сольминор, заблудившаяся в космической беззвездности. Да и сам рядовой Лебедушкин сказочное существо из страны эльфов, чудом попавшее в армию. Только финал у двух пьес не канонически сказочный: Король пчел умирает, Сольминор читает над его телом молитву. Умирает и Лебедушкин во время боевых учений попадает под машину. А он так хотел вырваться из казармы домой и так желал свободы и одиночества┘
Нельзя сказать, что с пьесой Гладилина Каменькович обошелся так же бережно, как, скажем, с текстами другого любимого им молодого драматурга Ольги Мухиной, из которых он не выкидывает ни слова. В «Мотыльке» Каменькович где-то сделал купюры, где-то дописал что-то остроумное, опустил некоторые подробности. Но его редактура пошла на пользу. И по хорошей пьесе он поставил очень хороший спектакль. А то, что войны нет, но Родину защищать все равно надо это все детали. Пусть и судьбоносные.
Написал отчаянную исповедь молодого бойца сценарист, поэт, эссеист, художник, арт-продюсер, драматург, режиссер театра и кино, создатель собственной театральной ассамблеи, иронист, мистик и «метафорист» (так он сам когда-то себя называл) Петр Гладилин. В его пьесах, как в сказках, совершаются удивительные превращения. Вот и в «Мотыльке» от безвыходности рядовой Николай Лебедушкин стал девушкой. В прямом смысле взял и переродился. Чтобы теперь никто не смог ему сказать: иди, Коля, защищай Родину┘ В постановке Каменьковича рядового Лебедушкина блестяще сыграла жена режиссера Полина Кутепова. Ее герой рвется в Москву как три сестры и сочиняет пьесу из одного пространного монолога как Костя Треплев. В его пьесе «Озельма Король пчел» масса невидимых персонажей и два действующих лица: король пчел и его возлюбленная красавица Сольминор, заблудившаяся в космической беззвездности. Да и сам рядовой Лебедушкин сказочное существо из страны эльфов, чудом попавшее в армию. Только финал у двух пьес не канонически сказочный: Король пчел умирает, Сольминор читает над его телом молитву. Умирает и Лебедушкин во время боевых учений попадает под машину. А он так хотел вырваться из казармы домой и так желал свободы и одиночества┘
Нельзя сказать, что с пьесой Гладилина Каменькович обошелся так же бережно, как, скажем, с текстами другого любимого им молодого драматурга Ольги Мухиной, из которых он не выкидывает ни слова. В «Мотыльке» Каменькович где-то сделал купюры, где-то дописал что-то остроумное, опустил некоторые подробности. Но его редактура пошла на пользу. И по хорошей пьесе он поставил очень хороший спектакль. А то, что войны нет, но Родину защищать все равно надо это все детали. Пусть и судьбоносные.
Ирина Корнеева, «Время МН», 19.12.2002
- Мотылек в камуфляжеИрина Леонидова, «Культура», 6.02.2003
- «Мотылек» П. ГладилинаЕлена Ковальская, «Афиша», 3.02.2003
- «Мотылек»Марина Барешенкова, «Театральная касса, № 2», 02.2003
- Солдатская грудь и все остальноеМарина Райкина, «Московский Комсомолец», 14.01.2003
- Дочь полкаПавел Руднев, «Ваш досуг», 13.01.2003
- К Фоменко залетел «Мотылек»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2003
- Зачем вы девушки?Дина Годер, «Еженедельный журнал», 25.12.2002
- Рядовая Лебедушкин хочет к мамеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.12.2002
- Пролетая над гнездом«Итоги», 23.12.2002
- Наряд вне очередиОлег Зинцов, «Ведомости», 23.12.2002
- Мотылек в камуфляже как мимикрия современностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 23.12.2002
- Рядовая Лебедушкин нашел Отелло в казармеДуня Войницкая, «Комсомольская правда», 21.12.2002
- Крылышками бяк-бяк-бякАртур Соломонов, «Газета», 20.12.2002
- Спасти рядового ЛебедушкинаМарина Давыдова, «Время новостей», 20.12.2002
- Один барабан, две трубы┘Ирина Корнеева, «Время МН», 19.12.2002
- Ангельский способ откосить от армииАлексей Филиппов, «Известия», 19.12.2002
- Неуставное отношение к театруРоман Должанский, «Коммерсант», 19.12.2002
- Военно-полевой романЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 19.12.2002
- Попытка полетаАлена Карась, «Российская газета», 19.12.2002