Десять лет спустя
Премьера Мастерской Петра Фоменко
Спектакль «Отравленная туника» в Мастерской Петра Фоменко поставил македонец Иван Поповски. Он учился на легендарном фоменковском курсе. Его одногруппницами были Галина Тюнина и Мадлен Джабраилова в 1991 году Поповски выпустил «Приключение» по Цветаевой, и они в нем играли.
«Отравленная туника» Гумилева тоже проходит по ведомству поэтического театра, и в спектакле вновь заняты Тюнина и Джабраилова (а еще Кирилл Пирогов и Рустэм Юскаев). На московской сцене появился поставленный на известных артистов и очень стильный спектакль: сербская художница Ангелина Атлагич придумала дивной красоты костюмы, Владимир Максимов лаконичные и изящные декорации. Черная кожа и мятое полотно, стальные заклепки, шапки, похожие на тиары, мантии с ажурными обручами, дерюга и шелк, а рядом камни, крошечные водоемы, светящееся лазерными огоньками ажурное зверье, в том числе и огромный, изысканный гумилевский жираф┘ (Надо полагать, тот самый, что бродит у озера Чад.)
Изысканны и «фоменки». Ломкая грация Галины Тюниной как нельзя кстати пришлась в роли императрицы Феодоры, Кирилл Пирогов (Имр, арабский поэт) заряжен энергией, нервен, порывист; Мадлен Джабраилова, много лет подряд игравшая характерные роли, да еще и с комическим оттенком, стала прекрасной принцессой Зоей девушкой, полюбившей первый раз в жизни. Смеяться на этот раз не над чем: Джабраиловой досталась почти трагическая роль.
Перестроечная мода на Гумилева прошла: многие помнят его стихи, но «Отравленную тунику» массовый читатель так и не прочел, и театры ее не ставили. Здесь есть все, что было дорого Гумилеву: пряный восточный антураж; поэт-изгнанник (да к тому же еще и царский сын), собирающийся отвоевать родную землю; дворцовые интриги; роковая, порочная, желанная женщина; чистая девушка, влюбленная в героя; страсть, победа и грядущая смерть. Имр восторжествует и над императрицей, и над императором, получит войско и отправится сражаться в родную Аравию, но вдогонку ему пошлют отравленную тунику в гумилевской мифологии поэт и герой обречен.
Иван Поповски поставил очень зрелищный спектакль, его строй близок гумилевской образности. Проблема в том, что «фоменки» давно не имели дела с поэтическим театром они не держат гумилевский ритм, им не хватает дыхания на то, чтобы говорить стихами два часа сценического времени. Кирилл Пирогов, без пяти минут кинозвезда, замечательно играющий современных молодых людей, поначалу очень хорош в роли Имра. В нем есть сухая, злая страсть, он жесток и нежен, он одержим идеей и Гумилев у него звучит замечательно. Но продолжается это не очень долго к середине спектакля арабский поэт сникает. Не выдерживает Гумилева даже тонко чувствующая слово Тюнина: поэтический театр не театр «фоменок», они привыкли плести психологическое кружево, а не чеканить ритм.
Вне контекста театра Петра Фоменко, «Одной абсолютно счастливой деревни», «Войны и мира», «Безумной из Шайо», этот спектакль смотрелся бы совсем по-другому на общемосковском театральном фоне он вполне хорош. Но здесь действуют иные критерии: сравняться с работами лучшего из московских театров нелегко.
«Отравленная туника» Гумилева тоже проходит по ведомству поэтического театра, и в спектакле вновь заняты Тюнина и Джабраилова (а еще Кирилл Пирогов и Рустэм Юскаев). На московской сцене появился поставленный на известных артистов и очень стильный спектакль: сербская художница Ангелина Атлагич придумала дивной красоты костюмы, Владимир Максимов лаконичные и изящные декорации. Черная кожа и мятое полотно, стальные заклепки, шапки, похожие на тиары, мантии с ажурными обручами, дерюга и шелк, а рядом камни, крошечные водоемы, светящееся лазерными огоньками ажурное зверье, в том числе и огромный, изысканный гумилевский жираф┘ (Надо полагать, тот самый, что бродит у озера Чад.)
