Эпатирует гармония
Рождение театра
Режиссерский курс Петра Фоменко решил устроить показ всех своих спектаклей. Полупилось не только подведение итогов учебы в ГИТИСе, вышел своего рода спонтанный фестиваль, который свидетельствует о рождении нового театра. Студенческий курс уже без натяжек можно назвать труппой, органично взаимодействующей с режиссерами разной ориентации. Так сложилось, что вместе с художественным руководителем Петром Фоменко, чей талант давно и по праву признан, работают два педагога Сергей Женовач и Евгений Каменькович два наиболее интересных молодых режиссера Москвы. А Иван Поповски, студент из Югославии, уже успел стать полулегендарной фигурой.
Есть нечто, объединяющее творческие индивидуальности, режиссерские почерки и актерские дарования. Отсутствуют крайние установки: нет ни суперавангарда, который быстро приедается, ни нарочитой традиционности. Курс Фоменко взял долгое и глубокое художественное дыхание. Оно позволяет создавать спектакли, сочетающие в себе смелость эксперимента, классическую мудрость и безупречную внутреннюю завершенность. «Фоменки» могут допускать мелкие промашки, естественные для студентов, но зато целостность и оригинальность их постановок говорят о ранней творческой зрелости. По большому счету они виртуозы.
«Владимир III степени», созданный Женовачем по гоголевским отрывкам, обладает необыкновенной подробностью и неторопливым, неровным ритмом. Перед нами не окно в жизнь, а какое-то магическое пространство, в которое погружаешься, как в сон. Реализм, освобожденный от сверхзадачи в ее традиционном понимании, оказывается действительно фантастическим.
«Волки и овцы», режиссерская работа китайской студентки Ма Чжен Хун, реформирует наши представления о классике изнутри и как бы невзначай. Бытовое пространство Островского занимает сцену и половину зала, оттесняя зрителей в угол. Гамак, столы, столики, кресла, диваны с подушками, абажуры, безделушки, качалка. В общем, развернулись вовсю. Странно, но такая основательность не делает Островского неповоротливо материальным. Быт невесом и прозрачен, как древняя китайская поэзия. Быт не быт, реализм не реализм, психология не психология. Сюжет погони за богатством, при всей своей актуальности в наше время, не столь важен. Главное это взаимодействие двух типов людей.
Дело не в том, кто чья жертва. Пары образуются по принципу контраста. Глафира (Галина Тюнина) свободно переходит от роли набожной скромницы к амплуа светской заводной подружки, чтобы тут же обнаружить свойства женщины-вамп. Она не столько интригует, сколько очаровывает, увлекает, сводит с ума своей насмешливой грацией. Ее партнер Лыняев в талантливом исполнении Юрия Степанова не менее обаятелен, чем Глафира. Но он - человек непосредственных чувств, которые не способен унять и проконтролировать. Другая пара Купавина и Беркутов. Полина Кутепова играет свою героиню изысканной и в то же время феерически комичной. Она так иррациональна и хаотична, что ей просто не обойтись без расчетливого, суховатого Беркутова (Карэн Бадалов).
Героев притягивает друг к другу, потому что каждый из них несамодостаточен. Каждый перекос в какую-либо сторону, будь то рациональность или взбалмошность. В финале комедии торжествует не обман, не упадок нравов, не безмерная алчность. Парадоксальным образом возникают равновесие и веселый порядок. Так проявляется двойственная природа гармонии.
Вообще если «фоменки» чем-то и эпатируют, тек это именно гармонией, позволяющей взглянуть на мир с неожиданной стороны. «Двенадцатая ночь» Шекспира в трактовке Каменьковича образует блистательный противовес реальности. Втискивается, как своего рода антракт между неразрешимыми трагическими конфликтами нашего мира. Спектакль ненавязчиво и уверенно погружает нас в состояние неуемного веселья, какой-то забубенной радости и безумной свободы. Что не лишает действие специфического драматизма. Мы как бы наблюдаем и сопоставляем различные принципы игры. Одну игру ведет судьба, другую сами люди. В процессе божественной игры случая персонажи проходят путь от горестей и отчаяния к счастью. Некая надличностная сила позаботилась о героях и не посмела отнять у них любовь и радость бытия. Игра людей друг с другом имеет иную цель: приобщить к драматизму жизни, к разочарованию и безжалостному смеху. Самовлюбленный дворецкий Мальволио должен быть наказан уже за то, что ждет мгновенного счастья, безболезненного триумфа. Но страдание столь же непреложный удел человека, как и его предназначенность для красоты и любви.
