Пётр Фоменко показывает в Шайо «Трёх сестёр», не вызывающих эмоций
«В Москву! В Москву!» Поистине душераздирающий крик трёх сестёр, лейтмотив, сопровождающий их разбитые надежды вечно убегающий горизонт, потерянный рай, который им не суждено обрести. Ольга, Маша и Ирина молоды и красивы, чувствительны, умны, образованы. Они приехали в этот маленький провинциальный городок много лет назад вместе с отцом, который был назначен командиром местной бригады. Потом их мать и отец умерли, а они остались здесь, в родительском доме, как в тюрьме, и единственный способ вырваться из неё мечтать о Москве, о той Москве, которая предстаёт миражом счастья.
Окружение трёх сестёр это их брат Андрей (ему прочили прекрасное будущее учёного, но он погряз в провинциальной посредственности) и Наташа, его невеста, а позже жена, парвеню, которая в конце концов завладеет домом и отомстит за прошлые унижения; ещё Кулыгин, муж Маши: он преподаватель городского лицея, человек очень добрый, Маша бесконечно восхищается им, она его презирает. Имеется также барон Тузенбах, чистый, благородный, до безумия влюблённый в Ирину, и странный грубиян майор Солёный: он тоже влюблён в Ирину и безумен. А ещё Чебутыкин, старый военный врач, жизнь обошла его стороной, он безразличен и к себе, и к окружающим.
Наконец, есть Вершинин, который появляется, дабы смутить но немного, совсем немного уютную бессодержательность этого мирка: он утопист, верит в человека и лучшее будущее но не сумел совладать со своей собственной жизнью: жена его сумасшедшая, его грызёт тревога за дочек.
Несмотря на добрые намерения, никто из них не способен сделать что-либо хорошее ни себе, ни другим. .. Всё здесь рушится: надежды, мечты, праздники, любовные истории, отъезды. Даже волчки не крутятся здесь как положено.
Разумеется, «Три сестры» одна из великих пьес Чехова, но у Чехова все пьесы великие. Она сопровождала историю России с момента своего создания в Художественном театре в 1901 году Станиславским, а её последующие постановки могли служить барометром состояния страны. А главное, она, возможно, остаётся тем произведением, где осознанная ярость, которую вызывала в мягком, мудром Чехове неприспособленность к счастью его ему подобных, выражена с особенной силой, где эта ярость менее всего смягчена присущими ему иронией и великодушием. «Как плохо мы живём», мы, человеческие существа, хочется повторить вслед за Максимом Горьким при виде этих загубленных жизней как боимся мы жить, любить, прикладывать усилия к тому, чтобы быть действительно счастливыми, пользоваться тем невеликим временем, которое отведено нам на земле
Несколько хороших актёров
Новую постановку Петра Фоменко, который считается одним из современных мэтров российского и европейского театра, ждали с нетерпением и предвкушением. А мэтр погрузил «Трёх сестёр» в холодную погребальную атмосферу, насыщенную серыми, черными, синими и коричневыми тонами, в грустных и суровых декорациях, напоминающих лучшие времена Восточной Европы за железным занавесом.
В этом странно замкнутом пространстве, где исключена любая возможность вырваться вовне и это, безусловно, вполне сознательно Пётр Фоменко предлагает чопорную и путанную постановку, которая, несмотря на присутствие нескольких хороших актёров, не позволяет проникнуться той подспудной сетью отношений, которые сплетаются между живыми существами и независимо от них превращаются в несчастье их жизни. Возникает впечатление, что российский режиссёр не нашёл стержня, своего взгляда на трёх сестёр и их окружение, на их внутренние раны, на то, сколько усилий прикладывает каждый персонаж, чтобы ухватить хоть частичку счастья.
И даже выстрел, который убивает Тузенбаха в самом конце, Тузенбаха, который отправился на дуэль с Солёным пританцовывая, даже этот выстрел, обозначающий бесповоротный крах всякой надежды, звучит без всякого чувства, без жизни, ни в коей мере нас не задевая.
(Подстрочный перевод Риммы Генкиной.)
Окружение трёх сестёр это их брат Андрей (ему прочили прекрасное будущее учёного, но он погряз в провинциальной посредственности) и Наташа, его невеста, а позже жена, парвеню, которая в конце концов завладеет домом и отомстит за прошлые унижения; ещё Кулыгин, муж Маши: он преподаватель городского лицея, человек очень добрый, Маша бесконечно восхищается им, она его презирает. Имеется также барон Тузенбах, чистый, благородный, до безумия влюблённый в Ирину, и странный грубиян майор Солёный: он тоже влюблён в Ирину и безумен. А ещё Чебутыкин, старый военный врач, жизнь обошла его стороной, он безразличен и к себе, и к окружающим.
Наконец, есть Вершинин, который появляется, дабы смутить но немного, совсем немного уютную бессодержательность этого мирка: он утопист, верит в человека и лучшее будущее но не сумел совладать со своей собственной жизнью: жена его сумасшедшая, его грызёт тревога за дочек.
