Наряд вне очереди
«Мастерская П. Фоменко» переоделась в камуфляж
Самое удачное в пьесе Петра Гладилина «Мотылек» первые 10 минут. В некой десантной части, дислоцированной где-то на Севере, лейтенант докладывает полковнику: нашего полку убыло рядовой Лебёдушкин превратился в девушку, не выдержав дедовщины и прочих ужасов армейской жизни. Дальше, однако, следует не комедия абсурда, а ровно то, что обещает программка: режиссер Евгений Каменькович поставил «утопическую мелодраму в 5-ти картинах», пригласив на главные роли Юрия Степанова и Полину Кутепову.
Самое удивительное в новом спектакле «Мастерской Петра Фоменко» выбор текста. Дело не в том, что в театре Фоменко всегда предпочитали классику (исключения все-таки были), и даже не в том, хорошо или нет сделана пьеса «Мотылек», важнее, что это драматургия особого сорта; за неимением лучшего определения назову ее «антрепризной». Комическая завязка, слезливый финал, две роли для звезд, еще три вспомогательные, минимум декораций и реквизита, хоть сейчас садись в поезд и поезжай на гастроли. Гладилин написал пьесу про то, как в грубый и жестокий современный мир попадает тонкая артистическая душа; разумеется, ненадолго энтомологическая метафора в названии сполна описывает сюжет. Тема эта, замечу, вообще очень волнует экс-советскую творческую интеллигенцию недавно похожая трепетная героиня порхала по экрану в фильме Игоря Масленникова «Письма к Эльзе»: подобно гладилинскому персонажу, она была не от мира сего и мечтала о театре. В «Мотыльке» чудесным образом изменивший пол рядовой Лебёдушкин (Полина Кутепова) сочиняет символистскую драму «Озельма, король пчел» и разыгрывает ее перед полковником (Юрий Степанов) на сцене местного клуба. Эпизод стилизован под спектакль Треплева из чеховской «Чайки» и логично завершается цитатой из той же пьесы аркадинской рецензией «декадентский бред». Дальше хуже: полковник на пару с Лебёдушкиным начинает ночами репетировать «Отелло» и даже играет перед пустым клубным залом воображаемую премьеру, надев кружевную рубашку и вымазавшись сажей. Выясняется, натурально, что и десантники чувствовать умеют, а театр это волшебство. Для контраста в пьесе выведен садист-капитан (Тагир Рахимов), который обещает, что Лебёдушкин вернется домой в цинковом гробу. Воспринимать все это всерьез нет никакой возможности, но Каменькович, понятно, ставил спектакль не шутки ради: в финале на сцене горит свеча, призрак убитого Лебёдушкина тихо проходит вдоль задника, а Юрий Степанов в одиночестве читает тот самый «декадентский бред».
Самое нелепое предположить, что это сознательный шаг в сторону массового вкуса: так в лучшие годы МХТ Станиславский и Немирович-Данченко включали в репертуар пьесу Сургучева, ныне справедливо забытого. Но в театр Фоменко, во-первых, и так не достать билетов, во-вторых, публика здесь по большей части не случайная и у нее «Мотылек» вызовет, скорее всего, такое же недоумение, как и у меня: чем дальше, тем больше кажется, что ошибся адресом.
Самое смешное допустить, что в «Мастерской Фоменко» решили не отставать от моды на новую драму, а поскольку представить на этой сцене пьесы Равенхилла, Сары Кейн или братьев Пресняковых было бы дико, искали что-нибудь гораздо менее радикальное, зато более возвышенное. С другой стороны, Каменькович и Гладилин не впервые работают вместе, а у Юрия Степанова одного из лучших артистов театра Фоменко давно уже не было главных ролей, и его дуэт с Полиной Кутеповой хотя бы отчасти оправдывает затею. Понятно, что смотреть на этих актеров интересно даже в гладилинском сюжете но лучше бы все-таки в каком-нибудь другом.