Об этом свидетельствует «Приключение» Марины Цветаевой в постановке Ивана Поповски. Однажды он сказал, что во время поездки в Италию бывал на улице, где некогда жил Казанова. И что узкий коридор ГИТИСа «один в один» похож на ту улицу. Цветаевский сюжет о Казанове, разыгранный в этом коридоре, создал изысканный образ любви, одухотворенной чувственности. Казанова (А. Казаков) и Генриетта (Г. Тюнина) воплощают саму грацию страсти. Герой похож на печального и в то же время неистового рыцаря любви. Героиня очаровывает и покидает его, как фея с авантюрными наклонностями, как Снежная королева, переодетая в мужской наряд. Голоса, витающие в пустоте, напоминают звуки серебряных струн или шелест шелка. Трепетное напряжение излучает каждый жест, каждый взгляд героев. Значимо каждое редкое прикосновение будто оно ценится на вес драгоценного металла, будто ими отмеряют вечность.
Внутренняя соотнесенность мгновения с бесконечным временем, отдельной человеческой жизни с бытием Вселенной, последнего отчаяния и безумия с просветлением составляет внутреннюю тему новой постановки Женовача по «Шуму и ярости» У. Фолкнера. Этот последний спектакль еще раз подтверждает, что курс фактически превратился в самостоятельный театральный организм. А значит, ему необходимо помещение, где бы он мог существовать. Эта проблема заставляет прервать рассуждения о поэзии художественных форм и всерьез подумать о прозе жизни.
Есть нечто, объединяющее творческие индивидуальности, режиссерские почерки и актерские дарования. Отсутствуют крайние установки: нет ни суперавангарда, который быстро приедается, ни нарочитой традиционности. Курс Фоменко взял долгое и глубокое художественное дыхание. Оно позволяет создавать спектакли, сочетающие в себе смелость эксперимента, классическую мудрость и безупречную внутреннюю завершенность. «Фоменки» могут допускать мелкие промашки, естественные для студентов, но зато целостность и оригинальность их постановок говорят о ранней творческой зрелости. По большому счету они виртуозы.
«Владимир III степени», созданный Женовачем по гоголевским отрывкам, обладает необыкновенной подробностью и неторопливым, неровным ритмом. Перед нами не окно в жизнь, а какое-то магическое пространство, в которое погружаешься, как в сон. Реализм, освобожденный от сверхзадачи в ее традиционном понимании, оказывается действительно фантастическим.
«Волки и овцы», режиссерская работа китайской студентки Ма Чжен Хун, реформирует наши представления о классике изнутри и как бы невзначай. Бытовое пространство Островского занимает сцену и половину зала, оттесняя зрителей в угол. Гамак, столы, столики, кресла, диваны с подушками, абажуры, безделушки, качалка. В общем, развернулись вовсю. Странно, но такая основательность не делает Островского неповоротливо материальным. Быт невесом и прозрачен, как древняя китайская поэзия. Быт не быт, реализм не реализм, психология не психология. Сюжет погони за богатством, при всей своей актуальности в наше время, не столь важен. Главное это взаимодействие двух типов людей.
