Возвращение блудного режиссера
Спектаклем «Отравленная туника» режиссер Иван Поповски оправдал доверие своего учителя
Десять лет назад студент Петра Фоменко Иван Поповски поставил спектакль «Приключение» на лестнице ГИТИСа. Замызганный коридор превратился в волшебную камеру-обскуру, в глубине которой мелькали сполохи метафор и призраки персонажей. После «Приключения» на Поповски возлагались необычайные надежды. Но он не торопился их оправдать.
В Москву привозили его «Балаганчик» и «Царь Емельян Пугачев» умные, правильные, изысканно скучные спектакли. Поповски даже рискнул попробовать себя в антрепризе, но Татьяне Васильевой его эстетские штучки оказались чужды, и в разгар репетиций режиссер был уволен. Еще один шанс подновить свою репутацию гения Ивану Поповски дал Петр Фоменко, и он использовал его на сто процентов. В театре мастера он поставил «Отравленную тунику» Николая Гумилева.
В новом спектакле Поповски не стал ничего выдумывать, просто отшлифовал свои постановочные ноу-хау до нестерпимого блеска. Как всегда, он выбрал декадентскую драму в стихах, где слова норовят воспарить над жизнью. С маниакальным перфекционизмом подогнал шепчущий, задыхающийся. призрачный саундтрек к взмаху ресниц актрисы. Набрал на роли своих старых друзей и знакомых: половина актеров, занятых в «Отравленной тунике», Галина Тюнина, Мадлен Джабраилова, Рустэм Юскаев играли в «Приключении» в тех же амплуа. Единственное, чем за десять лет обогатил свою режиссерскую палитру Поповски, это приемы из репертуара мага и чародея авангардного театра Боба Уилсона.
Поповски сыграл в свою игру и выиграл ее с первого же хода, с первой разукрашенной аллитерациями строки, упавшей в молчание, как в волшебный колодец. Все, что у Гумилева вызывает улыбку, коварные евнухи, отравленные туники, навязчивое упоение красивыми топонимами вроде Трапезонда, византийские femmes fatales, при ближайшем рассмотрении похожие на Веру Холодную, в спектакле Поповски смешалось в колдовском вареве из света и звука. Из игры теней, говора струн, шороха песка и лепета воды сотворил Поповски древнюю историю любви и ревности. «Отравленная туника» воскресила полузабытый шарм «Приключения», став самым завораживающим спектаклем уходящего сезона.
В Москву привозили его «Балаганчик» и «Царь Емельян Пугачев» умные, правильные, изысканно скучные спектакли. Поповски даже рискнул попробовать себя в антрепризе, но Татьяне Васильевой его эстетские штучки оказались чужды, и в разгар репетиций режиссер был уволен. Еще один шанс подновить свою репутацию гения Ивану Поповски дал Петр Фоменко, и он использовал его на сто процентов. В театре мастера он поставил «Отравленную тунику» Николая Гумилева.
В новом спектакле Поповски не стал ничего выдумывать, просто отшлифовал свои постановочные ноу-хау до нестерпимого блеска. Как всегда, он выбрал декадентскую драму в стихах, где слова норовят воспарить над жизнью. С маниакальным перфекционизмом подогнал шепчущий, задыхающийся. призрачный саундтрек к взмаху ресниц актрисы. Набрал на роли своих старых друзей и знакомых: половина актеров, занятых в «Отравленной тунике», Галина Тюнина, Мадлен Джабраилова, Рустэм Юскаев играли в «Приключении» в тех же амплуа. Единственное, чем за десять лет обогатил свою режиссерскую палитру Поповски, это приемы из репертуара мага и чародея авангардного театра Боба Уилсона.
Поповски сыграл в свою игру и выиграл ее с первого же хода, с первой разукрашенной аллитерациями строки, упавшей в молчание, как в волшебный колодец. Все, что у Гумилева вызывает улыбку, коварные евнухи, отравленные туники, навязчивое упоение красивыми топонимами вроде Трапезонда, византийские femmes fatales, при ближайшем рассмотрении похожие на Веру Холодную, в спектакле Поповски смешалось в колдовском вареве из света и звука. Из игры теней, говора струн, шороха песка и лепета воды сотворил Поповски древнюю историю любви и ревности. «Отравленная туника» воскресила полузабытый шарм «Приключения», став самым завораживающим спектаклем уходящего сезона.
Виктория Никифорова, «Эксперт», 24.06.2002
- Ирина БАЧУРИНА: «Театральная штучка»Светлана Потёмкина, «Экран и Сцена», 29.08.2014
- Зачет по высшей математикеМария Сперанская, «МК-Бульвар», 29.07.2002
- Поэзия Гумилева вдохновила «фоменковцев»Ирина Леонтьева, «Труд», 23.07.2002
- Восточные грезы любвиПавел Руднев, «Ваш Досуг», 8.07.2002
- Десять лет спустяАлексей Филиппов, «Известия», 8.07.2002
- «Отравленная туника» Н. ГумилеваЕлена Ковальская, «Афиша», 8.07.2002
- Отравленная туникаДина Годер, «Еженедельный Журнал», 4.07.2002
- Византийские сныНина Агишева, «Московские новости», 2.07.2002
- Гость из прошлого«Итоги», 2.07.2002
- Осторожно, отравлено!Екатерина Васенина, «Новая газета», 1.07.2002
- Ожившая «Отравленная туника»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 29», 07.2002
- Гипноз пространстваОлег Недоловский, «Современная драматургия, № 4», 07.2002
- Женщины обольщают и не всегда остаются в живыхГалина Облезова, «Новое время, № 29», 07.2002
- Любовь и смерть в ВизантииМария Хализева, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Перекресток ГекубыИрина Алпатова, «Культура», 27.06.2002
- Любовь в ВизантииЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 26.06.2002
- Отравленная туникаАлена Карась, «Российская газета», 25.06.2002
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Возвращение блудного режиссераВиктория Никифорова, «Эксперт», 24.06.2002
- От страстей свободны лишь рабы. И то - евнухиАнастасия Томская, «Комсомольская правда», 21.06.2002
- Русская поэзия с македонским акцентомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.06.2002
- Для красотыГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.06.2002
- На ядыОлег Зинцов, «Ведомости», 20.06.2002
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Коммерсант», 19.06.2002
- Люди, тигры и жирафыИрина Корнеева, «Время МН», 19.06.2002
- Македонец отправился в ВизантиюАртур Соломонов, «Газета», 19.06.2002
- Поэзия и правдаМарина Давыдова, «Время новостей», 19.06.2002
- Ключ к Серебряному векуМайа Одина, «Газета.ру», 18.06.2002