Самое удивительное в новом спектакле «Мастерской Петра Фоменко» выбор текста. Дело не в том, что в театре Фоменко всегда предпочитали классику (исключения все-таки были), и даже не в том, хорошо или нет сделана пьеса «Мотылек», важнее, что это драматургия особого сорта; за неимением лучшего определения назову ее «антрепризной». Комическая завязка, слезливый финал, две роли для звезд, еще три вспомогательные, минимум декораций и реквизита, хоть сейчас садись в поезд и поезжай на гастроли. Гладилин написал пьесу про то, как в грубый и жестокий современный мир попадает тонкая артистическая душа; разумеется, ненадолго энтомологическая метафора в названии сполна описывает сюжет. Тема эта, замечу, вообще очень волнует экс-советскую творческую интеллигенцию недавно похожая трепетная героиня порхала по экрану в фильме Игоря Масленникова «Письма к Эльзе»: подобно гладилинскому персонажу, она была не от мира сего и мечтала о театре. В «Мотыльке» чудесным образом изменивший пол рядовой Лебёдушкин (Полина Кутепова) сочиняет символистскую драму «Озельма, король пчел» и разыгрывает ее перед полковником (Юрий Степанов) на сцене местного клуба. Эпизод стилизован под спектакль Треплева из чеховской «Чайки» и логично завершается цитатой из той же пьесы аркадинской рецензией «декадентский бред». Дальше хуже: полковник на пару с Лебёдушкиным начинает ночами репетировать «Отелло» и даже играет перед пустым клубным залом воображаемую премьеру, надев кружевную рубашку и вымазавшись сажей. Выясняется, натурально, что и десантники чувствовать умеют, а театр это волшебство. Для контраста в пьесе выведен садист-капитан (Тагир Рахимов), который обещает, что Лебёдушкин вернется домой в цинковом гробу. Воспринимать все это всерьез нет никакой возможности, но Каменькович, понятно, ставил спектакль не шутки ради: в финале на сцене горит свеча, призрак убитого Лебёдушкина тихо проходит вдоль задника, а Юрий Степанов в одиночестве читает тот самый «декадентский бред».
Самое нелепое предположить, что это сознательный шаг в сторону массового вкуса: так в лучшие годы МХТ Станиславский и Немирович-Данченко включали в репертуар пьесу Сургучева, ныне справедливо забытого. Но в театр Фоменко, во-первых, и так не достать билетов, во-вторых, публика здесь по большей части не случайная и у нее «Мотылек» вызовет, скорее всего, такое же недоумение, как и у меня: чем дальше, тем больше кажется, что ошибся адресом.
Самое смешное допустить, что в «Мастерской Фоменко» решили не отставать от моды на новую драму, а поскольку представить на этой сцене пьесы Равенхилла, Сары Кейн или братьев Пресняковых было бы дико, искали что-нибудь гораздо менее радикальное, зато более возвышенное. С другой стороны, Каменькович и Гладилин не впервые работают вместе, а у Юрия Степанова одного из лучших артистов театра Фоменко давно уже не было главных ролей, и его дуэт с Полиной Кутеповой хотя бы отчасти оправдывает затею. Понятно, что смотреть на этих актеров интересно даже в гладилинском сюжете но лучше бы все-таки в каком-нибудь другом.
Олег Зинцов, «Ведомости», 23.12.2002
- Мотылек в камуфляжеИрина Леонидова, «Культура», 6.02.2003
- «Мотылек» П. ГладилинаЕлена Ковальская, «Афиша», 3.02.2003
- «Мотылек»Марина Барешенкова, «Театральная касса, № 2», 02.2003
- Солдатская грудь и все остальноеМарина Райкина, «Московский Комсомолец», 14.01.2003
- Дочь полкаПавел Руднев, «Ваш досуг», 13.01.2003
- К Фоменко залетел «Мотылек»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2003
- Зачем вы девушки?Дина Годер, «Еженедельный журнал», 25.12.2002
- Рядовая Лебедушкин хочет к мамеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.12.2002
- Пролетая над гнездом«Итоги», 23.12.2002
- Наряд вне очередиОлег Зинцов, «Ведомости», 23.12.2002
- Мотылек в камуфляже как мимикрия современностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 23.12.2002
- Рядовая Лебедушкин нашел Отелло в казармеДуня Войницкая, «Комсомольская правда», 21.12.2002
- Крылышками бяк-бяк-бякАртур Соломонов, «Газета», 20.12.2002
- Спасти рядового ЛебедушкинаМарина Давыдова, «Время новостей», 20.12.2002
- Один барабан, две трубы┘Ирина Корнеева, «Время МН», 19.12.2002
- Ангельский способ откосить от армииАлексей Филиппов, «Известия», 19.12.2002
- Неуставное отношение к театруРоман Должанский, «Коммерсант», 19.12.2002
- Военно-полевой романЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 19.12.2002
- Попытка полетаАлена Карась, «Российская газета», 19.12.2002