Изысканны и «фоменки». Ломкая грация Галины Тюниной как нельзя кстати пришлась в роли императрицы Феодоры, Кирилл Пирогов (Имр, арабский поэт) заряжен энергией, нервен, порывист; Мадлен Джабраилова, много лет подряд игравшая характерные роли, да еще и с комическим оттенком, стала прекрасной принцессой Зоей девушкой, полюбившей первый раз в жизни. Смеяться на этот раз не над чем: Джабраиловой досталась почти трагическая роль.
Перестроечная мода на Гумилева прошла: многие помнят его стихи, но «Отравленную тунику» массовый читатель так и не прочел, и театры ее не ставили. Здесь есть все, что было дорого Гумилеву: пряный восточный антураж; поэт-изгнанник (да к тому же еще и царский сын), собирающийся отвоевать родную землю; дворцовые интриги; роковая, порочная, желанная женщина; чистая девушка, влюбленная в героя; страсть, победа и грядущая смерть. Имр восторжествует и над императрицей, и над императором, получит войско и отправится сражаться в родную Аравию, но вдогонку ему пошлют отравленную тунику в гумилевской мифологии поэт и герой обречен.
Иван Поповски поставил очень зрелищный спектакль, его строй близок гумилевской образности. Проблема в том, что «фоменки» давно не имели дела с поэтическим театром они не держат гумилевский ритм, им не хватает дыхания на то, чтобы говорить стихами два часа сценического времени. Кирилл Пирогов, без пяти минут кинозвезда, замечательно играющий современных молодых людей, поначалу очень хорош в роли Имра. В нем есть сухая, злая страсть, он жесток и нежен, он одержим идеей и Гумилев у него звучит замечательно. Но продолжается это не очень долго к середине спектакля арабский поэт сникает. Не выдерживает Гумилева даже тонко чувствующая слово Тюнина: поэтический театр не театр «фоменок», они привыкли плести психологическое кружево, а не чеканить ритм.
Вне контекста театра Петра Фоменко, «Одной абсолютно счастливой деревни», «Войны и мира», «Безумной из Шайо», этот спектакль смотрелся бы совсем по-другому на общемосковском театральном фоне он вполне хорош. Но здесь действуют иные критерии: сравняться с работами лучшего из московских театров нелегко.
Алексей Филиппов, «Известия», 8.07.2002
- Ирина БАЧУРИНА: «Театральная штучка»Светлана Потёмкина, «Экран и Сцена», 29.08.2014
- Зачет по высшей математикеМария Сперанская, «МК-Бульвар», 29.07.2002
- Поэзия Гумилева вдохновила «фоменковцев»Ирина Леонтьева, «Труд», 23.07.2002
- Восточные грезы любвиПавел Руднев, «Ваш Досуг», 8.07.2002
- Десять лет спустяАлексей Филиппов, «Известия», 8.07.2002
- «Отравленная туника» Н. ГумилеваЕлена Ковальская, «Афиша», 8.07.2002
- Отравленная туникаДина Годер, «Еженедельный Журнал», 4.07.2002
- Византийские сныНина Агишева, «Московские новости», 2.07.2002
- Гость из прошлого«Итоги», 2.07.2002
- Осторожно, отравлено!Екатерина Васенина, «Новая газета», 1.07.2002
- Ожившая «Отравленная туника»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 29», 07.2002
- Гипноз пространстваОлег Недоловский, «Современная драматургия, № 4», 07.2002
- Женщины обольщают и не всегда остаются в живыхГалина Облезова, «Новое время, № 29», 07.2002
- Любовь и смерть в ВизантииМария Хализева, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Перекресток ГекубыИрина Алпатова, «Культура», 27.06.2002
- Любовь в ВизантииЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 26.06.2002
- Отравленная туникаАлена Карась, «Российская газета», 25.06.2002
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Возвращение блудного режиссераВиктория Никифорова, «Эксперт», 24.06.2002
- От страстей свободны лишь рабы. И то - евнухиАнастасия Томская, «Комсомольская правда», 21.06.2002
- Русская поэзия с македонским акцентомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.06.2002
- Для красотыГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.06.2002
- На ядыОлег Зинцов, «Ведомости», 20.06.2002
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Коммерсант», 19.06.2002
- Люди, тигры и жирафыИрина Корнеева, «Время МН», 19.06.2002
- Македонец отправился в ВизантиюАртур Соломонов, «Газета», 19.06.2002
- Поэзия и правдаМарина Давыдова, «Время новостей», 19.06.2002
- Ключ к Серебряному векуМайа Одина, «Газета.ру», 18.06.2002