Несмотря на добрые намерения, никто из них не способен сделать что-либо хорошее ни себе, ни другим. .. Всё здесь рушится: надежды, мечты, праздники, любовные истории, отъезды. Даже волчки не крутятся здесь как положено.
Разумеется, «Три сестры» одна из великих пьес Чехова, но у Чехова все пьесы великие. Она сопровождала историю России с момента своего создания в Художественном театре в 1901 году Станиславским, а её последующие постановки могли служить барометром состояния страны. А главное, она, возможно, остаётся тем произведением, где осознанная ярость, которую вызывала в мягком, мудром Чехове неприспособленность к счастью его ему подобных, выражена с особенной силой, где эта ярость менее всего смягчена присущими ему иронией и великодушием. «Как плохо мы живём», мы, человеческие существа, хочется повторить вслед за Максимом Горьким при виде этих загубленных жизней как боимся мы жить, любить, прикладывать усилия к тому, чтобы быть действительно счастливыми, пользоваться тем невеликим временем, которое отведено нам на земле
Несколько хороших актёров
Новую постановку Петра Фоменко, который считается одним из современных мэтров российского и европейского театра, ждали с нетерпением и предвкушением. А мэтр погрузил «Трёх сестёр» в холодную погребальную атмосферу, насыщенную серыми, черными, синими и коричневыми тонами, в грустных и суровых декорациях, напоминающих лучшие времена Восточной Европы за железным занавесом.
В этом странно замкнутом пространстве, где исключена любая возможность вырваться вовне и это, безусловно, вполне сознательно Пётр Фоменко предлагает чопорную и путанную постановку, которая, несмотря на присутствие нескольких хороших актёров, не позволяет проникнуться той подспудной сетью отношений, которые сплетаются между живыми существами и независимо от них превращаются в несчастье их жизни. Возникает впечатление, что российский режиссёр не нашёл стержня, своего взгляда на трёх сестёр и их окружение, на их внутренние раны, на то, сколько усилий прикладывает каждый персонаж, чтобы ухватить хоть частичку счастья.
И даже выстрел, который убивает Тузенбаха в самом конце, Тузенбаха, который отправился на дуэль с Солёным пританцовывая, даже этот выстрел, обозначающий бесповоротный крах всякой надежды, звучит без всякого чувства, без жизни, ни в коей мере нас не задевая.
(Подстрочный перевод Риммы Генкиной.)
Фабьена Дарж, «Лё Монд», 5.11.2004
- Ирина БАЧУРИНА: «Театральная штучка»Светлана Потёмкина, «Экран и Сцена», 29.08.2014
- В театре нужен бойцовский характерЕлена Коновалова, «Страстной бульвар, № 2 (142)», 2011
- Олег Любимов: Самое страшное комплекс полноценностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 10.04.2008
- Мучительно прекрасная жизньЕлена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- Михаил Козаков: «Я поставил трагическую поэму о себе»Ирина Безирганова, «Культура», 11.10.2007
- Мадлен Джабраилова: «Актеру лучше быть мужчиной»Светлана Полякова, «Культура», 4.10.2007
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- Своя жизньСветлана Васильева, «Вестник Европы (№ 13-14)», 2005
- Магия Фоменко«Фигаро», 5.11.2004
- Фоменко ворожба по сёстрамЖан-Пьер Тибода, «Либерасьон», 5.11.2004
- Пётр Фоменко показывает в Шайо «Трёх сестёр», не вызывающих эмоцийФабьена Дарж, «Лё Монд», 5.11.2004
- Пётр Фоменко и его московская студия гости Шайо«Агентство Франс Пресс», 4.11.2004
- Интервью Мадлен Джабраиловой радио «Маяк»Григорий Заславский, 7.10.2004
- Несчастное счастьеМарина Давыдова, «Новый очевидец», 27.09.2004
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Тщетный авторский надзорНаталия Каминская, «Культура», 23.09.2004
- Три сестрыМайа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Сестринские чувстваМарина Зайонц, «Итоги», 21.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Человек человеку сестраАртур Соломонов, «Известия», 16.09.2004
- Чехов оказался безыдейнымРоман Должанский, «Коммерсантъ-Daily», 16.09.2004
- «Я и не знаю, что сказать»Ольга Кузнецова, «Время новостей», 16.09.2004
- Непрерванный диалогАлена Карась, «Российская газета», 16.09.2004
- Три сестры нашли автораОлег Зинцов, «Ведомости», 16.09.2004
- Без живой водыОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2004
- Невыносимая этюдность бытияГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru», 15.09.2004
- Хмель душиОльга Егошина, «Новые известия», 15.09.2004
- Бальзак в Бердичеве венчалсяДина Годер, «Gazeta.Ru», 15.09.2004
- Курсовая по ЧеховуМарина Шимадина, «Коммерсант-Weekend», 10.09.2004
- Черный хлеб Петра ФоменкоГригорий Заславский, «Независимая газета», 10.09.2004
- Как на Ириных именинах┘Елена Груева, «Ваш досуг», 09.2004
- Сентябрьский сюрпризЕлена Груева, «Ваш досуг», 09.2004