Дело не в том, кто чья жертва. Пары образуются по принципу контраста. Глафира (Галина Тюнина) свободно переходит от роли набожной скромницы к амплуа светской заводной подружки, чтобы тут же обнаружить свойства женщины-вамп. Она не столько интригует, сколько очаровывает, увлекает, сводит с ума своей насмешливой грацией. Ее партнер Лыняев в талантливом исполнении Юрия Степанова не менее обаятелен, чем Глафира. Но он - человек непосредственных чувств, которые не способен унять и проконтролировать. Другая пара Купавина и Беркутов. Полина Кутепова играет свою героиню изысканной и в то же время феерически комичной. Она так иррациональна и хаотична, что ей просто не обойтись без расчетливого, суховатого Беркутова (Карэн Бадалов).
Героев притягивает друг к другу, потому что каждый из них несамодостаточен. Каждый перекос в какую-либо сторону, будь то рациональность или взбалмошность. В финале комедии торжествует не обман, не упадок нравов, не безмерная алчность. Парадоксальным образом возникают равновесие и веселый порядок. Так проявляется двойственная природа гармонии.
Вообще если «фоменки» чем-то и эпатируют, тек это именно гармонией, позволяющей взглянуть на мир с неожиданной стороны. «Двенадцатая ночь» Шекспира в трактовке Каменьковича образует блистательный противовес реальности. Втискивается, как своего рода антракт между неразрешимыми трагическими конфликтами нашего мира. Спектакль ненавязчиво и уверенно погружает нас в состояние неуемного веселья, какой-то забубенной радости и безумной свободы. Что не лишает действие специфического драматизма. Мы как бы наблюдаем и сопоставляем различные принципы игры. Одну игру ведет судьба, другую сами люди. В процессе божественной игры случая персонажи проходят путь от горестей и отчаяния к счастью. Некая надличностная сила позаботилась о героях и не посмела отнять у них любовь и радость бытия. Игра людей друг с другом имеет иную цель: приобщить к драматизму жизни, к разочарованию и безжалостному смеху. Самовлюбленный дворецкий Мальволио должен быть наказан уже за то, что ждет мгновенного счастья, безболезненного триумфа. Но страдание столь же непреложный удел человека, как и его предназначенность для красоты и любви.
Об этом свидетельствует «Приключение» Марины Цветаевой в постановке Ивана Поповски. Однажды он сказал, что во время поездки в Италию бывал на улице, где некогда жил Казанова. И что узкий коридор ГИТИСа «один в один» похож на ту улицу. Цветаевский сюжет о Казанове, разыгранный в этом коридоре, создал изысканный образ любви, одухотворенной чувственности. Казанова (А. Казаков) и Генриетта (Г. Тюнина) воплощают саму грацию страсти. Герой похож на печального и в то же время неистового рыцаря любви. Героиня очаровывает и покидает его, как фея с авантюрными наклонностями, как Снежная королева, переодетая в мужской наряд. Голоса, витающие в пустоте, напоминают звуки серебряных струн или шелест шелка. Трепетное напряжение излучает каждый жест, каждый взгляд героев. Значимо каждое редкое прикосновение будто оно ценится на вес драгоценного металла, будто ими отмеряют вечность.
Внутренняя соотнесенность мгновения с бесконечным временем, отдельной человеческой жизни с бытием Вселенной, последнего отчаяния и безумия с просветлением составляет внутреннюю тему новой постановки Женовача по «Шуму и ярости» У. Фолкнера. Этот последний спектакль еще раз подтверждает, что курс фактически превратился в самостоятельный театральный организм. А значит, ему необходимо помещение, где бы он мог существовать. Эта проблема заставляет прервать рассуждения о поэзии художественных форм и всерьез подумать о прозе жизни.
Екатерина Сальникова, «Независимая газета», 10.03.1993
- Актер мирного сосуществования«Дом Актера», 05.1997
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- «Мастерская» Петра ФоменкоНелли Пляцковская, «Невское время», 16.03.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Эпатирует гармонияЕкатерина Сальникова, «Независимая газета», 10.03.1993
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- ДарНаталья Крымова, 1992
- «Владимир…» превосходной степениОлег Табаков, «Экран и сцена», 26.12.1991
- Гоголь из кусочковМария Богатырева, «Московский Комсомолец», 24.10.1991
- Фоменки*Аркадий Островский, «Театр»,